Искусство & технологии

Николас ХАЙЕК: Я жертва закона

Николас Хайек-старший владеет империей Swatch Group, фабрики, бутики и филиалы которой разбросаны по всем континентам. При этом он не любит самолеты и очень редко куда-либо летает

Николас Хайек-старший владеет империей Swatch Group, фабрики, бутики и филиалы которой разбросаны по всем континентам. При этом он не любит самолеты и очень редко куда-либо летает. Он — один из самых уважаемых и влиятельных людей в Швейцарии, но ничего не может поделать со швейцарскими законами, даже когда они работают против него.

Он любит Россию, но в 90-х как- то сказал, что приедет в Москву, только если его пригласит Ельцин. Приглашения от первого президента России он, видимо, не дождался, но приехал, чтобы лично открыть бутик Breguet, расположившийся на том углу ГУМа, что смотрит на Спасскую башню. Лучшим часам — лучшее место. Во время этого визита мы и побеседовали с Королем Часов.

Марки Swatch Group давно известны в России и занимают здесь лидирующие позиции. Почему представительство Swatch Group в Москве открылось совсем недавно? Какие цели ставились перед ним и выполнены ли они?

Представительство Swatch Group есть во всех больших странах мира — в США, в Италии, во Франции. Недавно у нас появились офисы в Пекине и Шанхае… Россия — самая большая страна в мире, и мы открыли здесь свой офис, как только правительство разрешило это сделать.

Главной целью было наладить сервисное обслуживание наших часов. Миллионы россиян носят наши часы, а они время от времени требуют ремонта. Ну а вторая глобальная задача — поиск кадров: талантливых менеджеров и мастеров. 

Николас Хайек

А что, для открытия представительства потребовалось специальное разрешение?

Требуется разрешение на работу для тех специалистов, которые приехали. Должны быть возможности для легального импорта. И, наконец, разрешение на приобретение помещения под офис. Вы гораздо моложе меня, молодые люди, и, наверное, не знаете, что 14 лет назад я подписал контракт с объединением московских часовых предприятий.

Бывший директор этого объединения приехал тогда ко мне в Швейцарию, это был очень обаятельный человек, с такой бородой, как у меня. Мы с ним обо всем договорились, довольные расцеловались. Мы собирались послать работать в Россию 30 наших специалистов. Но в последний момент правительство нам неожиданно отказало. Контракт сорвался.

Это не критика в адрес России. Просто таковой в то время была позиция вашей страны. Тогда Россия была закрытой. Сейчас она открывается, и мы очень рады этому. Я всегда хотел работать с Россией. Но это стало возможным только сейчас.

Почему бутик Breguet открылся через год после Omega?

Breguet — наша высшая марка, открытие бутика Breguet — это очень серьезный и ответственный шаг. Мы долго шли к нему, изучая рынок и возможности работы в России. Мы начали с магазинов Swatch, затем открыли бутик Omega, а теперь настала очередь и Breguet.

Много времени ушло на то, чтобы найти хорошее место и согласовать все вопросы. Магазины Breguet должны располагаться только в самых лучших местах. В Париже мы открылись на Вандомской площади, в Каннах — на набережной Круазет, а в Москве — на Красной площади. Что может быть лучше этого места?

Кто будет контролировать работу бутика Breguet: Swatch Group или прежний дилер этой марки — компания Mercury?

 Все, что происходит с Breguet, решаю я. И ничто не имеет никакого значения, если я не даю своего разрешения. Бутик Breguet контролируется только Breguet и, соответственно, Swatch Group. А Mercury — наш хороший давний партнер.

Нам нравится с ними работать, но это такой же партнер, как Bayer или Bucherer в других странах. Однако бутик Breguet будет контролироваться только самой компанией Breguet.

Компания Breguet была представлена в России через дистрибьютора. Почему вы открываете магазин самостоятельно?

У нас в группе есть определенная политика. Мы всегда даем возможность работать дистрибьюторам. 90 процентов наших часов продается через дистрибьюторов. И тот дистрибьютор, который есть у нас в Москве, — очень хорошая и профессиональная компания.

Но у Mercury много марок, они продают не только Breguet, но и другие интересные и достойные бренды. Поэтому они не могут отдавать предпочтение только Breguet. А поклонники Breguet предпочитают эксклюзивный подход и обслуживание.

Среди покупателей Breguet много русских, и многие из них приобретают часы за рубежом. Им нужна информация и сервис из первых рук, без посредника. Поэтому во всех крупнейших городах мира, а Москва, конечно же, входит в этот список вместе с Лос- Анджелесом, Парижем, Лондоном, Нью- Йорком, Женевой, Сингапуром, Каннами, мы создаем корпоративные магазины.

Часы Breguet будут по-прежнему продаваться в магазинах Mercury?

Да. Мы открыли бутик не для того, чтобы соперничать с дистрибьютором. Опыт показывает, что во всех городах и странах, где мы открыли корпоративные бутики, продажи дистрибьюторов увеличились.

Не секрет, что многие новые модели часов появляются в Москве с большой задержкой. Исправится ли эта ситуация с открытием бутика?

В Москве новинки с задержкой появляться не будут. Москва у нас стоит на первом месте, и мы будем отправлять сюда новые модели в первую очередь. Не считайте Россию обочиной мира — вы вовсе не обочина. Наоборот, вы — приоритетная страна.

Новый бутик это имиджевый или, прежде всего, бизнес-проект?

Если бы вы меня знали так же хорошо, как меня знают люди в Швейцарии, Германии и других странах, вы бы, наверное, не задавали этот вопрос. Я не люблю слово «бизнесмен». Бизнесмен — это в первую очередь торговец. А я предприниматель.

Мне очень нравится делать что-то новое: создавать новые вещи, придумывать и заключать новые контракты и контакты, встречаться с новыми людьми. Я работаю не только ради денег. Но бутик — это и не имиджевый проект.

Я вообще не люблю слово «имидж». Мы не работаем с имиджами. Имидж — это первое впечатление, которое очень часто оказывается неправильным. Мы работаем с посылами и предпочитаем не показывать, а рассказывать о себе и своих марках.

Бутик Breguet

Мы открываем бутик в России, чтобы поближе познакомиться с россиянами, которые любят Breguet. Многие из них приходили в наши бутики в Женеве, Париже, Нью-Йорке и спрашивали: «Когда же вы откроете бутик Breguet в Москве?» Наконец-то мы сделали это!

Пять лет назад вы сказали, что прекратите поставку механизмов компаниям, не входящим в Swatch Group. Удовлетворены ли вы тем, как развивается ситуация на часовом рынке? Многие компании активно начали строить новые мануфактуры, разрабатывать и производить собственные механизмы. Все идет так, как вы и задумывали?

К сожалению, швейцарское правительство обязало меня поставлять механизмы до 2010 года. Я же хотел прекратить поставки уже в этом году. Если бы это произошло, этот очень полезный процесс развивался бы гораздо быстрее.

Но в общем, меня все устраивает. Ведущие компании действительно начали производить собственные калибры. Ситуация намного лучше, чем прежде, когда большинство производителей покупали у нас механизмы и после минимальных переделок выдавали их за свои, не желая вкладывать средства в развитие производства.

Пять лет назад такие часы, как Double Tourbillon и Messidor Tourbillon, что у вас на руке, делало очень мало фирм, только компании с многовековой многолетней историей. И высокая цена на турбийоны объяснялась во многом уникальным ноу-хау великих брендов и огромным трудом мастеров высочайшего класса.

Сегодня мы видим много примеров, когда только что образованные компании предлагают часы с очень сложными и привлекательными механизмами по ценам даже выше, чем у Breguet. Как вы к этому относитесь?

Спокойно. Сложные часы делают многие, но при этом механизмы, модули и корпуса для них они покупают у нас! Люди знают об этом и предпочитают приобретать дорогие часы именно у нас. Турбийон был изобретен Бреге! Breguet и Blancpain выпускают 82 процента турбийонов всего мира.

Вот турбийон, который у меня на руке, — он стоит 500 тысяч евро. Можно найти турбийоны в четверть этой цены. Но это все равно, что купить Trabant вместо Mercedes. Вы знаете, покупка дешевого турбийона — очень рискованное приобретение. Даже китайцы сейчас делают турбийоны…

Речь не о китайских турбийонах за 2500 евро. Вопрос о таких компаниях, как, например, De Witt, цены на продукцию которых тоже начинаются также от 200 тысяч.

Дело в том, что у De Witt нет собственного производства. Они покупают все у нас и где-то там собирают. Они просто не могут быть дешевле нас.

Как вы относитесь к появлению таких компаний? Ведь они отнимают у вас часть потенциальной прибыли?

Сейчас сложилась такая ситуация, что любой предприниматель, который никогда не изготавливал часы, может вступить в общество производителей часов. Входной билет достаточно дешев. Для примера, даже если у вас есть 10 миллионов евро, то автомобильное производство вы, конечно же, не потянете, но на часовую компанию вам хватит.

Мне не нравится эта ситуация. Дайте лучше миллион евро мне, и я со 100-процентной гарантией выпущу вам часы гораздо дешевле и не худшего качества, чем упомянутый вами De Witt.

Но ведь это будет уже не наша компания, а очередная марка мистера Хайека?

Нет, это будет ваша независимая компания. Впрочем, если вы так уж не хотите этого, ничто не мешает вам найти в Швейцарии других поставщиков, которые будут поставлять вам детали, а вы собирать часы. Сейчас многие этим занимаются.

Николас Хайек

Посмотрите, вот на мне пиджак от довольно известного портного. Вы не поверите, но несколько месяцев назад этот человек позвонил мне и сообщил, что начинает выпускать часы класса люкс… Все, что нужно, чтобы стать производителем часов, — иметь деньги на рекламу. И вы можете объявить миру, что вы — самый крутой производитель часов в мире.

А вы не боитесь, что ваши крупнейшие клиенты, такие как TAG Heuer, Breitling, разработают собственные механизмы? Ведь тогда они перестанут закупать механизмы у ЕТА и вы потеряете миллионы франков?

Нет, наоборот, я молюсь, чтобы они скорее это сделали. Они уже десять лет грозятся выпустить собственные механизмы, и каждый раз все откладывается. Breitling покупает у нас 90% деталей, TAG Heuer — 100%. Они пытались купить фирму Soprod у Seiko. Но Soprod был продан китайцам.

Если вы сможете их подвигнуть на покупку фабрики механизмов, я вам выпишу чек на большую сумму. Это моя мечта. Потому что мои фабрики не могут обеспечить достаточным количеством деталей мои собственные 18 марок. А я при этом должен поставлять детали еще и другим, потому что меня к этому обязало швейцарское правительство.

Совсем недавно парламент Швейцарии отклонил проект закона о маркировке Swiss made, который предлагал повысить долю швейцарских деталей в часах с 50 до 80 процентов. Как, по-вашему, это скажется на часовой промышленности?

Часовая промышленность в Швейцарии — больше чем промышленность. Это наш национальный проект, наша национальная идея. Это то, что дорого каждому. Только у нашей компании 160 заводов в разных городах Швейцарии. У нас очень много мастеров, которые работают своими руками и, продолжая старые традиции, делают замечательные вещи с ювелирной точностью.

Они создают подлинную красоту. Если честно, то я не понимаю, почему не защитить эту красоту и светлое будущее Швейцарии таким законом? Тем более что повысить престиж Swiss made хотела не только Swatch Group, но и все большие компании — Rolex, Cartier, Patek Philippe, чтобы люди, которые делают часы не в Швейцарии, не могли прикрываться этим именем.

Я прекрасно понимаю, что сделать часы на 100 процентов швейцарскими невозможно хотя бы потому, что мы не добываем золото и бриллианты. Но все остальное мы должны делать сами! И почему на нас должны распространяться европейские правила!? Швейцария не является членом Евросоюза и не хочет в него входить, потому что тогда она потеряет свою свободу и независимость.

Я знаю, что в Европе — множество крупных предприятий, которые оказывают эффективное давление на наше правительство. Но у них ничего не получится! Рано или поздно мы своего добьемся!

На прошлой встрече вы говорили, что не собираетесь выпускать часы под собственным именем хотя бы потому, что просто не представляете их дизайн. А теперь появилась информация, что вы все-таки планируете выпустить часы Hayek. Придумали что-нибудь?

Я и не планировал. Но нашелся некий ловкий человек в Швейцарии, который выпустил часы под маркой Hayek. И нам пришлось подавать на него в суд. Судья решил дело в нашу пользу, отдав бренд нам.

Но при этом обязал нас в течение пяти лет выпустить собственные часы под маркой Hayek для создания прецедента. И теперь вот мы выпускаем специальную серию Hayek в модельном ряду Swatch. Там будет мое лицо на циферблате.

А мы-то уж подумали, что мистер Хайек озаботился увековечиванием своего имени: создал часы, открыл Hayek Tower в Токио…

Башня в Токио уже по-другому называется. Я попросил переименовать ее в Центр Swatch в Токио. И ничем таким я не озаботился. Мне вполне достаточно того, что уже есть музей имени Николаса Хайека, есть часовая школа Николаса Хайека в Шанхае.

Каждый раз я даю разрешение на использование моего имени только после долгих уговоров не называть что-либо в мою честь. Наверное, после моей смерти кто-то выпустит часы Hayek.

А сейчас же я просто жертва закона и исполняю предписание суда. Сложные часы делают многие, но при этом механизмы, модули и корпуса для них они покупают у Swatch Group. Люди знают об этом и предпочитают приобретать дорогие часы именно у нас. Breguet и Blancpain выпускают 82 процента турбийонов всего мира 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2008

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?