Grand Seiko: Суть и форма
Лиза Епифанова
Ровно 55 лет назад на свет появилась линия Grand Seiko — символ японских престижных часов на все времена.
Ее культовая версия 1967 года 44GS с ручным заводом уже была возрождена Seiko в 2013-м в честь столетия компании, а для юбилея самой коллекции было выбрано другое воплощение — 62GS, также увидевшая свет в 1967 году иставшая первыми автоматическими часами Grand Seiko. Но юбилей — это не только возможность приобрести особую модель. Это прекрасный повод еще раз вспомнить, какие исключительные черты завоевали Grand Seiko статус одних из лучших часов в мире.
Метрическая революция
В 1960-е все было готово для появления часов, подобных Grand Seiko. Япония переживала экономический и культурный расцвет, было принято решение о проведении летней Олимпиады в Токио, сама Seiko была лидирующим производителем часов в стране, а обе ее фабрики: Daini Seikosha в Токио (теперь Seiko Instruments) и Suwa Seikosha в Нагано (теперь Seiko Epson) — увлеченно посвятили 50-е установке нового оборудования. В области технологий и точных механизмов Seiko уже более чем успешно конкурировала со швейцарцами. А вот в плане дизайна почему-то не получалось.
Японцев буквально парализовал «швейцарский стандарт». Хотя Seiko уже выпускала ряд престижных и довольно успешных линий, но все они — и King Seiko, и Lord Marvell, и даже первые Grand Seiko образца 1960 года — представляли собой робкое подражание швейцарской классике. Чтобы выйти из этой тени, требовалась незаурядная личность. Ею оказался Таро Танака, первый дипломированный дизайнер Seiko.
Сам Танака вспоминал, что по окончании университета Тиба отправился устраиваться на работу в Seiko. Собеседование проводил сам президент компании Седзи Хаттори. Он показал молодому человеку несколько швейцарских часов и спросил, нравятся ли они ему. Дизайнер решил не лукавить и ответил, что очень нравятся. «Так сделайте нам не хуже!», воскликнул президент, и Танака был принят. Он отправился прямо в принадлежавший семье Хаттори магазин Wako в Гинзе, где часами изучал выставленные швейцарские модели, подмечая каждую линию рисунка, рассчитыва пропорции, пока не понял как... сделать все совершенно по-другому.
Уже к 1961 году Танака сформулировал правила проектирования корпуса и циферблата, которые позднее превратятся в «Азбуку дизайна Seiko» и лягут в основу многих знаменитых коллекций. В первую очередь он изменил шкалу измерений. Тогда в часовом деле господствовала швейцарская «линейная» система, унаследованная еще от старой французской традиции до введения метрической системы. Она очень походила на дюймовую, и при расчетах в ней минимальная единица составляла около 0,5 мм — не настолько точно, как хотелось Танака. Он впервые предложил делать все расчеты в миллиметрах, чтобы проектировать пропорции с точностью до десятой доли. Первой новую систему ввела Suwa Seikosha, поскольку была на тот момент более современной в техническом оснащении.
Именно она в 1963 году выпустила первую модель, спроектированную по новой системе — легендарную Seiko 5, сразу же ставшую бестселлером. В ней Танака впервые применил приемы из своей «Азбуки»: тонкий рант, объемные граненые стрелки, фактурные «рубленые» ушки. Он уже знал, какой цели хочет добиться. Если швейцарские часы ориентировались на округлые линии и выпуклые формы, Grand Seiko, напротив, создавала объем за счет сочетания множества идеально ровных поверхностей и четких граней. Гладкие поверхности, расположенные в одной плоскости, позволяли полировать корпус буквально до «зеркального блеска», а симметричные скосы задней крышки и креплений браслета делали корпус визуально тоньше (это решение Grand Seiko применил на двадцать лет раньше европейских брендов).
Радикальному переосмыслению подвергся и циферблат. В видении Танака он стал опять же идеально ровным, похожим на натянутый бумажный экран «седзи», присутствующий в каждом японском доме. А объем и читаемость создавались за счет многогранных стрелок и индексов, обработанных алмазной полировкой.
Корпус современной 44GS стал немного толще по сравнению с оригиналом 1967 года, поскольку увеличилась водонепроницаемость
На пути к стандарту
Поскольку Seiko 5 отлично продавалась в Японии, а вскоре была запущена и на Daini Seikosha для международного рынка, Таро Танака дали зеленый свет в его дизайнерских изысканиях. «Работники Suwa, которых я заставлял все пересчитывать в миллиметрах, наконец, перестали меня ненавидеть», шутил сам Танака о том периоде. Через год фабрика выпустила 57 Grand Seiko Calendar, еще на шаг приблизившуюся к цели (она была переиздана в 2014 году), а в 1967 году — 44GS, ставшую «золотым стандартом» всех последующих Grand Seiko.
Модель с обычным трехстрелочным калибром с ручным заводом 4420В была выпущена на Daini Seikosha. К этому моменту обе фабрики уже объединились для производства Grand Seiko, которая обрела единую концепцию. Поэтому в том же году на Suwa появились две собственные разновидности новой модели: с автоматическими калибрами 6245 (частота работы баланса 19 800 пк/час, дата) и 6246 (частота работы баланса 19 800 пк/час, дата и день недели). Они стали первыми часами Grand Seiko с автоподзаводом, хотя, справедливости ради, надо признать, что в историю вошла другая версия — выпущенная в 1968 году серия 61GS с автоматическим калибром 6145А, работавшем на частоте 36 000 пк/час и положившем начало серии высокоточных часов Grand Seiko 61 V.F.A.
Ключ к ДНК
В середине 70-х выпуск Grand Seiko прекратился, но в 1998 году линия триумфально вернулась. С новыми механизмами и новыми технологиями. Маркировка всех калибров, использующихся теперь в коллекции, получила цифру «9» в заглавии — на японском она звучит как kyuu, что созвучно с иероглифом Kui, означающем «наибольший, максимум».
В современной Grand Seiko представлено четыре семейства «девяток»: кварцевые 9F, механические 9S, высокоскоростные 9S Hi-Beat и 9R с системой Spring Drive. Все они отвечают современным требованиям хронометрии, а их характеристики год от года совершенствуются. Так же, как дизайн и технология производства корпусов.
Но к 2013 году, когда Seiko готовилась отмечать свой 100-летний юбилей, появилась идея возродить истинное лицо Grand Seiko, в котором современная инженерия сочеталась бы с оригинальными идеями Таро Танака, в частности, его классическими пропорциями корпуса.
Между прочим, это потребовало огромных усилий от инженеров и дизайнеров компании. Начать хотя бы с того, что все производственные линии старых корпусов и даже технические расчеты были уничтожены на Seiko Epson (бывшей Suwa) в 2011 году во время Великого восточно-японского землетрясения. Специалисты, которые проектировали новую модель, могли в качестве образца руководствоваться только оригиналом 44GS из музея Seiko и — о, счастье — в одном из сервисных центров была найдена инструкция по сборке часов с чертежом в разрезе. Благодаря новым технологиям удалось усовершенствовать замысел Таро Танака. Многогранный корпус производится методом ковки, как и в 1960-е, но затем грани выравниваются до доли миллиметра на компьютерном CNC, а затем все поверхности вручную полируются в технике «зарацу», использующейся для шлифования японских боевых мечей.
Уже третий год подряд в рамках Grand Seiko выходит потрясающая историческая серия, которую язык не повернется назвать «репликами». Потому что это не копирование, а скорее новый совершенный вид, выращенный из ДНК. В 2013-м родилась 44GS, в 2014-м свет увидела 57 Calendar, в 2015-м настало время 62GS.
Премьера 2015 года в исторической коллекции Grand Seiko, обновленная модель автоматического калибра 62GS в новой интерпретации представлена с тремя типами механизмов (слева)
Линия автоматических моделей Grand Seiko представлена в восьми вариантах. Четыре модели с кожаными ремешками выполнены на базе автоматического калибра 9S65 с запасом хода 72 часа в корпусе 37,5 мм из белого, розового или желтого золота, а также версия в стали. Эмблема льва на задней крышке корпуса, компоновка циферблата, характерные часовые метки и логотипы на циферблате — все позаимствовано у оригинальных часов 62GS. Две стальные модели диаметром 40 мм оснащены высокочастотным 5-герцевым механизмом 9S85 с запасом хода 55 часов, а еще две в таких же корпусах — механизмом 9R65 с запасом хода 72 часа и системой Spring Drive. Эти четыре вариации дополнены стальными браслетами.
Все используемые в линии «моторы» прекрасно известны поклонникам Seiko и уже выдержали множество испытаний. Как и «золотой стандарт Grand Seiko», выдержавший главное испытание — временем.