Longines: La Grande Classique
Коллекция La Grande Classique от Longines настолько известна во всем мире, что воспринимается как символ, квинтэссенция классического часового дизайна. Хотя на самом деле этой культовой модели нет еще и двадцати лет
Коллекция La Grande Classique от Longines настолько известна во всем мире, что воспринимается как символ, квинтэссенция классического часового дизайна. Хотя на самом деле этой культовой модели нет еще и двадцати лет. Впрочем, ее появление было настолько исторически закономерно, будто ее никто не придумывал — она возникла сама, как Афродита, из пены часовой индустрии.
Наше все
La Grande Classique появилась на свет в 1990 году, и ее скорее, чем какую-либо другую из современных моделей, можно назвать «переломной»: объединив историческую подоплеку происхождения мануфактуры Longines в XIX веке, лучшие достижения часового дела ХХ века, она экстраполировала их в век XXI — во времена глобального господства универсальности и тренда.
Своим происхождением La Grande Classique обязана основателю Longines Огюсту Агасси, многочисленным разработкам компании в области выпуска сверхтонких часов и потрясающему чутью президента Longines Вальтера фон Кэнела, на два десятка лет вперед предсказавшего развитие часовой моды.
Конечно, эту модель трудно назвать коллекционной, и, скажем прямо, искушенному знатоку часового искусства или человеку, претендующему на определенный социальный статус, с этими часами в обществе появляться уже как-то несолидно.
Но ведь можно быть поклонником Уэльбека и Бекбедера, что не отменяет знания наизусть глав «Евгения Онегина». В этом отношении La Grande Classique тоже «наше все». Их наверняка хоть раз надевал или примерял любой российский ценитель швейцарских часов, ведь La Grande Classique одними из первых появились в нашей стране.
Их дарят на выпускной вечер, день рождения, по случаю получения первой «серьезной» работы. Они равно ассоциируются и со строгим офисным костюмом, и с небрежностью стиля творческого человека — недаром «лицами» La Grande Classique столько лет были актеры и музыканты.
Эти часы, без преувеличения, знают все. Чтобы придумать сверхсложный механизм или необычный дизайн, надо быть талантливым часовщиком. А создать такого поистине народного кумира, как La Grande Classique, мог только гений.
Юбилейный Agassiz
Хотя La Grande Classique — это огромная по объемам выпуска и многообразию вариаций массовая линия, появилась она благодаря редкой коллекционной модели Auguste Agassiz. Впрочем, для Longines такая история обычна.
Например, в 30-е годы из «лимитированной игрушки», рассчитанной на коллекционеров — хронографа13.33Z, — появился самый популярный довоенный трехкнопочный хронограф 13ZN, ставший официальным хронометристом Олимпийских игр в Гармиш u1055 Партенкирхене и Берлине.
В 1982 году Longines отмечала формальную дату своего основания: 150 лет назад 27-летний незадачливый банкир Огюст Агасси выкупил у своих партнеров доли общей мастерской по сборке часов Raiguel Jeune et Cie, где он проработал уже 6 лет, и переименовал ее в Agassiz et Co.
Мастерская находилась в крохотном местечке Сен-Имье, в горах неподалеку от Биля. Хорошее качество часов и частые поездки самого Агасси в Германию, Австрию и США помогли компании завоевать прочную репутацию на международном рынке.
Однако уже в 1952 году он по состоянию здоровья был вынужден переехать в Лозанну, а управление компанией передать сыну своей сестры Эрнесту Франсийону. Именно с этого времени начинается настоящая история марки, известной всему миру как Longines. В 1866 году Франсийон приобрел участок земли к юго-западу от Сен-Имье на берегу реки Сюз, обозначавшийся на картах как Les Longines, что можно перевести как «длинные луга».
И через год, когда было построено новое здание фабрики, оснащенное новейшим оборудованием, позволявшим производить большие партии деталей механическим способом, Франсийон решил изменить название компании в честь местности ее расположения.
Архивные записи о мастерской Агасси — это все, что сохранилось об основателе компании; подлинными ее «отцами» считаются именно Франсийон и его кузен инженер Жак Давид, оборудовавший фабрику механизированными конвейерами.
Однако именно в честь решения Агасси сменить банк на часовую мастерскую была выпущена лимитированная серия Agassiz: круглые классические часы с римской разметкой, самой примечательной характеристикой которых была высота золотого корпуса — чуть менее 3 мм. К идее выпуска сверхтонких часов Longines шла не один десяток лет и стала одним из самых авторитетных их производителей.
Ниже и ниже
Ко второй половине ХХ века Longines добилась исключительной точности в области спортивного хронометража и высоких показателей надежности, создав модели для летчиков, военных и первопроходцев. Но нужно было взять еще одну высоту — заслужить право считаться самыми элегантными часами u1074 в мире.
Поле для битвы было выбрано не самое легкое — специалисты Longines стали добиваться исключительно малой толщины корпуса. Еще в 1960-м компания создала самые тонкие в мире электрические часы. Но еще большие возможности для экспериментирования предоставила технология кварцевого генератора.
В 1979 году появились в свет две до сих пор непревзойденные модели Feuille d’Or («Золотой листок»): мужские часы толщиной всего 1,98 мм и дамские — 1,68 мм на основе знаменитого калибра ЕТА Delirium Tremence, право пользования которым приобрели Longines, Eterna и Concord.
О сверхтонком Delirium, чьи опоры осей крепились непосредственно к задней крышке корпуса, служившей платиной, написано уже немало. Равно как и о его главном недостатке: корпус модели был настолько тонок, что не выдерживал напряжения от давления запястья на ремешок, отчего Feuille d’Or была снята с производства.
Однако Longines не оставила идею создавать тонкие часы. Калибр L990, два года создававшийся на фабрике Longines, стал мировой сенсацией сразу после выпуска в 1977 году. На тот момент это был самый тонкий автоматический механизм (всего 2,95 мм) с центральной секундной стрелкой и календарем.
Калибр L990 явился последним знаковым прорывом фабрики из Сен-Имье в области механических часов. Выпущенные через пять лет Agassiz уже были кварцевыми, и до наступления третьего тысячелетия Longines почти не возвращалась к теме механики (в 2001 году в честь выпуска 30-миллионного экземпляра часов Longines на фабрике Nouvelle Lemania был восстановлен калибр L990, положенный в основу еще одной коллекционной серии, ограниченной всего 990 экземплярами).
Кварцевые механизмы не принято хвалить. Но нельзя не признать, что, освободившись от диктата механизма, Longines смогла создать новую концепцию классических часов. И отталкивалась она в первую очередь от идеально продуманного внешнего вида.
Метроклассика
В 1988 году Вальтер фон Кэнел обратился к сотрудникам фабрики со следующей речью: «Кварцевая революция изменила расстановку сил в часовом деле. Если раньше компании разделялись на тех, кто сам производит механизм, и тех, кто его покупает, то сегодня побеждают те, кто уделяет внимание другим направлениям: постоянному совершенству технических деталей и дизайна и поиску новых глобальных идей.
Залог успеха Longines в новом мире — создать концепцию, которая пользовалась бы повсеместным успехом, предлагать не часы, а стиль жизни». Именно это требовалось в 90-е: тотальный стиль, демонстрация успешного образа жизни. Узнаваемость двадцать лет назад была важнее оригинальности.
Только отвязные фрики гордились тем, что они «не как все», а основная масса с энтузиазмом реагировала на тенденции мировой моды. В 90-е люди надевали Rolex Daytona, отражавший их общественное положение. Такую универсальную модель, которая сразу бы возвещала всем о твоем статусе и вкусе, и надо было создать Longines.
На разработку дизайна во многом повлияла мода 90-х с ее минимализмом, господством черного цвета, названным впоследствии «героиновым шиком», появлением первых анорексичных топ- моделей и явным креном в сторону унисексуальности одежды и поведения, приведшим в конце века к появлению метросексуалов.
После ярких 80-х миру требовалась скромность и изысканность (90-е — это расцвет популярности Blancpain, также сделавшего ставку на сверхтонкий элегантный Villeret). Неудивительно, что в основу самой трендовой коллекции десятилетия La Grande Classique легла серия Agassiz, в свою очередь заимствовавшая дизайн у классических карманных часов XIX века: лучшее новое — это грамотно переосмысленное старое.
Римские цифры, две стрелки, белый циферблат и сверхтонкий корпус, значительно улучшенный по сравнению с Feuille d’Or благодаря креплению браслета, в котором основной вес приходился не на тонкие цапфы, вставленные в «ушки», а на стальной цилиндр, прочно припаянный к корпусу.
Главное отличие от Agassiz, выпущенной в корпусе из золота, заключалось в демократичности La Grande Classique: для покупки вечной классики в стальном корпусе не надо было брать кредит в банке.
Сегодня в La Grande Classique представлены мужские и женские модели характерного дизайна: тонкий круглый корпус (толщина кварцевых часов составляет 4,2 или 4,4 мм, а механических 7,05 мм), чистый белый или позолоченный циферблат со строгой римской разметкой или тонкими индексами и фирменное крепление браслета, кажущееся почти незаметным.
Все остальное — на выбор покупателя. В арсенале La Grande Classique сегодня и стальные модели, и с биколорным или полным PVD-покрытием, и модели, выполненные из 18-каратного золота. На стальном, золотом, позолоченном браслете или кожаном ремешке.
Рант как женских, так и мужских моделей может быть инкрустирован бриллиантами Top Wesselton весом от 0,48 до 0,64 карата. В последние годы La Grande Classique пыталась экспериментировать: появлялись серии Maxi (в корпусе 44 мм) и Tonneau в виде «бочки», модели для женщин с розовым циферблатом.
Однако они не смогли обойти по популярности первоначальную версию. Конечно, сейчас акценты изменились, и компании снова тяготеют к разделению на тех, кто производит механизмы, и тех, кто их покупает. И та же Longines делает ставку совсем на другие коллекции, предлагая уже не универсальный дизайн, а Sport de Lux, ювелирные модели и сложную механику — все то, что сейчас находится в тренде.
Однако не стоит забывать, что само понятие «тренд» во многом появилось благодаря La Grande Classique, подчеркнуто простой и скромной, но продуманной до мельчайшей детали.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2008