Искусство & технологии

Джеральд Джента: Настоящий итальянец умрет за красивые часы

Самый яркий символ современного итальянского часового искусства, несомненно, – Джеральд Джента. Несмотря на то, что он покинул дом, носящий его собственное имя, слава мастера нисколько не померкла

Самый яркий символ современного итальянского часового искусства, несомненно, – Джеральд Джента. Несмотря на то, что он покинул дом, носящий его собственное имя, слава мастера нисколько не померкла. Он все такой же: шикарный седовласый мужчина, с улыбкой под огромными усами, остроумный собеседник и непревзойденный мастер.

Швейцарцы привнесли в часовое искусство престиж, основанный на великой традиции. Французы добавили легкость и красоту Art Deco. Немцы – инженерную мысль и надежность конструкции. А каков вклад итальянцев в современное искусство Haute Horlogerie?

Итальянцы подарили часам стиль. Или, если точнее, стильность. То, что швейцарские часы выглядят так шикарно и сразу же привлекают внимание к своему владельцу, свидетельствуют о его статусе – это заслуга итальянцев. Вы посмотрите, на что были бы похожи швейцарские часы, если бы не было итальянцев?!

Скучные, однотипные, все, как один круглые или прямоугольные, черно-белые… Думаете, так просто было придумать  для Audemars Piguet форму Royal Oak и запустить ее в производство? Любая инновация в дизайне или в технике воспринимается в часовом мире, мягко говоря, скептически.

Audemars Piguet Royal Oak

Итальянские мастера любят замысловатые формы, яркие цвета, нестандартные решения, однако их желания часто ограничиваются жесткими правилами маркетинга. Зато именно оригинальные идеи, если не покупаются, то, по крайней мере, запоминаются. Иначе говоря, если швейцарцы придали часам престиж, то мы подарили им шик.

Если внимательно приглядеться к швейцарской (особенно Женевской) часовой индустрии, окажется, что во многих ее областях заняты именно итальянцы. Кроме того, Италия считается крупнейшим в Европе рынком элитных часов. Как вы можете объяснить такую страстную любовь итальянцев к часам?

Очень просто. Настоящий итальянец больше всего на свете любит три вещи. Во-первых, обувь. Затем автомобили. И на третьем месте – часы. Потом уже идет все остальное: костюмы, запонки, ручки и прочие аксессуары. При этом всем известно, что Италия не самая богатая страна в Европе, и, тем не менее, оборот рынка товаров люкс в несколько раз превышает показатели, например, Великобритании.

Почему? Потому что итальянцу до смерти важно, как он выглядит, какое впечатление производит на окружающих. Он заботится о тех вещах, на которые люди, прежде всего, обращают внимание: туфли, авто, часы. При этом настоящему итальянцу не важно, что под дорогим галстуком у него обычная дешевая рубашка. Другое дело – англичане. Для них в первую очередь важен комфорт и солидность.

Если англичанин выбирает обувь, то она вообще может быть внешне безобразна, зато он будет ходить в ней годами. Для итальянцев же внешняя красота и шик – это настоящий культ.

А что вы можете сказать в этом отношении о русских людях? К кому они ближе, к итальянцам или англичанам?

О, русские – это совсем особый народ! Начнем с того, что у него есть изначальное стремление к роскоши и шикарному оформлению своего жизненного пространства, которое скорее свойственно евразийцам, чем европейцам.

С другой стороны советская ментальнось, которая почти век определяла ваше сознание, несколько деформировала эстетические критерии. Я заметил, что у вас сейчас есть огромная разница между богатыми и бедными людьми.

Для последних понятие «имидж» вообще не существует, а для первых понятия «шикарное» и «стильное» зачастую подменяются критерием «дорогое». Мне кажется, что русские люди еще просто не научились правильно и со вкусом тратить деньги.
С другой стороны – у вас есть огромный культурный пласт, великая история, которая, на мой взгляд, никуда не делась.

Традиции русского искусства, меценатства, театр и балет, ювелирное мастерство – еще совсем недавно в России знали толк в шикарной жизни. Если помните, самый виртуозный ювелирный мастер Европы Карл Фабрже достиг зенита славы именно при дворе российского императора.

Поэтому я вижу что россияне могут любить и ценить красивые вещи. В отличие, кстати, от американцев, у которых ничего нет – ни культуры, ни истории. Вот смотрите, кто национальный символ, национальный герой США? Ковбой. Парень, у которого есть только лошадь, лассо и шляпа. Неудивительно, что американцы так и не научились по-настоящему ценить сложные и красивые вещи.

Но вам не кажется, что в современном мире значение часов несколько преувеличено? Да, часы могут быть сложными и эксклюзивными. Но, по-моему, в последнее время многие производители буквально прыгают выше головы, чтобы привлечь внимание покупателя.
 
Вы правы. Во многом современная Haute Horlogerie зависит от маркетинга. Это практически гонка на выживание. Единственное, что можно сделать в такой ситуации – следовать своему вкусу и фантазии, а не гнаться за модой.

Ваши творения отличает не только фантазия, но и изрядное чувство юмора - чем они, кстати, и запоминаются. Скажите, как вам удается балансировать на тонкой грани между роскошью, юмором, высокой механикой и китчем?

У меня нет рецепта. Все что я делаю – вопрос моего личного вкуса. Если люди находят мои часы не только красивыми, но и забавными, что ж… Значит, у меня все в порядке с чувством юмора.

А можно ли сегодня создать что-то по-настоящему исключительное? Что откроет новую страницу часового искусства?

Ха-ха! Конечно можно.

Что, например?

То, что мы в ателье Gerald Charles приготовили к Базелю 2005. Нет, даже не пытайтесь угадать. Это будет совсем новое усложнение: не турбийон, не репетир, ничего из того, к чему вы уже привыкли. Я могу только пожелать вам запастись терпением.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2004

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?