Patek Philippe: Calatrava
Patek Philippe Calatrava — это не просто часы. Для многих людей это очевидный символ того, что жизнь удалась
Patek Philippe Calatrava — это не просто часы. Для многих людей это очевидный символ того, что жизнь удалась
На первый взгляд, в этих простых часах нет ничего особенного. Тот же Patek представляет куда более сложные дорогие и престижные модели. Но именно в момент рождения Calatrava сошлись три счастливые звезды, три необходимых ингредиента, сделавших эти часы настолько культовыми, что и сегодня на каждого обладателя Calatrava падает отблеск их удивительной истории.
Слагаемое первое: слава
Символ Patek Philippe — крест Калатрава — многие путают с более известным мальтийским крестом. На самом деле они не похожи даже отдаленно. Мальтийский крест, воспроизведенный на многих и сегодня существующих орденах, гербах и даже почтовых штемпелях, — это соединенные в одной точке четыре острия копья, образующие так называемый «восьмиконечный крест».
С одной стороны, он символизирует воинственный дух рыцарей ордена Святого Иоанна (они же госпитальеры, впоследствии рыцари Мальтийского ордена), захвативших Иерусалим во время Первого Крестового похода, с другой — намекает на восемь христианских добродетелей. В то же время орден рыцарей Калатравы появился на сто лет позже госпитальеров, вообще не имел отношения к Крестовым походам и изначально преследовал совсем другие цели.
В 1147 году кастильские войска отвоевали у мавров крепость Калатрава (сегодня то, что от нее осталось, можно посмотреть, посетив испанскую провинцию Сьюдад- Реал). Король Санчо III Кастильский на самом деле не очень хотел удерживать крепость своими силами, однако ценил ее как важный стратегический объект. Поэтому он просто пообещал владение крепостью любому смельчаку, кто согласится самостоятельно оборонять ее от мавров.
Желание оборонять Калатраву выразили два монаха-тамплиера дон Раймон и Диего Веласкез, которые привлекли в свои ряды еще несколько тамплиеров, а в 1158 году, чтобы подчеркнуть свою высокую миссию, основали собственный орден Калатравы. В 1164 году папа Александр III официально утвердил орден. Правда, через каких-то тридцать лет доблестные защитники крепость все-таки потеряли, мавры отвоевали ее обратно.
Впоследствии Калатрава еще несколько раз переходила от христиан к мусульманам в результате ожесточенных боев, так что уже к середине XIII века от нее мало что осталось. А между тем сам орден рос и богател при полной поддержке папы и кастильских королей. Поддержка последних была настольно плотной, что в 1489 году великим магистром ордена стал сам король Фердинанд V. Тогда у Калатравы и появился официальный символ — такой, каким мы привыкли видеть его сегодня на страницах часовых (и не только) изданий — так называемый греческий крест (то есть с равными перекладинами) кроваво-красного цвета, украшенный пучками ирисов fleur-de-lis.
Именно ирисы, как известно, символизировали королевскую власть, поэтому в отличие от многих более известных орденов, в итоге подвергшихся гонению, орден Калатравы стал значимой политической силой в Кастилии, даже вмешивался в вопросы престолонаследования и благополучно просуществовал до конца XIX века, когда начались проблемы с королевской властью уже в самой Испании.
Слагаемое второе: престиж
Официально орден Калатравы был расформирован в 1873 году, поэтому его символикой мог воспользоваться любой желающий. И желающие довольно быстро нашлись, правда, несколько неожиданные. Польский аристократ Антони Патек и швейцарский часовщик Адриен Филипп уже десять лет к этому моменту создавали часы под фамильным брэндом Patek Philippe.
Примечательно, что в 1868 году компания выпустила свою первую модель наручных дамских часов по заказу венгерской княгини Косковиц (из желтого золота с чеканкой, украшенную драгоценными камнями) и по форме она больше всего напоминала греческий крест: прямой браслет перпендикулярно пересекал вытянутый прямоугольный корпус, в центре которого располагался маленький круглый циферблат. Видимо, какая-то крестовая идея уже владела фантазией первого часового дизайнера и маркетолога Патека.
Дело в том, что хотя компания становилась все популярнее, а среди ее клиентов числились британская королева Виктория и русский писатель Лев Толстой, а также весь аристократический свет Старой Европы, для закрепления успеха не хватало малости — четкого и узнаваемого в любой точки мира символа. Надо отметить, что в XIX веке вообще мало кто из часовых компаний продвинулся дальше простого начертания собственного имени на циферблате.
Естественно, это должно было быть что-то стопроцентно аристократическое, даже королевское, чтобы еще больше подчеркивать высокий статус обладателя часов Patek Philippe. Изучая архивы королевских семей в поисках подходящей геральдики, Антони Патек и наткнулся на символ рыцарского ордена Калатравы, который невероятным образом соединил в себе историческую славу побед славных защитников крепости и представительность королевского дома.
В 1898 году крест Калатравы стал официальным символом марки Patek Philippe. Новые владельцы оставили его практически без изменений. Только лис- тья fleur-de-lis стали более длинными и закрученными, образуя ромб, и крова- вый цвет, столь любимый тамплиерами (между прочим, символизировавший чистоту помыслов, а вовсе не кровь неверных), был заменен на «королевский» бордовый с золотой окантовкой. Антони Патек добился того, чего хотел — его сложные карманные часы сами стали напоминать орден, носить который многие сочли за честь.
Слагаемое третье: простота
Если не считать опыта с часами-крестом для венгерской княгини, то первыми наручными часами Patek Philippe считаются Gondolo, выпущенные в 1920 году. Они пользовались определенным успехом, однако воспринимались в основном как упрощенная и усредненная версия сверхпопулярных «карманников» Patek. А между тем спрос на карманные часы постепенно падал, но традиционные производители, к которым относились и наследники Патека и Филиппа, слишком привыкли работать именно с ними.
Поэтому они не смогли ухватить суть наручных часов, увидеть их главные отличия и преимущества, понять, что же все-таки нужно этой нервной и бунтарской клиентуре межвоенного поколения. Зато своих клиентов прекрасно понимали их ровесники, представители нового века и новой эстетики. В 1932 году братья Жан и Шарль Штерн приобрели близкую к разорению компанию Patek Philippe. И первое, что они сделали в том же году, выпустили совершенно новые часы, мгновенно ставшие хитом продаж, — Patek Philippe Calatrava.
Само название новой модели уже было отличной идеей. Королевский символ, знак таинственного и доблестного общества защитников средневековой крепости, до этого присутствовавший только в виде намека в логотипе марки (то есть рассчитанный на посвященных аристократов, каким был Антони u1055 Патек), обрел вполне реальную и осязаемую жизнь в конкретной модели. Calatrava стала как бы символом всех достижений компании и одновременно ознаменовала начало новой эры ее развития. Второй удачей Calatrava стал ее потрясающий дизайн.
Ведь главным преимуществом наручных часов перед карманными было их удобство и легкочитаемость. Человек мог определить время с одного взгляда на запястье, и, по мнению Штернов, он и не должен был тратить на это больше одного взгляда. За основу дизайна Calatrava был взят конструктивистский стиль общества Баухаус с его поклонением функциональности.
Никаких излишеств! Самая первая модель Calatrava Ref. 96 — это простой круг, три прямые стрелки, четкая разметка. Секундная стрелка была центральной, чтобы не отвлекать внимание на дополнительный циферблат. Сами братья Штерн утверждали, что создали Calatrava для единственной цели — показывать время. И они угадали. На фоне изысканных ювелирных творений или сложнейших конструкций с многочисленными шкалами других марок простая и удобная Calatrava, выполненная в легкой, даже несколько небрежной манере (даже цифры разметки были нанесены без особых «заморочек» — как если бы их нарисовали обыкновенной ручкой), стала символом простоты, элегантности и, как следствие — истинного богатства и аристократизма.
Ценности тамплиеров
Создав Calatrava, братья Штерн тут же принялись за новые проекты, приказав себе и завещав наследникам — эта тема закрыта. Calatrava — это Calatrava, и ничего в ней улучшать нельзя. Если другие культовые модели начала века постепенно меняли форму и обрастали большим количеством вариаций, соответствовавших требованиям моды, то Calatrava на протяжении века почти не отступала от своего весьма скромного диаметра 33,5 мм (исключение Calatrava Oversized 1954 года с диаметром 35 мм).
Конечно, у модели появлялись свои вариации, если их можно так назвать: боковая стрелка на отметке «9 часов» (Ref. 448, выпущена в 1936 году) и боковая стрелка на отметке «6 часов» (Ref. 512, выпущена в 1941 году). В 1936 появилась и более «продвинутая» версия Calatrava Ref. 96 SC, главной особенностью которой стала индивидуальная разметка для каждой стрелки: самый узкий круг для часовой, следующий — для минутной и последний, уже у самого безеля — для секундной.
А в 1953-м Calatrava была оснащена механизмом с автоподзаводом. Но больше никаких излишеств владельцы Patek Philippe не позволяли. И сегодня любой знаток часового искусства содрогнется при мысли о хронографе Calatrava. Единственное усложнение, которое было опробовано в Calatrava, — это GMT. И то модель Calatrava Travel Time Ref. 5134R-010 была создана в 2004 году всего лишь в 45 экземплярах в честь 150-летия сотрудничества Patek Philippe и престижного салона Gubelin.
Неизменность и простота стали секретом успеха этой коллекции в стремительном современном мире. Простой трехстрелочник подобно стойким тамплиерам, оборонявшим крепость почти сто лет, не поддался ни искушению кварцевым механизмом, ни ювелирным дизайном. И оказался в выигрыше. В 1985 году, когда швейцарские механические часы переживали далеко не лучшие времена, Patek Philippe выпустил модель Calatrava Ref. 3919 Clous de Paris с характерной гравировкой на безеле, которая стала самой популярной моделью, когда-либо созданной в серии, и сегодня считается самой узнаваемой в семействе Calatrava.
Практически все модели Calatrava сегодня выпускаются практически без изменений с момента их создания, разве что чуть-чуть подросли до стандартных 35 и 38 мм. И несмотря на базовый механизм (иногда даже с ручным заводом, например, калибр 215 PS в последней модели 5119), скромные размеры, элегантный вид и минимальную водонепроницаемость 25 метров, никто не сомневается в том, что это стопроцентные часы настоящего мужчины, крепко стоящего на ногах. Потому что они сохранили главное качество, ценившееся еще во времена рыцарей ордена Калатравы, — верность и постоянство.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2007