Seiko: Часы олимпийцев
Когда идет Олимпиада, глаза миллиардов болельщиков прикованы к баталиям, разворачивающимся на олимпийских трассах и стадионах. Глаза самих спортсменов прикованы... к часам
Когда идет Олимпиада, глаза миллиардов болельщиков прикованы к баталиям, разворачивающимся на олимпийских трассах и стадионах. Глаза самих спортсменов прикованы... к часам.
Citius, altius, fortius
Каждая из трех составляющих легендарного олимпийского девиза, как живой кровью, наполнена волей к победе и ежесекундным преодолением жалости к себе", - скажет любой спортсмен. "И основана на достижениях науки, техники, современных технологиях" - дополнят специалисты, которые тренируют, лечат, экипируют олимпийцев.
Оставим в стороне политические соображения, судейские интриги, изыскания химиков, взятые на вооружение бесчестными людьми. Отдадим должное тем, кому не достается медалей, но на чью долю выпадает обеспечение объективности и точности - хронометристам состязаний. От них зависит главное - результат: победа, завоеванная в бескомпромиссной борьбе, или "почетное" четвертое место, лавры или бесславное забвение.
Никто и никогда не посмеет сказать олимпийцу: "Мы не уверены в точности проведенных измерений. Не выйти ли вам на дистанцию еще разок?" В эпоху, когда чемпионов и рекордсменов отделяют от просто участников сотые доли секунды, официальными "таймкиперами" олимпиад имеют право быть только те часовые компании, в репутации и продукции которых никто не сомневается.
За сотню, без малого, лет, что насчитывает история олимпийского движения, этой чести были удостоены лишь три марки: швейцарские Omega и Longines, а также японская компания Seiko, признанная всем миром как прародительница кварцевого счисления времени.
Каждой Олимпиаде - свой "таймкипер"
Сегодня уже никого не удивляет логотип Seiko на электронных табло олимпийских соревнований - иные болельщики за всю свою жизнь другого и не видали. На Олимпиаде 1964 года в Токио компания впервые выступила в качестве хронометриста, породив недоумение в рядах публики, далекой от часовой субординации.
Но только досужие обыватели могли вообразить, будто Игры, в которых участвуют спортсмены всего мира, поменяли хронометриста, чтобы сделать приятное населению страны, в первый раз принимающей олимпийцев.
Первооткрывателем в области спортивного хронометража была сама Omega! Она становилась официальным хронометристом Олимпийских игр более двадцати раз, а в 1952 году ее представитель, Чарльз Сикерт, именуемый "отцом современного хронометража", получил высочайшую награду олимпийского движения - Олимпийский крест.
Немалый вклад в дело спортивного хронометража внесла и компания Longines. Именно ей принадлежит честь создания первого в истории спорта автоматического хронометра, в основе которого лежал принцип разорванной нити (одна находится на старте, другая - на финише. Спортсмен, разрывая нити, сам, без участия человека-хронометриста включал и отключал механизм прибора). Часовщики из Сент-Имье обосновали этические аспекты измерения времени, которыми до сих пор пользуются при разрешении тех или иных спорных ситуаций.
Seiko пришлось конкурировать с весьма достойными соперниками и отнюдь не в равных условиях. Попробуйте бегом догнать всадника, который уже полчаса назад скрылся за поворотом!
Компания, которая рождена удивлять
Итак, Seiko. Ее история началась гораздо раньше, чем она получила в 1924-м свое имя, знакомое теперь каждому. Еще в 1881 году Кинтаро Хаттори открыл в Токио часовой магазин, а 11 лет спустя основал при нем небольшое производство, на котором работало всего десять часовщиков.
Один человек, которому я склонна скорее доверять, чем не доверять, сообщил мне, что "Хаттори" переводится не иначе как "сад душ". Очень, очень знаменательное имя! Ныне у корпорации Seiko, как известно, немало весьма процветающих "душ" - от производства спортивных товаров до изготовления точных инструментов, оптики, ювелирной продукции, а также компьютеров и периферии, выпускаемых Seiko под маркой Epson. Кстати, компьютерный бизнес начался с разработки переносного принтера для распечатывания результатов спортивных состязаний.
К 1924 году предприятие Хаттори превратилось в одну из самых солидных фабрик страны. Часы получили название Seiko (по-японски - "точный"), а фирма выдвинула для своих сотрудников следующий лозунг: " Мы - компания, которая должна удивлять!" Слово не разошлось с делом, и даже в XXI веке Seiko верна своему девизу.
Ветеран олимпийского движения
Когда в 1960 году Seiko решила выступить на Олимпиаде в Токио официальным хронометристом, ее ведущие специалисты даже не представляли, как выглядит часовое оборудование Игр, какие именно секундомеры необходимы, и как их используют. Видимо, эта неосведомленность вкупе с самурайской гордостью и отвагой вызвали революционное изобретение в часовой промышленности - секундомер, который не допускал погрешностей в измерениях.
В те годы время измеряли вручную, нажатием кнопки. Считалось, что точность таких измерений зависит от мастерства хронометриста, а потому на соревнованиях по легкой атлетике на финишной черте выстраивалось по десять хронометристов сразу, и результат спортсмена вычислялся как среднее арифметическое из всех показаний. Так вот, техническая группа Seiko не только выяснила, что погрешность возникает в момент старта, но и сумела преодолеть недостаток.
Было сконструировано особое приспособление, которое отвечало за плавное начало хода при нажатии на кнопку "старт". Кроме того, секундомер "научился" автоматически округлять числовые значения, чтобы стрелка останавливалась не между, а строго на делении. Тем самым устранялись погрешности, возникающие из-за расположения секундомера относительно глаз хронометриста.
Олимпийскую карьеру Seiko делала методом проб и ошибок. Так, на собственном опыте специалисты убедились, что работа систем измерения времени сильно зависит от температуры окружающей среды, и сегодня в их арсенале есть "экипировка" для любой климатической зоны. Трудно поверить, но вначале для того, чтобы приборы работали без сбоев, использовали веера и паяльные лампы...
К Играм Seiko должна была создать секундомеры для всех видов соревнований, прибор, который бы записывал эти результаты и размещал их в порядке прибытия спортсменов на финиш, оборудование для зрителей - от малоразмерных табло до огромных часов для стадионов. Компания успешно справилась с задачей, поставив на Олимпийских играх в Токио своеобразный рекорд. Ее олимпийским, достижением стал... ноль. Ноль ошибок в измерении времени!
Постепенно прогресс в часовой области привел к тому, что электронные измерительные приборы постепенно вытеснили ручные секундомеры. Появилось на свет оборудование, способное, например, различить фальстарт по дрожанию мышц спортсмена и компьютерная программа, измеряющая длину прыжка по изображению. Много нового внесла Seiko в разработку резервных систем счисления времени, которые обеспечивают точность результатов даже при поломке одного из основных приборов. Казалось бы, придумано уже все! Но компания продолжает поиски и ухитряется усовершенствовать хронометраж.
Так, на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити были продемонстрированы сразу три новшества. Впервые в истории зимних Олимпийских игр спортсменов "окольцевали": лыжников снабдили браслетами на щиколотки для точнейшего замера времени прохождения трассы. Эти устройства надевали на обе ноги, поскольку неизвестно, какая из них первой уйдет со старта или пересечет финишную черту.
Вмонтированный в ножной браслет радиопередатчик передавал сигналы принимающим устройствам, находившимся на старте, на определенных участках трассы и на финише, что позволяло мгновенно получать точные данные о прохождении любого отрезка дистанции. Этим устройствам не помеха даже массовый старт лыжников. Миниатюрная приемо-передающая система Seiko прошла в декабре 2001 года испытание в соревнованиях на Кубок мира и была одобрена международными федерациями спорта.
Новая олимпийская дисциплина - сноуборд - заставила Seiko разработать совершенно новые стартовые ворота, а также компьютерную программу, которая мгновенно высчитывает финишное время, включая штрафные секунды, и показывает результат болельщикам в "трубе" и телезрителям.
На трехкилометровом скоростном спуске, где результаты лыжников отделяются лишь сотыми долями секунды, и каждый спортсмен стремится превзойти результаты соперников, появились два дополнительных табло регистрации скорости и пять промежуточных измерительных пунктов. Это оборудование помогает спортсменам и их тренерам мгновенно сопоставлять свое время с контрольным.
Понятно, что такие разработки требуют немалых капитальных вложений. Однако, несмотря на затраты, исчисляемые миллиардами иен, баланс компании остается неизменно положительным. Вспомним Азиатские игры 1966 года в Таиланде. Тайцы и гости игр из других стран, очарованные грандиозной техникой Seiko, буквально смели все японские часы с прилавков Бангкока.
За прошедшее время страсти несколько поулеглись, но и тридцать шесть лет спустя продукция Seiko так популярна во всем мире, что никакие новации конкурентов не способны изменить ситуацию с продажами. Деятельность на спортивной ниве приносит компании не сиюминутную выгоду, а самый ценный капитал, имя которому - доверие клиента.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2002