Heuer Carrera
Хронограф Carrera стал культовым, воплотив в себе представления людей о красивой жизни в 60-е годы. Его можно назвать первым современным хронографом, который определил дизайн и функциональность подавляющего большинства других легендарных моделей
Хронограф Carrera стал культовым, воплотив в себе представления людей о красивой жизни в 60-е годы. Его можно назвать первым современным хронографом, который определил дизайн и функциональность подавляющего большинства других легендарных моделей. Эволюция революционных часов продолжается и сегодня.
Рассказ о культовой модели всегда требует подробного описания места и времени, которые обусловили рождение часов. Иначе очень сложно понять причину их успеха. Ну, согласитесь, разве возможен рассказ о легендарных Cartier Tank без упоминания ужасных реалий окопной позиционной Первой мировой войны и истории изобретения боевой машины, давшей имя легендарным часам?
Точно так же трудно понять феномен Jaeger-LeCoultre Reverso в отрыве от реалий наконец-то оправившейся после мировой войны Европы, повального увлечения элиты общества спортом, автомобилизации и т.п. Не менее важную роль сыграл исторический антураж и в рождении одной из самых успешных моделей в новейшей истории часового искусства Heuer Carrera.
1950 год. Европа еще не восстановила после Второй, еще более ужасной мировой войны свои столицы, люди много работают, мало едят, но все равно счастливы. Те, кто выжил, наслаждаются каждым новым днем.
Они поняли, что для счастья нужно действительно очень немного: не бояться бомбардировок и артобстрелов, боев и мародеров. И еще натерпевшимся лишений европейцам безумно хочется красивой жизни, забытой роскоши. Но мужчин мало, да и те, что есть, на всю жизнь ранены физически или духовно.
В этих условиях даже дешевый убогий Citroen, который сами французы называли «зонтиком на колесах», — предел мечтаний... Настоящие мужчины — там, за океаном: здоровые, веселые, богатые. Они приезжают в Европу, как современные туристы из западных стран в какой-нибудь Таиланд, за дешевым наслаждением и красиво сорят деньгами.
А у себя дома американцы водят шикарные огромные, как дом, лимузины. Выпускают фантастические мощные спорткары и гоняют с безумной скоростью по замечательным дорогам... Именно в это время Мексика заканчивает строительство своей части Панамериканского шоссе и решает в честь великого праздника обновить современный хайвэй ралли с участием самых крутых авто того времени.
Так родилась легендарная гонка La Carrera Panamericana Rally Mexico длиной 3500 км от границы Гватемалы до пределов США. Прекрасная современная магистраль еще и очень живописна. Она проходит сквозь прерии, пустыни, горы и тропические джунгли. Это настоящий вызов новейшим авто и мастерству пилотов.
Неудивительно, что ралли собирает лучших пилотов мира на лучших современных авто — и мгновенно становится легендой автоспорта. Carrera Panamericana надолго западает в сердца европейцев как символ далекой красивой жизни и успеха.
Вечно нейтральная Швейцария в отличие от соседей не пострадала от войн, если, конечно, не учитывать резкий спад продаж швейцарских часов на континенте. Именно в это время большинство престижных часовых брэндов сосредоточились на богатом американском рынке, который, кстати, до сих пор для большинства швейцарских компаний является рынком №1.
Лично изучал Америку в это время и 20-летний Джек Хойер, который собирался возглавить семейную компанию Heuer. Уже тогда молодой Хойер был фанатом автоспорта и с ростом его популярности начал задумываться о разработке системы хронометража. Уникальная система ACITS (Automatic Car Identification and Timing System) была принята в «Формуле-1» в 1976 году и используется по сей день.
А для начала молодой Хойер решил создать авангардный стильный хронограф для поклонников автомобилей. Ему это удалось блестяще! Хронограф с классическим колонным колесом и ручным заводом Heuer Carrera (названный, естественно, в честь ралли Carrera Panamericana) на базе калибра Valjoux 72 с боковым секундным циферблатом, 12-часовым и 30-минутным счетчиками стал настоящей сенсацией по обе стороны океана.
Американцы полюбили Carrera за ультрасовременный дизайн и принадлежность к престижному брэнду Heuer. Европейцам также понравился дизайн, а еще больше то, что Carrera ассоциировалась с далекой сказочной жизнью за океаном. Удивительно, но по большому счету Хойер ничего особенного не изобрел.
Более того, сейчас кажется, что Heuer Carrera вовсе не революция, а эволюция характерного дизайна хронографов Heuer. Он просто решился на очень смелый по эстетическим понятиям тех лет шаг: нанес секундную шкалу с точностью до 1/5 секунды на rehaut — внутренний безель, или боковую стенку, расположенную между циферблатом и стеклом.
А затем вынес тахиметрическую шкалу за обычную разметку. До этого, согласно эстетическим канонам швейцарского часового искусства, шкалы хронографа и тахиметра полагалось размещать до часовой разметки в узком пространстве между последней и окружностями дополнительных циферблатов.
Делалось это за счет уменьшения диаметра счетчиков. Вот, собственно, и все, что сделал Джек Хойер. Но результат вышел поразительный: на циферблате появилось много места. Визуально казалось, что он увеличился вдвое вместе с самим корпусом, хотя тот сохранил традиционные классические размеры 36 мм.
Счетчики хронографа увеличились и обрели превосходную читаемость. Спортивные сложные часы приобрели оттенок аристократической сдержанности. Разметка тахиметрической шкалы начиналась с отметки 155 миль, или 250 км/час — рекорд скорости спортивных авто того времени, установленный во время одной из гонок Carrera Panamericana.
Немаловажную роль во всемирном успехе модели сыграла и ее доступная цена. На хронограф в стальном корпусе Джек Хойер установил ценник в 70 долларов, модель с 20-микронной позолотой стоила 90 долларов, а самая роскошная золотая версия — всего лишь 240. Пафосные старомодные хронографы других именитых швейцарских брэндов стоили в разы дороже.
Спрос на хронограф Carrera был столь велик, что порой фабрике Valjoux не хватало производственных мощностей, чтобы снабжать компанию Heuer достаточным количеством мехнизмов. Поэтому вскоре вслед за Carrera 12 буквально в течение года появились модели Carrera 45 и Carrera Dato.
В них использовались три калибра с хронографом: уже упоминавшийся мной Valjoux 72, Valjoux 92 (с боковым секундным циферблатом и единственным 45-минутным счетчиком хронографа), а также Landeron 189 (хронограф с кулачковым механизмом, 45-минутным счетчиком, без бокового секундного циферблата, но с календарем-дата).
Эти калибры, собственно, и дали название разновидностям Carrera. Например, Carrera 12 называлась так благодаря 12-часовому счетчику. В Carrera 45 он отсутствовал, зато был 45-минутный счетчик. Впрочем, вскоре Valjoux закупила оборудование и, резко увеличив выпуск калибров, стала удовлетворять потребности Heuer в механизмах.
Поэтому модель Carrera 45 на базе калибра Landeron 189 без бокового секундного циферблата и окошечком календаря у отметки «9 часов» сейчас считается большой редкостью и очень ценима коллекционерами всего мира. Ну а всего до 1970-го было выпущено 20 разновидностей Carrera.
Успех Carrera был столь велик и устойчив, что модель издавалась практически без каких-либо дизайнерских изменений вплоть до кварцевого кризиса конца 70-х, когда в моду вошли роскошные, по понятиям того времени, подушкообразные корпуса.
Сейчас об этом практически не пишут, но именно по образу и подобию Carrera были созданы знаменитые хронографы Omega Speedmaster, а позднее и Porsche Design. А внутри компании Heuer на базе Carrera была выпущена знаменитая коллекция хронографов для пилотов земных болидов и самолетов Autavia.
Впрочем, мы забежали вперед. В 1969 году произошло событие, благодаря которому Carrera навсегда вошла в анналы часового искусства. На выставке в Базеле был презентован первый автоматический хронограф в мире. И установлен он был в корпусе Carrera! Рекламный плакат того времени гласил: «За незначительным изменением дизайна корпуса кроется гигантская революция.
Мы перенесли заводную головку на левую часть корпуса, чтобы напомнить вам — этот хронограф не нужно заводить никогда! Мы работали ради этого 15 лет». Конечно же, в этом тексте многое преувеличено. Но обо всем по порядку. В те годы жесткую конкуренцию за право создать первый калибр хронографа с автоподзаводом вели между собой две группировки: Heuer-Breitling-Hamilton-Dubois Depraz и Zenith-Movado. Обе группы достиг- ли цели, но первая презентовала Caliber 11 на месяц раньше.
Так как генератором идей и организатором этой группы был Джек Хойер, за ним и за придуманной им моделью Carrera историки документально и закрепили первенство в создании автоматического хронографа. Позднее Caliber 11 получил название Chronomatic.
Первая разновидность отличалась необычной частотой баланса 19 800 пк/час, микроротор (большой не позволяла установить чрезмерная высота базового калибра Dubois Depraz) вращался вяло, и только очень энергичный человек мог обходиться без ежедневного ручного подзавода первого автоматического хронографа.
К тому же инженеры Dubois Depraz просто вынуждены были переместить заводной вал на другую сторону корпуса, поскольку иначе интегрировать модуль автоподзавода в базовый калибр было нельзя. Но, так или иначе, революция состоялась! После столь замечательного достижения авторитет Carrera еще более укрепился. Джек Хойер смело экспериментировал со своей любимой моделью.
Он опробовал на ней множество радикальных дизайнерских идей: и подушкообразный корпус, и черное титановое PVD (Carrera Black Watch). Это сейчас оно u1089 столь актуально, но в конце 70-х вызвало шок и восторг одновременно. Выходит, Джек Хойер опередил время на 30 лет. С точки зрения технических достижений непременно следует отметить, что именно Хойер первым решился использовать в своей Carrera малоизвестный автоматический калибр хронографа Lemania 5100.
Лишь после того как этот калибр доказал право на жизнь в Carrera, его стали использовать Omega и многие другие. Появлялись актуальные и более совершенные хронографы, но на авторитете и позициях культовой модели это не сказывалось.
Даже серия продаж контрольного пакета компании Heuer сначала Piaget, а потом и французской TAG-Group не повлияли на популярность Carrera. Более того, владелец TAG-Group Акрам Оджех, который первым делом переименовал компанию в TAG Heuer, даже распорядился продавать хронографы под прежним брэндом Heuer Carrera, пока не иссякли запасы циферблатов…
Когда люди увлеклись кварцевыми часами, руководство компании подумало, что век Carrera окончен, и заменило ее новой коллекцией S/El (Sport and Elegance — ныне Link). Но особых дивидендов эта замена не принесла, и, к счастью, руководство одумалось. Справедливо рассудив, что забывать лучшие традиции прошлого негоже, оно запустило в 1997 году новую коллекцию под названием Classics. Первой моделью серии стала 1964 Carrera Re-Edition.
Но настоящее возрождение культовой модели состоялось в наши дни, когда компанию TAG Heuer приобрел ведущий концерн роскоши LVMH. Концерн немедленно вернул Джека Хойера, назначив его на пост почетного председателя и поручив присматривать за развитием брэнда.
С тех пор в модельном ряду компании появились множество новых коллекций: недорогая демократичная Formula-1, практичная Link, аристократические Monaco и Monza, концептуальная Microtimer, Mercedes SLR. Но именно Carrera до сих пор нравится людям больше всего и приносит компании 15 процентов от общей прибыли.
В прошлом году была представлена потрясающая Carrera с революционным механизмом Calibre 360 — первым механическим хронографом, который способен измерять промежутки времени с точностью до 1/100 секунды. У него два независимых механизма.
Один с обычным балансом с частотой 28 800 пк/час и запасом хода 42 часа отвечает за индикацию часов и минут, а второй с высокоскоростным балансом, сокращающимся со скоростью 360 000 пк/час, — за работу модуля хронографа.
А в следующем году Carrera принесет еще больше прибыли. Летом TAG Heuer презентовала новейшую часовую коллекцию Grand Carrera. На престижном французском частном автодроме Le Castellet собрались 27 замечательных мужчин, которые продемонстрировали искусство управления легендарными спорткарами класса GT — Ferrari, Lamborghini, Aston Martin, Porsche, Mercedes McLaren, Bentley Continental GT, Ford GT 40 и другими.
Среди них были не только асы автоспорта Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Кими Райконен, Дэвид Култхард, Себастьен Бурде и Маттиас Экстрем, но и актер Тимоти Далтон, рок- музыканты Ник Мэйсон (Pink Floyd) и Джей Кей (Jamiroquai), фигуристка Катарина Витт и даже шоумен Антон Комолов.
Коллекция Grand Carrera состоит из автоматических часов с модулем GMT и индикатором «большая дата», а также из автоматического хронографа. Корпуса из стали имеют диаметр 43 мм и WR 100 м. Часы оснащены запатентованной системой индикации Rotating System.
То есть модуль GMT и счетчики хронографа имеют сверхактуальную ныне дисковую индикацию. В Швейцарии модели стоят соответственно 3500 и 4500 долларов. Часть вырученных от продажи средств пойдет в фонд помощи Save the Children. Жизнь культового хронографа Carrera продолжается!
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2007