Авиационные часы
Трудно найти область человеческой деятельности, в которой жизнь человека настолько зависела бы от часов, как в авиации. Временные характеристики имеют практически все параметры полета
17 декабря 1903 года в местечке Китти-Хоук, что в Северной Каролине, американский инженер Оруэлл Райт попытался взлететь на сконструированном им и его братом самолете. Машина поднялась на несколько метров в воздух и спустя 36,5 метров и 12 секунд вновь коснулась земли. Тем не менее это был первый полет человека на управляемом самолете. Началась славная эра авиации и космонавтики, которой в этом году исполняется 100 лет.
Трудно найти область человеческой деятельности, в которой жизнь человека настолько зависела бы от часов, как в авиации. Временные характеристики имеют практически все параметры полета: взлет, набор высоты, достижение контрольных точек, цели, выполнение задания, cкорость, расход топлива, снижение, посадка… Даже погодные условия зависят от времени суток.
Авиация чрезвычайно обязана часам, ведь в начале века вплоть до Второй мировой войны пилоты ориентировались в пространстве, что называется на глаз, а о продолжительности полета им могли сообщить только наручные часы.
Во многом благодаря часам смог первым перелететь 25 июля 1909 года через Ла-Манш и остаться в живых Луи Блерио на самолете собственной конструкции Blerio XI. В его распоряжении было 40 минут. Он уложился в 37.
Опять же, лишь по часам ориентировался в 1927 году Чарльз Линдберг, совершивший на Spirit of St.Luis в течение 21 и 22 мая 1927-го первый перелет из Нью-Йорка в Париж. На это ему понадобилось 33 часа 30 минут. Правда, если быть честным, ориентировался он не только по часам. «Я увидел флотилию рыбацкий кораблей, - писал Линдберг. - Спикировал чуть было не задев их и, стараясь перекричать шум мотора, спросил, правильно ли я лечу к Ирландии».
Но и часы должны быть благодарными авиации.
Вообще, первые часы наручные появились благодаря дружбе авиатора Альберто Сантуша-Дюмонта и Луи Картье. В марте 1904 знаменитый ювелир выполнил заказ бразильца, подарив ему первые часы, по которым тот мог бы узнавать время, не снимая рук с штурвала.
Первый наручный хронограф появился в 1915 году. Его разработал Гастон Брайтлинг. Через некоторое время он застолбил за собой титул короля авиационных часов.
1923 - первый хронограф с независимой кнопкой, которой осуществлялся и старт и сброс. Вторая кнопка "сброс и возврат к нулевым показателям" появилась у наручных хронографов в 1934 году. Ее запантентовал сын Гастона Брайтлинга - Вилли.
Требования к авиационным часам изначально предъявлялись самые высокие. Мало того, что такие часы должны иметь ход высокой точности, в идеале они не должны и реагировать на вибрацию, температурные перепады, скачки давления и смену магнитных полей. Все это предъявляет особые требования к качеству стали и прочих материалов, из которых изготавливают детали механизма и корпуса авиачасов.
Авиационные часы - это хронографы повышенной герметичности с двусторонним антибликовым покрытием прочного нецарапающегося стекла; подвижным безелем; завинчивающейся задней крышкой; контрастным циферблатом большого диаметра с легко читаемыми и при слепящем солнце и в кромешной тьме стрелками и часовой разметкой. Ну и, разумеется, такому аппарату требуется ремешок повышенной прочности и очень большой длины, чтобы при необходимости пилот мог застегнуть его в области запястья поверх обшлага летной куртки.
Часы летчиков собирают в особых условиях. Уличный воздух перед тем, как попасть в сборочный цех многократно фильтруется, дабы в нем было как можно меньше микроскопических частиц пыли. Кроме того в сборочном цехе поддерживаются строго определенные температура и влажность.
А потому каждые 10 минут воздух в помещении полностью меняется. Если сборка пройдет в условиях холода и повышенной влажности, циферблат часов будет запотевать изнутри в самые неподходящие моменты - во время полета.
И если вы думаете, что компьютеризация ослабила требования, предъявляемые к часам в авиации, то вы ошибаетесь. Авионика - то есть электронный фарш современных самолетов - как правило, первое, что выходит из строя, атакован ли самолет противником или попал в сильно наелктризованный грозовой фронт.
Тогда-то и приходят на помощь старые добрые наручные часы. Реактивные самолеты во многом совершеннее прежних, но уступают им в одном - планировать не могут. Стоимость ошибки в хронометраже времени полета выросла в миллионы раз.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2003