Искусство & технологии

Жан Тодт Шеф Шумахера

Он может самый невысокий человек во всей "Формуле-1", но по титулам, классу и профессионализму он выше на голову всех своих коллег по королевским гонкам

Он может самый невысокий человек во всей "Формуле-1", но по титулам, классу и профессионализму он выше на голову всех своих коллег по королевским гонкам. Да что там говорить, если Жану Тодту, спортивному директору легендарной и самой популярной конюшни Scuderia Ferrari, смотрит в рот сам Михаэль Шумахер, потому только благодаря ему "Красный барон" стал лучшим гонщиком всех времен и народов. Ну а вторая страсть француза - Часы.

Г-н Тодт, на мой взгляд, у вас самая ответственная и нервная должность в Ferrari, а большинство наград и обожание многомиллиардной армии поклонников достаются другим. Не обидно?
 
Вы знаете, у моей работы, как у медали, две стороны. И, как мне кажется, человеку, который не варится в формулическом котле, понять это сложно. Да, с одной стороны, это фантастическое и ни с чем не сравнимое чувство руководить таким социальным экономическим и эмоциональным феноменом, как Ferrari, заставлять многомиллиардную армию наших фанатов сходить с ума от счастья и быть любимым ими.

Многие мне завидуют, особенно сейчас, когда мы 4 раза подряд выигрывали чемпионат мира. Но с другой стороны, у руководителя великой команды - великие же проблемы. На Ferrari работают сотни людей. Ошибка каждого из них может перечеркнуть усилия остальных. В условиях невероятного психологического пресса, когда от тебя не ждут, а требуют только побед, работать колоссально сложно.

Думаю, меня выручает лишь моя одержимость, моя страсть к автомобилям. Она так глубока! Она сидит во мне на генетическом уровне. Я был повернутым на машинах мальчишкой, затем профессиональным гонщиком, потом возглавлял раллийную команду, сейчас руковожу Ferrari, но  чувствую, что страсть эта с годами становится лишь сильнее.

До сих пор, когда я иду по улице, а мимо меня проезжает Ferrari, я останавливаюсь и смотрю ей вслед. Хотя, как вы, наверное, догадываетесь, по долгу службы я ежедневно вижу более чем достаточно машин марки Ferrari.

То есть ваша судьба, можно сказать, была предрешена изначально?
 
Ну если для меня не существовало ничего интереснее машин уже в 7-летнем возрасте? А ведь, кстати говоря, почему так произошло, до сих пор не знаю. Я понимаю, почему мой сын любит автомобили: это папина работа, а он любит папу, любит бывать у меня на работе, на "Гран-при", у нас дома часто гостят пилоты...

Жан Тодт

Но мой-то отец был частным врачом в парижском пригороде, и к машине относился как к средству передвижения от одного больного к другому. У моих родителей не было ни средств, ни желания поддерживать мое увлечение автоспортом. А о том, чтобы они помогли мне купить собственное спортивное авто, речи даже не возникало.

Так что мне пришлось начинать карьеру со штурмана, что не в те времена не считалось ни профессией, ни тем более искусством. Но, как мне кажется, именно будучи штурманом я узнал очень многое о том, как нужно организовывать, руководить, мотивировать людей, импровизировать на трассе и бороться со стрессами.

Вы в детстве коллекционировали машинки?

Ну, конечно же! Я и сейчас их собираю. К счастью, теперь я имею возможность коллекционировать в своем гараже уже не игрушечные, а настоящие автомобили. Только не подумайте, что у меня большая коллекция. Так, есть немного. Большей частью, естественно, Ferrari.

Но если для кого-то они символ богатства и власти, то для меня Ferrari - части моего тела и души. Они моя страсть, я очень счастлив, что могу поставить знак равенства между профессией и страстью.

А какого рода дорогие игрушки вас интересуют помимо автомобилей?

Я бы не сказал, что это игрушки. Игрушки - это игрушки, детская забава. А то, что вы имеете ввиду, я называю прекрасными вещами. Да, порой они вновь превращают нас, взрослых, в детей: мы прячем их, тщательно храним, показываем только лучшим друзьям... Кстати, почти все, с кем я работаю, очень любят окружать себя прекрасными вещами.

И в первую очередь это часы. Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло, пилоты, владельцы и директора других команд питают слабость к часам. Почему именно к часам?

А потому что у женщин есть ювелирные украшения - ожерелья, цепочки, браслеты, кольца, серьги - которые общество запрещает носить мужчинам. Вот и получается, что наручные часы - единственное драгоценное украшение мужчины. Поэтому они так важны для нас. 

Часы, машины, командные виды спорта... - все это, можно сказать, княжества мужского царства. Интересно, почему?

Да, это наше царство. Возьмем, к примеру, футбол. Женщин в нем больше интересуют игроки, а мужчин - сама игра, стратегия, тактические схемы, статистика. Женщина обращает внимание прежде всего на силуэт корпуса автомобиля, в то время как мужчину заводят его скоростные и ходовые характеристики.

Тоже и с часами. Женщина в первую очередь оценивает их форму, а мужчина - функции, престиж и историю брэнда, технологии, которые применялись при создании этих часов. Мужчине важно понять, на что он тратит деньги, ведь он знает, что на эту немалую сумму, которую просят за хорошие часы, он может приобрести неплохой автомобиль.

Поэтому он купит только те часы, которые оправдывают каждый цент своей стоимости. Женщине подобные рассуждения, как правило, не свойственны. Если уж ей что-нибудь понравилось, то она купит это несмотря ни на что.

А почему, если мужчина любит машины, то обычно он не менее страстно любит и часы? Как вы думаете, между этими вещами есть какая-то связь?

На мой взгляд, есть. Сужу по себе. За последние 30 лет я как покупатель ознакомился по восходящей со всей продукцией швейцарской часовой промышленности. Не могу сказать, что хорошо знаком со всеми великими часового бизнеса, но зато хорошо знаю, что почти все они питают слабость к быстрым автомобилям безупречного дизайна.

И еще я заметил: чем больше уделяешь часам и машинам времени, тем требовательнее к ним становишься. Пилот по мере роста мастерства управляет все более скоростными, совершенными и сложными машинами, а поклонник часов после первых спортивных часов приобретает хронограф, затем часы с лунным каледарем, вечным.

Может когда-нибудь доберется и до турбийона или репетира. Кстати, часы имеют преимущество перед авто в том, что коллекционировать машины непросто: многие люди вынуждены расставаться со своими любимцами, поскольку их просто не где хранить. А часы штука такая: чем больше их имеешь, тем больше хочется, и на определенном этапе человек становится коллекционером.

Вы можете себя назвать коллекционером?
 
Нет. Коллекционер - это высокое звание. Собирая что-то, люди посвящают предмету своей страсти часть жизни, становятся настоящими экспертами в этой области. Я любитель. Люблю шикарные часы и счастлив, что могу себе позволить купить то, что мне нравится.

А что вам нравится кроме машин и часов?

Ручки, красивая мебель, произведения искусства. У меня собралось много прекрасных наборов для игры в нарды. Люблю нарды и однажды даже сдизайнировал для компании Schedoni набор с доской и чехлом - все из кожи. С недавних пор стал интересоваться современным искусством.

Собираю работы Фрэнка Стеллы. Работа позволяет знакомиться с очень многими интересными людьми, а когда знаешь человека, воспринимаешь его работы совершенно иначе. Так и с часами. К примеру, первые хорошие часы мне подарил Джекки Иккс. Это были IWC.

С тех пор я отношусь к часам этой марки по-особенному. И еще о собирательстве: вещь, которая может мне понравиться, непременно должна быть из моего времени. Меня почему-то не привлекают вещи из прошлых эпох, например, настольные или карманные часы, также как и автомобили без дисковых тормозов.

Вы согласны с известной поговоркой, утверждающей, что разница между мужчиной и мальчишкой - в цене их игрушек?
 
В общем, да. Однако, на мой взгляд, здесь главное - знать меру и четко соразмерять свои мечты с вещами, которые ты можешь себе позволить на самом деле, не раздувать ничего до масштаба трагедии, не делать глупостей и уметь наслаждаться тем, что имеешь.

Жан Тодт

Я не чувствую себя несчастным человеком, потому что у меня, например, нет собственной яхты или самолета. Я знаю, что они мне не по карману. А если кто-то подарит мне яхту или самолет, я, наоборот, расстроюсь, поскольку не смогу содержать такой аппарат и мне придется от него избавляться. Куда больше удовольствия мне могут доставить прекрасные часы, красивая ручка, шикарные туфли, свитер или даже шарф.

Ведь я живу в Италии, где люди очень тщательно заботятся о своей внешности, любят и умеют себя преподносить с помощью обыкновенных вещей и аксессуаров. Огромное удовольствие мне доставляет также архитектура, дизайн жилья. Важно быть в курсе новинок науки, искусства, техники, роскоши и выбирать из них то, что лучше всего подходит тебе и твоему образу жизни.

Вы сказали, что собираете только современные вещи. Чтобы было что вспомнить в старости?
 
Я собираю часы более 30 лет. Их у меня более 50 штук и каждая имеет свою историю. Однако у меня практически не бывает времени спокойно разложить перед собой всю коллекцию, рассмотреть каждые часы, покопаться в памяти. Бывает, что я месяцами ношу одни и те же часы, потому что из-за работы просто забываю обо всем на свете, в том числе и о своей коллекции.

Это и отличает меня от классического коллекционера.
Вы знаете, я даже не собираю свои фотографии, кассеты или диски с записью триумфов нашей команды, сдаю в музей Ferrari кубки и прочие награды... Где в глубине души понимаю, что неплохо было бы сохранить парочку призов на память, но слишком уж привык жить настоящим днем.

Чтож, вполне в традиции Ferrari и самого коммендаторе Энцо Феррари, который на вопрос "Какую машину вы считаете самой лучшей в истории?" отвечал: "Та, что я еще не построил".

Жить завтравшим днем, постоянно думая о будущем, - не традиция. Это отношение к жизни.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2004

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?