Patek Philippe: снова лидер
Часовое искусство, как и любое другое, иногда доходит до такой грани, когда кажется, что всё, что можно, уже придумано, и ничего нового создать невозможно. Но только не для искусных часовщиков Patek Philippe
Часовое искусство, как и любое другое, иногда доходит до такой грани, когда кажется, что всё, что можно, уже придумано, и ничего нового создать невозможно. Но только не для искусных часовщиков Patek Philippe! В этом году в Базеле они представили новую модель Ref. 5101P 10 DAY TOURBILLON – хронометр с турбийоном и 10-дневным запасом хода.
Соединить в одних часах турбийон и 10-дневный запас хода – на такое мог осмелиться только Patek Philippe. В создании сложных механизмов он не знает себе равных. Когда в 2000 году он выпустил лимитированную коллекцию хронометров с невиданным до той поры запасом хода в 10 часов, казалось, изобретать уже нечего. Но неожиданная комбинация этой функции с турбийоном превзошла все ожидания.
На разработку калибра 28-20/222 и совершенно нового турбийона ушло три года. Три года тонкой кропотливой работы, в результате которой родились абсолютно гениальные и в то же время невероятно «скромные» часы. Быстрый поверхностный взгляд никогда не оценит их сложности и не поймёт их совершенства. Потому что Patek Philippe никогда сам о себе ничего не рассказывает: в такие часы нужно «вчитываться», вглядываться - только тогда постигаешь их сущность.
Индикатор запаса хода, скромная надпись «турбийон» и серийный номер механизма - это всё, что удаётся увидеть невооружённым взглядом на циферблате Ref. 5101P. Остальное от глаз скрыто, вся красота скромно разместилась на прозрачной задней крышке.
Именно здесь, сквозь тонкое сапфировое стекло, можно неторопливо рассмотреть безукоризненный турбийон Patek Philippe – один из самых красивых часовых механизмов.
Спрятанный турбийон
Турбийон в модели Ref.5101P состоит из 72 отдельных частей и весит всего 0,3 грамма. (Каким же острым должен быть глаз и уверенной – рука, чтобы создавать эти детали, которые позже становятся гармоничной частью целого!) Чтобы минутная стрелка не мешала лицезреть это чудо, механизм “отодвинули” в сторону циферблата, а зеркально-отполированные детали турбийона представили на всеобщее обозрение как главный элемент часов.
Почему же их спрятали от посторонних глаз, разместив на задней поверхности корпуса? На это есть очень прагматическая причина: масло, необходимое для точной работы турбийона, может поменять свой состав, если на него будет воздействовать ультрафиолет.
Таким образом, за несколько месяцев оно может потерять все свои свойства и привести к непоправимым последствиям – трению, быстрому изнашиванию механизма и неточности хода. Подобным испытаниям подвергать шедевры просто недопустимо, поэтому Рatek Philippe мудро решил не выставлять турбийон на показ в циферблате, а спрятать его с внутренней стороны часов, где точёный турбийон виден во всей красе и, главное, абсолютно защищён от солнечного света.
Как и все турбийоны Patek Philippe, Ref.5101P проходит проверку C.O.S.C. - 0фициального контроля швейцарских хронометров. Сначала «регулировщики» Patek Philippe в течение недели проверяют турбийоны на точность.
Затем, в течение 15 дней они тестируются C.O.S.C. и только после этого попадают в руки президента компании Филиппа Стерна, который решает, достоин ли хронометр надписи “Patek Philippe Tourbillon» или все процедуры ему придётся проходить заново.
Помимо сертификата, выданного C.O.S.C., модель Ref.5101P украшает надпись Geneva Seal - так называемая «швейцарская печать», подтверждающая высокое качество механизма. Из всех швейцарских часов, удостоенных подобной надписи, 95% - это шедевры Рatek Philippe.
Рекордный запас хода
Своё уникальное изобретение – запас хода в 10 дней или 240 часов - Patek Philippe продемонстрировал миру ещё 3 года назад - в часах Ref.5100. Эта модель стала и до сих пор остаётся единственными часами с рекордным запасом хода, который никто так и не сумел побить. Сохранять энергию в течение 240 часов механизму позволяет особая конструкция сдвоенных заводных барабанов.
Одинаковый, специально высчитанный размер обеспечивает им максимальный запас энергии. Кроме того, барабаны одновременно заводятся, а скользящая пружина на первом барабане не позволяет их заводить сверх лимита.
В новом турбийоне Patek Philippe индикатор запаса хода расположен на 12-часовой отметке. Он показывает, сколько времени будут ходить часы, прежде чем их снова нужно будет завести. Кстати, когда часовщики Patek Philippe разрабатывали заводной механизм, они учли, что усилие необходимое для завода часов (около 100 оборотов головки) должно соотноситься с 10-дневным запасом хода. Следовательно, половины поворота головки будет достаточно, чтобы обеспечить часам энергию чуть больше чем на один час, в то время как в обычных часах на это потребуется целый оборот.
Несколько дюжин для избранных
Корпус новой модели лишний раз доказывает, что наряду со сложностью механизмов Patek Philippe верен и другой константе – ретро-дизайну.
Строгая прямоугольная форма платинового корпуса Ref. 5101P выполнена в стиле арт-деко и вызывает ностальгию по 1920-м и 1930-м годам. Особую элегантность ему придают гладкая трехъярусная форма и анатомически закруглённый силуэт. Благодаря такому дизайну часы нежно охватывают запястье, несмотря на то, что длина корпуса составляет 50 миллиметров.
Стекло в часах Patek Philippe тоже непростое – оно выпуклое, но при этом отшлифованно в параллельных плоскостях внутри и снаружи. Такая форма предотвращает оптическое искажение. Под стеклом благородно переливается сатиновый глянец розового циферблата, покрытого 18-каратным золотом.
Серебристые часовые и минутные стрелки выполнены из окисленного золота и прекрасно сочетаются с такими же цифрами в стиле Breguet. А завершает элегантный ансамбль коричневый ремешок из крокодиловой кожи ручной работы.
Чтобы по-настоящему оценить часы Patek Philippe, нужно, конечно, подержать их в руках. Но и это задача не из простых. Создание часов - это творчество.
Оно требует мастерства, виртуозности и, прежде всего, времени. В год Patek Philippe планирует выпускать всего несколько дюжин Ref. 5101P. Поэтому лицезреть их удастся далеко не каждому. Пусть же счастливцы, увидевшие эти часы, оценят их по достоинству. Хотя другого и быть не может.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2003