Новинки & модели

IWC: Ingeniuer

 Ingenieur, или, как их зовут европейские поклонники, Inge («Инге»), а по-нашему просто «Инженерские», пожалуй, единственные культовые часы со столь невыразительным, даже незаметным циферблатом

 Ingenieur, или, как их зовут европейские поклонники, Inge («Инге»), а по-нашему просто «Инженерские», пожалуй, единственные культовые часы со столь невыразительным, даже незаметным циферблатом. Зато это единственная из культовых моделей, которая покорила людей внутренним совершенством.

Ingenieur родились 53 года тому назад, но знатоки считают, что «зачаты» они были в 1944-м, когда компания IWC наняла нового технического директора Альберта Пеллатона. Задача перед ним ставилась конкретная — создать автоматический механизм для наручных часов.

 При этом его миссия осложнялась тем, что калибр нужно было разработать с нуля, так как IWC решила отказаться от узаконенной на мануфактуре практики создавать новые калибры исключительно на основе собственных проверенных временем карманных механизмов, как это было в случае с еще двумя культовыми моделями — Portuguese и Big Pilot Watch.

Эти модели имели чересчур большие габариты, что было в те времена неактуально. Требовался небольшой механизм для небольших наручных часов. Молодой инженер не просто блестяще справился с задачей, но и поразил коллег работоспособностью. В течение всего лишь 6 лет он разработал и запустил в производство не один, а целых два автоматических механизма — Calibre 81 с боковой секундной стрелкой на отметке «6 часов» и Calibre 85 с центральной секундной стрелкой.

IWC Ingeniuer

Можно сказать без всякого преувеличения, что Пеллатон совершил научно-технический и трудовой подвиг. Ведь в ту пору не было ни компьютеров, ни электронных чудо-станков. Далеко не всем крупным компаниям, вооруженным новейшей техникой и передовыми технологиями, даже в наши дни удается создать собственный хоть сколько-нибудь пригодный калибр.

А в 1944-м Пеллатону приходилось рисовать механизмы на кульмане, а рассчитывать на арифмометре. Пеллатон не стал копировать существующие узлы автоподзавода. По его мнению, они не совсем годились для модельного ряда IWC, основу которого всегда составляли профессиональные часы с огромным запасом прочности и надежности.

В итоге разработанная им система вошла в историю часового дела как «автоподзавод Пеллатона». От обычного он отличается вкратце следующим: большой (почти в пол- механизма) тяжелый сектор имеет пружинную подпорку, которая выполняет функцию одновременно стабилизатора и амортизатора при ударах.

 Барабан заводится при вращении сектора в обе стороны благодаря кулачковой системе. Каждое движение сек- тора передается на промежуточное колесо с косыми зубьями, которое вращается по часовой стрелке, а обратно провернуться ему не дают два пальца-фиксатора.

Таким образом, эффективность автоподзавода резко повышается. Получив в свое распоряжение автоматические калибры, руководство задумалось, как ими распорядиться. Несмотря на то что Вторая мировая закончилась, бестселлерами компании продолжали оставаться наручный морской хронометр Portuguese для ВМФ разных стран и несколько разновидностей авиачасов во главе с Big Pilot Watch и Mark XI.

Совет директоров решил не искать добра от добра и создать часы для сухопутных войск, ну или гражданских профессионалов. В качестве базовой модели решили взять Mark XI с его антимагнитным корпусом и создать «неубиваемые» часы для пехотинцев.

А так как авиачасы были оснащены центральной секундной стрелкой, выбрали Calibre 85. К тому времени Пеллатон усовершенствовал его, оснастив брегетированной спиралью, и механизм получил референс 852. Конструкцию корпуса авиачасов с дополнительной внутренней капсулой из мягкого железа для механизма оставили.

Поэтому он имеет необычно большой для винтажных часов диаметр — 36,5 мм. Однако называть модель Infantry Watch (Пехотные часы) не стали, избрав в качестве имени мирную профессию, которая на большинстве языков мира звучит одинаково.

Эмблемой Ingenieur стала молния, символизирующая устойчивость Ingenieur к воздействию электромагнитного поля. Интересно, что этот знак, хорошо знакомый нам с детства по трансформаторным будкам с грозной надписью «Не влезай — убьет!», запатентован и называется Swiss Thunderbolt (Швейцарской молнией).

Дизайнеры IWC договорились со швейцарскими электриками и позаимствовали у них понравившееся изображение (наверное, пообещав часы). В 1955 году переживших войну европейцев потянуло на роскошь, поэтому IWC, помимо чисто военной версии «Mark XI для пехоты» в стальном двойном корпусе с черным циферблатом, подготовила к выпуску несколько сугубо «гражданских» версий: в стальном корпусе на стильном стальном браслете с голубым циферблатом, биколорные модели (сталь/золото) и даже роскошный вариант в золотом корпусе с белым циферблатом.

Все модели выдерживали воздействие электромагнитных полей силой до 40 000 А/м, хотя, по швейцарским стандартам, антимагнитными считаются часы, способные противостоять 4800 А/м. Успех Ingenieur превзошел даже самые фантастические прогнозы. При всем уважении к модели ее не назовешь ни красивой, ни изящной.

IWC Ingeniuer 8000

Не умели в 1955-м и организовывать торжественные международные презентации: просто сделали и предложили нескольким владельцам швейцарских магазинов, сопроводив рекламой в прессе… Рекламная кампания была построена не на изображении элегантных неотразимых красавцев, а на серии простейших фотографий мужских запястий. Вот рукав комбинезона — крепкая рука «простого парня» крутит руль. На ней, разумеется, Ingenieur.

За этим фото следовало следующее — в абсолютно том же ракурсе, но на этот раз это была рука, надо думать, ученого: белый халат, сложный прибор и часы. Затем — фото руки в рукаве роскошного костюма из тончайшей шерсти держит прекрасную древнюю скульптурку из слоновой кости.

На антикварную вещь обращаешь внимание, разумеется, после часов Ingenieur. Все фото сопровождались одним слоганом: «Идеал для профессионалов, нуждающихся в абсолютно надежных точных часах, с которыми ничего не случится в любых обстоятельствах». Успех Ingenieur можно объяснить извечным стремлением людей иметь одни часы на все случаи жизни.

 Ее классический и одновременно немного спортивный облик и впрямь подходит к любой ситуации. А потрясающая неубиваемость и отменная надежность были отличным довеском к универсальному дизайну. Когда люди убедились в том, что новинка и в самом деле «абсолютно надежные, точные часы, с которыми ничего не случится в любых обстоятельствах», популярность Ingenieur выросла до неправдоподобных размеров.

Модель быстро становится часами номер 1 на очень больших и сложных рынках Германии и Австрии, где соотношение «цена/качество» для клиента свято, а «престиж и традиции» — понятия мифологические. Да что там говорить, если благодаря IWC Ingenieur в перечень услуг часовых мастерских вошла замена циферблата. То есть часы прекрасно работали, отлично выдержали испытание временем механизм, корпус, стекло и сам циферблат (ведь у Ingenieur он выполняет еще и роль дополнительной защиты механизма от излучений), но владелец, не желая расставаться с любимым аксессуаром, хотел просто обновить его вид и освежить чувства сменой циферблата.

 Кстати, это обстоятельство до сих пор имеет серьезный вес на рынке коллекционных часов. В современных описаниях циферблатов моделей IWC Ingenieur выпуска конца 50-х — начала 60-х вам очень часто будет попадаться термин unusual. Это значит отнюдь не то, что у этих часов какой-то редкий циферблат, а то, что прежний владелец его менял.

Зато пометка original встречается крайне редко и драматически повышает цену подержанной модели. Оригинальные циферблаты отличаются от более поздних строгими одинарными часовыми метками и двойной меткой на «12 часах». Ну а стрелки настоящих «Инженерских» 50—60-х годов должны быть треугольными с тонкой полоской люминесцентного состава на основе трития.

Сверхуспешная модель выпускалась практически без изменений 21(!) год. Изредка и несущественно (на уровне замены материалов в двух-трех деталях) обновлялись лишь механизмы. С 1950 по 1966 год Ingenieur оснащались калибром 853 и 8531 (с индикатором даты и без), а с 1967-го по 1976-й — калибром 854 и 8541, которые стали чуть тоньше, а на перекладинах колеса баланса появились винты для более точной настройки.

Куда больше экспериментов претерпел дизайн, ведь «Инженерские» использовались практически всюду: стальные модели в стиле military «служили» в немецком бундесвере, а часы в корпусе из желтого золота (18К) и на золотом браслете красноречиво назывались Ingenieur Yacht Club.

В 1972-м знаменитый дизайнер Джеральд Джента потряс основы швейцарского часоделия легендарной моделью Audemars Piguet Royal Oak, вошедшей в историю как первые часы класса Sport de Luxe. Ее успех заставил IWC задуматься над обновлением своего бестселлера. Новый дизайн пригласили u1088 разрабатывать того же Дженту. Маэстро развил на базе Ingenieur свою уже опробованную на Royal Oak идею века: бочкообразный корпус, круглая часовая капсула с мощным ободком, который крепился пятью винтами. Все это «хозяйство» крепилось к стильному интегрированному стальному браслету.

Гениальный дизайн, построенный на игре разнообразных геометрических форм и линий, который никогда не надоест, вдохнул в Ingenieur, казалось, новую жизнь. Модель увеличилась до 40 мм (высота 12 мм) и поэтому стала называться Ingenieur Jumbo SL. Jumbo в переводе с языка суахили означает «слон», и европейцы обозначают им все предметы большого размера — будь то лайнер Boeing-747 или часы IWC.

 А вот аббревиатура SL изначально означала Steel Line (Стальная коллекция), но так как вскоре за обычной моделью вышли разработанные тем же Джентой Ingenieur Golf Club и Polo Club, SL стали расшифровывать как Sport Line и даже SuperLuxe. В Шаффхаузене против такой интерпретации не возражали.

 Кстати, первые модели Ingenieur Jumbo SL — в стальном (ref. 1832) и золотом (ref. 9232) корпусах — большая редкость и оцениваются коллекционерами высоко. Впрочем, как и кварцевая версия Ingenieur (ref. 3003). К сожалению, выпуск Ingenieur Jumbo SL совпал с кварцевым кризисом, когда спрос на механические часы катастрофически упал.

 К тому же в отличие от прежних «Инженерских» новая модель стоила гораздо дороже (особенно в золотом и биколорном исполнении). Это привело к тому, что в 1977 году были проданы лишь 534 модели. Согласитесь, после нереального успеха предыдущей версии это был, мягко говоря, провал.

«Right watch — wrong time («Прекрасные часы в неподходящее время»)», — прокомментировал недавно ту ситуацию Джеральд Джента, который до сих пор гордится своим творением. К чести IWC, она не сняла с производства культовую модель, предприняв интересный маркетинговый ход: «Мы создаем часы для профессионалов, а их по определению много быть не может».

 На базе Jumbo SL начали создаваться профессиональные модели-рекордсмены. Например, первые часы в титановом корпусе, первые антимагнитные и водонепроницаемые карманные часы (ref. 5215). Или модель Ingenieur 500 000 A/m, выдерживавшая указанное чудовищное излучение (в 12,5 раз больше стандартного Ingenieur) Ref. 3508 производилась с 1989 по 1992 год.

Вторую жизнь Ingenieur получили в наше время. Ренессанс начался в 2004 году, когда появились часы в корпусе диаметром 44 мм на базе новейшего семейства калибров 8000-й серии. На демонстрации возможностей этих механизмов инженеры изо всех сил прижимали ротор к платине и с противным скрежетом начинали вращать корпус калибра. Секторы автоподзавода бодро вращались даже после сотой экзекуции.

IWC Big Ingenieur

Опять же команда молодых инженеров под руководством Курта Клауса должна была создать принципиально новый механизм, не опираясь на прежние разработки компании. И по традиции инженеры IWC справились со своей задачей блестяще.

Механизмы 8000-й серии по-прежнему имеют систему автоподзавода Пеллатона, а корпуса Ingenieur Automatic — все ту же конструкцию (с дополнительным внутренним корпусом из мягкого железа). Но так как в циферблат теперь интегрирована антимагнитная «клетка Фарадея», часы выдерживают воздействие поля силой уже 80 000 А/м. Украсил часы и стильный ободок из керамики.

А совсем недавно компания порадовала совершенно новой роскошной версией «Инженерских» под названием Big Ingenieur, создатели которых впервые отошли от практики обновлять одновременно с версией и калибр. Big Ingenieur в розово-золотом 45,5-миллиметровом корпусе оснащены калибрами 5000-й серии, созданными на базе механизмов карманных часов.

В них сохранен автоподзавод Пеллатона, а запас хода увеличен до 7дней. И хотя эти Ingenieur уже не назовешь с полным на то основанием профессиональными часами (нет внутреннего корпуса из мягкого железа, задняя крышка сделана вообще из сапфира), они мне нравятся больше. Потому что это настоящий Super Sport de Luxe. И это уже Right watch — right time. 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2008

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?