Марко Тедески. Трудности перевода
Лиза Епифанова
В начале 2018 года тридцатитрехлетний женевец Марко Тедески стал новым главой RJ-Romain Jerome и сразу же взялся за радикальные преобразования в компании
Уже в Базеле была представлена новая коллекция Arraw, а само название марки сократилось до емкого RJ.
Расскажите подробнее о новой концепции бренда?
Я бы скорее назвал это началом нового путешествия. И первый шаг на этом пути — запуск коллекции Arraw, которая послужит опорным фундаментом для всех известных проектов бренда. В Arraw присутсвуют все «коды» RJ, но это более практичные универсальные часы, и цена весьма привлекательна. И одновременно с ее премьерой мы начали инвестировать в развитие своего производства, чтобы в перспективе оснастить часы мануфактурными калибрами.
Ваш предшественник Мануэль Эмш как раз наоборот утверждал, что независимой нишевой марке выгоднее не собственное производство, а кластер проверенных подрядчиков. Так можно быстрее сворачивать неудачные проекты и оперативно запускать новые.
Это справедливо, но именно для концептов и различных сотрудничеств. А мы, повторю, собираемся создать хорошее базовое предложение. И тут наличие собственного производства механизмов и корпусов позволит значительно разнообразить модельный ряд, контролировать качество и цены.
Вы запускаете эту коллекцию, чтобы привлечь новую клиентуру?
Не совсем. Скорее, это новое предложение примерно для той же аудитории. Для тех, кому нравится стиль RJ, но они хотят чего-то более повседневного. Нельзя каждый день ездить на Ferrari (смеется). Так и часы с покемонами и черепами не каждый может сочетать с корпоративным дресс-кодом. У Arraw по-прежнему ярко узнаваемый стиль, но не такой специфический.
Часы RJ Arraw Chronograph 45 Ceramic с автоматическим калибром RJ2040 в корпусе из черной керамики с титановыми элементами, WR 100 метров
Как если бы Ferrari выпустила SUV?
А вы заметили, что сейчас именно это и происходит в люксовом автомобильном сегменте? Даже Lamborghini выпускает собственный внедорожник.
Пока у вас нет собственных калибров, что стоит в моделях Arraw?
Для хронографа мы заказали модификацию Dubuis Depraz. Преимущество их системы в том, что она модульная. Можно легко убирать и добавлять функции. Свой механизм мы планируем представить в 2020 году. И, конечно, в нем будут новые интересные решения. Это не будет реплика Valjoux или La Joux-Perret.
И все-таки, разработка собственного калибра — это огромные инвестиции. Вы уверены, что сейчас для этого выбрано удачное время?
Как раз сейчас — самое удачное (смеется). Еще десять лет назад это было настоящим вызовом и в финансовом, и в техническом плане. Практически все надо было создавать с чистого листа. А сейчас уже есть огромная база, можно купить почти готовое производство и быстро оснастить его нужным оборудованием. И есть много опытных специалистов. Например, наш производственный директор Серджио Сильва. Он начинал работу еще на Vacheron Constantin, потом перешел к Карлосу Диасу, для которого фактически построил мануфактуру Roger Dubuis. А последние девять лет он работал в Hysek, где отвечал за производство усложнений более чем для тридцати брендов высокой механики. Он знает все нюансы мануфактурного процесса! Что же касается экономической ситуации, то опять же сейчас самый правильный момент для инвестиций, чтобы, пройдя рецессию, быть готовым к будущему.
Часы RJ Pac-Man Level III, уже третья версия по мотивам популярной игры в корпусе 46 мм из стали с черным PVD выпущена ограниченной серией 80 экземпляров в июне 2018 года
Вы уже пришли в компанию со всей этой новой стратегией?
Конечно нет. Я вступил в должность прямо накануне SIHH, где мы представили уже готовый совместный проект с Marvel Spider-Man. И все дни женевского салона я посвятил тому, чтобы встретиться с дилерами, с клиентами, отчасти с журналистами, выслушать их мнения и пожелания. Так появилась идея Arraw и других проектов, которые мы начали. Но это по-прежнему еще не вся стратегия. Я живу интересами компании, прислушиваюсь ко всем мнениям, постоянно учусь чему-то новому. Если бы мы встретились не сегодня, а завтра, уверен, я рассказал бы вам что-то новое.
И все-таки главным отличием RJ являются не базовые модели, а именно концепты. То, что практически каждый год появлялись часы, о которых все говорили. Например, в 2017-м был фантастический Tourbillon Pokemon. Вы будете продолжать быть возмутителем спокойствия?
Конечно! Я считаю, что очень важно выделяться и провоцировать. Например, видите, я ношу официальный костюм и красные кроссовки (смеется). Для Базеля мы решили сосредоточить все внимание на запуск Arraw, но уже летом будет представлен новый специальный выпуск, который вас удивит.
Arraw Chronograph Titanium Diamonds в титановом корпусе 42 мм с 46 бриллиантами на ранте представлен в разных цветовых вариациях, WR 100 метров
Давайте вернемся еще дальше в прошлое. Самым главным хитом Romain Jerome десятилетие назад стал Titanic DNA, придуманный Иваном Арпа. И потом вся концепция «часов с ДНК», когда в корпус интегрировались элементы каких-то культовых артефактов, надолго стала отличительной особенностью бренда. Но за последние несколько лет при Мануэле Эмше она была почти вытеснена просто художественными сотрудничествами. Вы не планируете вернуть в RJ реальную ДНК?
Частички реальной истории в часах — это весьма востребованное направление. Вы правы, в последние годы оно оказалось у нас отодвинуто на второй план. Но мы к нему непременно вернемся и, может, в новом ключе. В следующем году будет 50-летие высадки на Луну. Так что ждите от RJ чего-то исключительного!
Какие рынки сейчас наиболее важные для RJ, а какие вы хотели бы лучше освоить?
Наши самые успешные рынки — это Япония и Мексика. В России у марки также неплохая история, но я хотел бы ее развития. Так что в ближайших планах как раз сосредоточиться на усилении позиций в Европе, России и Дубае. А в перспективе — Китай и США.
И вы по-прежнему сохраните присутствие на обеих выставках, SIHH и BaselWorld?
Думаю, нет. Все-таки для нас наиболее важной является SIHH. Формально мы в BaselWorld уже давно не участвуем. В этом году мы устроили презентацию в отеле Hyperion, потому что соглашение уже было подписано. кроме того, мне в начале работы хотелось увидеть полную картину и использовать эту возможность для презентации новой коллекции.
Ваши предшественники привнесли в имидж бренда очень яркие идеи. А какую часть своей философии вы сами хотели бы вложить в RJ?
Наверное, то, что RJ — это не бренд часов в классическом понимании. Мы не думаем, как часовщики. Мы думаем, как настоящие фанаты наручных часов. И делаем то, что нам самим нравится. Мне хочется продолжать всю эту историю с совместными проектами, но так, чтобы создавать что-то совершенно новое. Вполне возможно, мы будем привлекать к работе креативные ателье или даже другие часовые бренды.
Часы RJ x Spider-Man с калибром RJ004-M, контур Человека-паука украшает корпус Skylab диаметром 48 мм
Существует мнение, что миллениалы просто не любят носить часы. Как RJ собирается привлечь внимание тех, кто вообще не привык смотреть на стрелки?
Я сам — типичный миллениал. И вы правы, мы не очень любим носить часы (смеется). Сейчас активно развивается рынок умных часов, но я считаю, что они привлекают внимание тем, что являются продолжением смартфона. Как у отдельного продукта у них нет перспектив. Зато эти самые подключенные часы напомнили миллениалам, что на руке можно носить что-то прикольное (смеется).
И последний вопрос: почему RJ?
В основном потому, что на некоторых языках полное название марки было трудно написать и выговорить. Все и так уже давно говорят просто: «Ар-Джей». И сразу понимают, о чем речь.