Новинки & модели

Секрет популярности милитаристских часов

Секрет популярности военных часов в мирное время объясняется просто. Military watches – классика часового дела, одинаково любимая и часовщиками, и остальной сильной половиной человечества

Секрет популярности военных часов в мирное время объясняется просто. Military watches – классика часового дела, одинаково любимая и часовщиками, и остальной сильной половиной человечества. Покрыв себя отблесками славных побед и объединив в себе последние достижения науки и техники, традиции и стиль, они существуют вне времени и пространства, продляя жизнь тем, кто ими владеет

Традиции
История военных часов – это, собственно, история наручных часов. Хотя Луи Картье сделал самые первые в истории наручные часы для женщин еще в 1898 году, дамы не оценили новинки. Целых семь лет томились часики на витрине, дожидаясь покупательницы, пока, наконец, не умерла мода на длинные рукава. А вот бразильский авиатор Альберто Сантуш-Дюмонт, узнав, что его друг Луи выпускает наручные часы, попросил немедленно сделать ему такие и надел их, как только они были готовы – в 1904 году. Он ведь не окружающих с их помощью очаровывать собирался, часы ему были нужны для того, чтобы не разбиться, ошибившись в расчетах времени полета.

Картье лишь на несколько месяцев опередил англичан, которые к тому времени также осознали жизненную необходимость иметь часы не в кармане, а на запястье. "Наручные часы, способные противостоять холоду и жаре, ливням и песчаным бурям, должны стать непременной частью экипировки солдат Британской империи", - гласил один из параграфов написанного в 1904 году по итогам Англо-Бурской войны доклада Британского военно-экспедиционного корпуса.

Спрос на наручные часы в начале прошлого века был так велик, что даже ведущие производители тех времен не могли обеспечить всех желающих. Пришлось чуть ли не полукустарным способом приделывать крепления для ремешков к карманным часам. Но они не вполне отвечали суровым окопным реалиям: массивный блестящий корпус привлекал внимание вражеских снайперов, ограничивал движения руки, узнать в темноте, который час, было невозможно.

Однако мировые войны быстро помогли военным и часовщикам определиться, какие часы необходимы для бранного дела: матовый корпус, черный циферблат, секундная стрелка с функцией останова для того, чтобы господа офицеры могли сверить время, дабы все рода войск в строго назначенное время слаженно и одновременно ударили по врагу.

В 1915 году Гастон Брайтлинг придумал первый наручный хронограф, а после мировой премьеры в сражении при Сомме нового рода войск неугомонный Луи Картье выпустил часы Tank квадратной формы - модель, между прочим, до сих пор остромодную и популярную.

Tank Cartier

Как знать, может именно распространение наручных часов натолкнуло гениального русского генерала Брусилова нарушить все прежние каноны военного искусства и нанести массированный удар по обороне противника не в одном, а сразу в нескольких местах, причем одновременно. Успех синхронной атаки русской армии был столь колоссален, что спустя 25 лет ее десятки раз копировали во время своего победоносного шествия по Европе немцы. Правда, у Красной армии они выходили еще лучше – что под Сталинградом, что при освобождении Европы от гитлеровцев год спустя.

Англичане, уступив первенство в наручных часах для летчиков, в 1915 году наверстали упущенное, благодаря усилиям своей молодой лондонской фирмы Rolex, создав первые водонепроницаемые часы. Заказ оплачивал Королевский флот, схватившийся с кайзеровским ВМС в битве за Атлантику. Вот только зря англичане на волне победной эйфории продали лицензию на их производство итальянской фирме Panerai. Через четверть века за легкомысленность пришлось расплачиваться.

Итальянцы создали водонепроницаемые часы Radiomir со светящимися в темноте стрелками и разметкой циферблата и вооружили им спецназ. Итальянские диверсанты под водой пробирались в защищенные порты владычицы морей и прикрепляли к днищам британских линкоров и эсминцев мины и даже торпеды. А затем, отплыв на безопасное расстояние, пускали корабли на дно.

Так как светящиеся элементы циферблата этих часов были выполнены из радия, после войны их захоронили в бетонном контейнере на дне моря. Недавно фирма Officine Panerai возродилась и возобновить выпуск героического Radiomir.

Крупный (42 мм) корпус из полированной стали имеет водонепроницаемость 100 м, 1,5-миллиметровое сапфировое стекло и прозрачную заднюю крышку. В них установлен механизм Panerai OP VII с автоподзаводом и 55-часовым запасом хода, сертифицированный хронометр. Разумеется, светятся, но не радием, а безвредным светонакопителем, стрелки и метки циферблата.

Но вернемся в 1940-й. В это время производство военных часов во всю развивалось и у нас. Военный заказчик, полувоенный контролер (большую часть оборонных проектов патронировал лично товарищ Берия) позволили Стране Советов в считанные месяцы наладить выпуск наручных часов для нужд РККА.

Среди них значилось и детище Часового завода имени Кирова – К-43 - прародители "Штурманских". Разумеется, в продажу они не поступали, а вручались пилотам вместе с формой, курткой, унтами, планшетом, очками и пистолетом. Они служили в качестве таймера продолжительности полета и для синхронизации действий сталинских соколов во время выполнения боевой задачи. В 1961-м "Штурманские" навсегда вписали себя в историю человечества, слетав в космос на руке Юрия Гагарина.

Собратья "Штурманских" - Omega - позволили человеку ступить на Луну. Бортовые хронометры корабля Apollo XI вышли из строя в самом начале Лунной экспедиции, но возвращаться - плохая примета, и американские астронавты продолжили исторический полет, сверяя время по наручным часам. Кстати, Армстронг первым из людей ступил на Луну, но на его руке в тот момент были часы Олдрина (армстронговские решили на всякий случай оставить на борту, чтобы, не дай Бог, не остаться вовсе без часов).

Реплики того Seamaster Professional выходят регулярно. Дизайн прежний: стальной корпус, механизм 1861 с ручным заводом на 40 часов, хронограф с центральной секундной стрелкой, 30-минутным и 12-часовым счетчиками и тахиметрической шкалой на неподвижном безеле. Стекло из хесалита – при разбитии не разлетается на мелкие осколки. Стрелки и часовая разметка покрыты люминесцирующим составом Luminova.

Не так давно пережили еще одно перевоплощение – антивоенное – и "Штурманские". До сих пор огромным успехом пользуются модели «SS-20» и «SS-18», сделанные из корпусов самых мощных советских ядерных ракет. Хотя и столь оригинальный взгляд на military watch можно только приветствовать, если принять во внимание от какого оружия люди начали избавляться.

Volmax «Штурманские» SS 20

«Штурманские» SS-18 и вправду – стильный хронограф с центральной секундной стрелкой и 30-минутным счетчиком. Корпус выполнен из неполированного титана, по безелю которого идет выпуклая надпись на русском языке: «ИЗГОТОВЛЕНО ИЗ СОВЕТСКОЙ РАКЕТЫ SS-18». Механизм 3133 имеет ручной завод и запас хода на 42 часа. 

Однако преклонные возраст и исторические заслуги отнюдь не означают, что military watch не могут заинтересовать продвинутых поклонников современных технологий: в их производстве используются самые последние достижения науки и техники.
 
Технологии
Лучший пример сказанному - часы серии TYPE XX от Breguet. Правнук и полный тезка величайшего часовщика всех времен и народов – Луи Бреге был не только часовых дел мастером, но и авиаконструктором. Его самолеты воевали на фронтах Первой мировой, а некоторые из его бипланов летают до сих пор. Именно Луи настоял на том, чтобы с 1918 года в модельном ряде фирмы появились хронографы TYPE XX для авиаторов. Как вся продукция Breguet они были совершенны и внешне и внутренне. Недаром с 1950 года фирма является официальным поставщиком ВВС Франции.

Ныне эта серия представлена у Breguet двумя коллекциями – Aeronavale и Transatlantic. Оба хронографа напоминают предков лишь классическими круглыми формами, матовыми корпусами, черными циферблатами и люминесцирующими цифрами и стрелками. Но стальные корпуса стали гораздо изящнее надежнее и приобрели водонепроницаемость до 100 м, механизм хронографа с 30-минутным и 12-часовым счетчиками получил автоподзавод, стрелки и цифры – новый безопасный обладающий более ярким светом материал. Transatlantic еще и обзавелся календарем.

Military watch можно смело назвать двигателем прогресса. По точности хода, устойчивости к перепадам температур и давления они не имеют равных во всем роде наручных часов. Так, например, фирма Breitling собирает из особых материалов в особых условиях. Уличный воздух перед тем, как попасть в сборочный цех многократно фильтруется, дабы в нем было как можно меньше микроскопических частиц пыли.

Кроме того, в сборочном цехе поддерживаются строго определенные температура и влажность. А потому каждые 10 минут воздух в помещении полностью меняется. Если сборка пройдет в условиях холода и повышенной влажности, циферблат часов будет запотевать изнутри в самые неподходящие моменты – например, во время полета.

Прежде чем запустить военную модель в серийное производство, ее подвергают экстремальным испытаниям. Например, фирма IWC Schaffhausen устраивает опытным экземплярам непрерывный тест на выживание в нескольких кругах «ада». Часы помещают в электромагнитное поле высокого напряжения, в морозильную камеру, нагревают до 50 градусов, подвергают излучению, «маринуют» в соленой воде, роняют с полутораметровой высоты…

Часы для космоса разрабатывались в рамках оборонных программ, и многие разработки до сих пор засекречены. Ведь часы были одним из первых точных приборов советских и американских программ «Звездных войн». Скажем, лунный Seamaster при лабораторных испытаниях НАСА выдерживал температурные скачки от –110 до + 120 Cо. В наших конструкторских бюро разработали часы, которые сохраняли точность хода в электромагнитных полях, способных вывести из строя двигатели космических кораблей.

Военные часы весьма восприимчивы ко всем технологическим новинкам, и стараются примерить на себя все более или менее полезные изобретения. Так они обзавелись антимагнитными экранами и спиралями, титановыми корпусами, сапфировыми антибликовыми стеклами и суперпрочными ремешками.

Среди последних усовершенствований внимания заслуживают военно-морская модель с автоподзаводом Aquanaut от Patek Philippe, оснащенная специально разработанным для нее ремешком Tropical из 20 композитов, повторяющим антибликовый рельефный циферблат. Корпус этих часов изготовлен из сатинированной нержавеющей стали и имеет водонепроницаемость 120 метров.

Весьма смелый эксперимент в этом направлении провела и Blancpain, выпустив военизированную линию Trilogy, состоящую из авиационного хронографа Air Command, общевойсковых часов GMT и военно-морских Fifty Fantoms. Так вот корпус и браслет этих часов сделаны из сочетания стали и сверхпрочного каучука. Эти резиново-стальные часы дарят владельцам непередаваемое ощущение легкости, мягкости и комфорта.

Позаботился о своих традиционных клиентах - пилотах - и Breitling, снабдив свои кварцевые хронографы радиомаяком, способным передавать сигналы бедствия. Вспоминая последние находки «гражданских» часов, думаю, что уже к концу нынешнего года военные часы позаимствуют альтиметр, компас и термометр у T-Touch от Tissot и прибор GPS у Casio. Похвальная страсть к заимствованию всякого рода новшеств превращает military watch в элемент стиля.

Стиль
Не понятны часто раздающиеся в адрес военных часов упреки в скромности цветовой гаммы, однообразности и предсказуемости дизайна. Стиль military – немного брутальная, но классика – как черный смокинг с белой рубашкой на приеме по случаю присяги президента.

Вот уже на протяжении полувека большая мода – это ни что иное, как успешные попытки представить хорошо забытое старое за собственную свежую идею. А вот военные свое прошлое не забывают, поэтому могут предложить часы на любой вкус. Хотите классику рубежа позапрошлого и прошлого веков – есть хронограф Jazz Age от Auguste Reymond в рифленом сверхлегком стальном корпусе со старинными ушками для ремешка или браслета. Циферблат покрыт черным лаком, стрелки и большие цифры светятся и защищены старым добрым выпуклым минеральным стеклом. Снутри - механизм Valjoux 7750: хронограф с автоподзаводом.

Привлекает арт-деко? Приобретите реплику Santos или очередную версию Tank от Картье - ну, скажем, ту, что в удлиненном платиновом корпусе. Любителей современного стиля и спортивных авто более чем удовлетворят автоматические хронографы от Eberhard - CHRONO4 (см. с.74) или Tazio Nuvolari (был такой знаменитый гонщик): 30-минутный и 12-часовой счетчики, центральная секундная стрелка, светящиеся стрелки и цифры, тахиметрическая шкала, нанесенная черной краской прямо на сатинированный безель, антибликовое сапфировое стекло, закручивающаяся заводная головка.

Безусловно, интересна стилизованная под классические military watch модель из новейшей коллекции Longines - Flagship. Этот хронограф на базе механизма L650 имеет центральную секундную стрелку, 30-минутный и 12-часовой счетчики, календарь, тахиметрическую шкалу. Корпус из полированной стали имеет прозрачную заднюю крышку и водонепроницаемость 30 м.

Авангардистов обрадует Bubble от Corum. Это очень большой хронограф с 11-миллиметровым выпуклым сапфировым стеклом. Под ним и без того широкие люминесцирующие стрелки и крупные точки часовой разметки приобретают просто чудовищные размеры. Водонепроницаемость Bubble – 200 м.

Ну а тем, кто любит подороже, трудно будет отыскать что-то лучше, чем первый в мире платиновый хронограф Ocean от Harry Winston. Почти все – корпус c водонепроницаемостью 200 м, вращающийся безель, светящиеся стрелки, ротор автоподзавода – сделано в нем из платины 950-й пробы. А ремешок - каучуково-платиновый.

Впрочем, чтобы перечислить все стилизованные под military часы, не хватит и трех таких журналов. Пора вспомнить и об истинных любителях истинно милитаристских часов.

НОВАЯ КЛАССИКА
Не может не радовать глаз настоящего ценителя стиля military хронограф Airforce от Eterna. Он (стиль) выдержан здесь до мелочей – кожаный прошитый белыми нитями черный ремешок, «зазубренный» вращающийся в обе стороны безель с 360-градусной шкалой, секундный циферблат у отметки «9 часов» и календарное окошечко в районе «3 часов». Центральная секундная стрелка хронографа измеряет время с точностью до 1/5 секунды, классические 30-минутный и 12-часовой счетчики расположены строго друг под другом.
Автоподзавод, водонепроницаемость 120 м.

Military-версию своей флагманской коллекции Chronoscope выпустила фирма Daniel JeanRichard. Хронограф, диаметр которого 43 мм, называется Shot-blusted Chronoscope. Эпитет Shot-blusted относится к корпусу. Он обработан особым способом, который делает нержавеющую сталь просто неотличимой от алюминия. Механизм DJR 25-13 на 51 камне имеет автоподзавод и 40-часовой запас хода. Завинчивающаяся задняя крышка позволяет корпусу сохранять герметичность вплоть до 10 атм. Интересна задумка авторов спрятать под сапфировое стекло вращающийся с помощью левой боковой головки безель с 60-минутной светящейся разметкой.

Если забыть о запонках, галстучных булавках и обручальном кольце, часы – единственное украшение, которое этикет позволяет иметь приличному господину. Так почему бы не использовать этот шанс на все сто!? Вооружиться, скажем, самыми большими часами в мире - The Big Pilot Watch от IWC Schaffhausen.

Надеваешь на руку этот 150-граммовый 45-миллиметровый в диаметре сертифицированный хронометр с ручным 7-суточным заводом, и ощущаешь себя хозяином Вселенной. Огромные стрелки и четкая (не пропущена ни одна минутная черточка) часовая разметка светятся по ночам так, что мешают спать. В любом случае, их света хватает для того, чтобы без труда увидеть число в окошке календаря и показания индикатора запаса хода. Кончик центральной секундной стрелки за минуту проделывает путь длиной в 14 см.

Чуть-чуть не дотянул до его размеров Hercules – новый суперхронограф от Breitling. Но тем не менее его 44,8-миллиметровый корпус (при толщине 15,7 мм) позволяет назвать его крупнейшим хронографом в мире. Но это не совсем обычный хронограф и по своему устройству: у него две центральные секундные стрелки, 60-минутный счетчик, а для измерения больших интервалов времени у отметки «6 часов» расположен 12-часовой комбинированный счетчик с двумя - часовой и минутной - стрелками.

Breitling Hercules

Третий дополнительный циферблат дублирует в 24-часовом режиме показания основных центральных стрелок. Весит Hercules целых 215 граммов – в основном за счет массивного корпуса из матированной стали с безелем, имеющим 360-градусную разметку. Есть у гиганта и еще одна шкала – пульсометр. Она идет по кромке циферблата, защищенного сапфировым стеклом с двусторонней антибликовой обработкой. Разумеется, специально для Hercules был разработан новый калибр №39 – механика на 38 камнях с автоподзаводом.

Здоровье
Поносив несколько дней такие часы как Hercules, The Big Pilot Watch или «Авиатор» последней версии (см. с.71), начинаешь относиться к часам меньшего размера очень спокойно, пусть они будут хоть с репетиром, турбийоном, прыгающим часом, вечным календарем и ретроградом одновременно. Вас все равно не покинет ощущение – чего-то не хватает!

Однако ношение больших авиационных часов обязывает иметь и соответствующее телосложение, вести здоровый образ жизни. Вас непременно потянет в фитнесс-клуб, проснется интерес к контактным игровым видам спорта и единоборствам. Наверняка, вы наконец-то, отважитесь заняться дайвингом или, еще того круче, - скайдайвингом. Потому что эти часы буквально насыщают кровь адреналином и тестостероном - гормоном, благодаря которому у мужчин растут мышцы, борода, усы и прочие признаки, отличающие их от женщин.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2003

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?