IWC Portugieser: Вечный путешественник
Сергей Майсурян
Коллекция Portuguiser, которая в этом году отмечает 75-летие, — это узловая точка пересечения удивительных маршрутов во времени и пространстве. Флорентин Ариосто Джонс переплыл Атлантику, чтобы основать в Шаффхаузене производство точных калибров карманных часов. Ровно через 70 лет еще один путь в Шаффхаузен проделали два португальских мореплавателя с просьбой изготовить наручные морские хронометры. Так механизмы Джонса обрели второе рождение, ставшее началом еще одного захватывающего путешествия по волнам истории.
Морская точность
В период великих географических открытий XV-XVI веков именно на долю португальских мореплавателей выпала участь первооткрывателей других континентов: Васко да Гама проложил морской путь из Европы в азию, обогнув африку, Фернан Магеллан открыл, что Земля круглая, а Педру Кабрал, направляясь в Индию, заблудился и открыл Бразилию. Можно сказать, португальские моряки как никто прочувствовали на собственном опыте, что такое открытое море без карт и точных навигационных приборов.
И хотя в ХХ веке Португалия уже утратила статус главного морского покорителя, активная торговля лузитанских купцов с колониями продолжалась и большая часть импорта в Европу из африки и Южнойамерики по-прежнему доставляласьчастными судами, приписанными к португальским портам. И несмотря на развитие радиосвязи, надежный морской хронометр, не нуждавшийся в корректировке в течение долгого времени, оставался обязательным прибором на борту каждого такого судна.
Интересно, конечно, что именно возили португальские предприниматели, обратившиеся в конце 1930-х годов с заказом на часовую фабрику IWC в Шаффхаузен. Известно, что они попросили сделать наручные хронометры, потому что не хотели пользоваться стационарным — возможно, эти двое импортеров вели очень активный образ жизни и часто меняли корабли.
Как бы то ни было, исполнить такой заказ в то время было непросто. Хронометрическая точность требовала крупного узла баланса с регулятором, а в то время IWC (трудно себе представить) специализировалась на изящных часиках в стиле ар-деко. И тогда мастерам компании пришла в голову блестящая идея обратиться к наследию основателя мануфактуры — Флорентина ариосто Джонса и его карманным калибрам.
Вид на Рейн и Шаффхаузен в середине XIX века, когда была основана International Watch Company
Стрелка Джонса
Бостонский инженер Ф.А. Джонс, заведовавший производством на крупной американской часовой фабрике E. Howard, прибыл в 60-е годы XIX века в Швейцарию с амбициозным проектом: соединить технологии нового света с более рентабельным европейским производством (в то время зарплаты и цены на сырье в Швейцарии были ниже американских) и начать поставлять часы на родину.
После неудачи в Женеве и Юре 27-летний предприниматель нашел идеальное место в немецкоговорящем Шаффхаузене, во-первых, благодаря партнерству с местным часовщиком Генрихом Мозером, во-вторых, поскольку мощь течения Рейна (а не скромных юрских речушек) могла обеспечить новую фабрику достаточной энергией для современных станков. Джонс привез из Бостона чертежи полудюжины базовых карманных калибров, которые сразу запустил в производство. Их отличительной особенностью была удлиненная стрелка регулятора хода для изменения реальной длины пружины баланса, известная сегодня как «стрелка Джонса», которая тянулась от балансового моста к трехчетвертной платине. Международный проект, с самого начала получивший имя International Watch Company, фактически стал первым швейцарским серийным производителем хронометров. Правда, объявленное вскоре эмбарго на поставку в США швейцарских часов нарушило изначальный план о завоевании американского рынка: в 1880 году Джонс продал фабрику семье Раушенбахов и вернулся за океан. Запущенные им высокотехнологичные линии позволили IWC одной из первых перейти на выпуск наручных часов. Вначале их изготавливали на базе дамских карманников: калибров 63 и 64 (1899 год), а уже в начале ХХ века Эрнест Хомбергер, зять Йоганнеса раушенбаха, наладил постоянное серийное производство наручных калибров 75 и 76.
C момента основания специализация IWC была связана с производством морских хронометров
Но для выполнения «португальского заказа» потребовалось обратиться к более раннему поколению механизмов — карманному калибру 74 с регулятором хода, выпускавшемуся со времен «гантеров» Флорентина Джонса. Его и поместили в стальной корпус 42 мм, считавшийся для того времени слишком крупным для руки. К сожалению, самая первая версия наручного хронометра, увидевшая свет в 1939 году к радости португальских торговцев, не сохранилась — это все-таки был специальный заказ. но на ее основе в том же году появилась Ref. 325, серийная модель, причем выпускавшаяся как с серебристым, так и с черным циферблатом, не слишком характерным для того времени, и, возможно, удачно заимствованном у Special Pilot’s Watch, появившихся тремя годами ранее.
В 1874 году IWC была первой швейцарской фабрикой, оснащенной передовым американским оборудованием
Практически в таком неизменном виде эти часы и выпускались в течение многих лет — естественно, коллекция не называлась «португальской», а просто была известна под маркировкой Ref. 325. Все так же, на позиции «6 часов», оставалась боковая секундная стрелка, только вместо «железной дороги» в середине 1940-х появилась более изысканная арабская разметка. надежные стальные хронометры поставлялись во многие страны, в том числе и в СССР.
А в 1944 году техническим директором IWC стал Альберт Пеллатон, талантливый 45-летний инженер. Наступила следующая эпоха в истории мануфактуры из Шаффхаузена: авиационные часы Mark 11, Ingenieur, калибр 85 с автоподзаводом Пеллатона, эксперименты с новыми материалами и дизайном. Но история Portuguiser уже заложила новый вираж.
Флорентин Ариосто Джонс, основатель IWC и первый директор фабрики в 1868-1875 гг.
Шаг к вечности
В 1993 году, когда Китай возглавил Цзян Цзэминь, а президентом США стал Билл Клинтон, мануфактура из Шаффхаузенаотметила 125-летний юбилей. В часовой истории эта дата запомнится наравне с ведущими мировыми событиями, поскольку подготовленная под руководством гениального курта клауса юбилейная серия Il Destriero Scafusia, что в переводе означает «боевой конь из Шаффхаузена», представляла собой 125 самых технически сложных часов в мире! а также именно в этот год вышло юбилейное переиздание Portuguiser, в точности повторяющей дизайн оригинала 1939 года. сам курт клаус, бывший в то время техническим директором IWC, так вспоминал историю возвращения коллекции: «на мануфактуре был один служащий, носивший Ref. 325 1940-х годов. когда я заметил эти часы, то подумал: как они красивы, этот тонкий рант и мечевидные стрелки выглядят очень современно. Мы предложили Гюнтеру Блюмляйну (президенту IWC — прим. ред.) перевыпустить модель к юбилею, и он сразу согласился. Причем нам вообще ничего не пришлось менять — IWC по-прежнему выпускала небольшими партиями карманный калибр 74. Мы просто добавили к нему Incablock!»
Модель, теперь уже официально носящая имя Portuguiser в честь первых заказчиков, была выпущена небольшой серией в 1750 экземпляров. Но спрос оказался настолько высок, что было принято решение развить ее в полноценную коллекцию и добавить усложнения.
Уже через два года состоялась премьера сплит-хронографа Portugieser Chrono-Rattrapante и репетира Portugieser Minute Repeater, разработанных все тем же куртом клаусом, а завершился ХХ век появлением классического хронографа с вертикально расположенными счетчиками и, наконец, Portuguese 2000 — первых автоматических часов в коллекции, в которых использовалась система Пеллатона.
Но самый большой подарок своим поклонникам «португалец» приготовил через 10 лет после триумфального возвращения: курт клаус соединил свой знаменитый вечный календарь Da Vinci с автоматическим заводом Calibre 5000 с системой Пеллатона и создал Calibre 50611 — первый мануфактурный автоматический вечный календарь IWC, установленный в Portugieser Perpetual Calendar.
Первые карманные часы IWC типа Hunter, выпущенные в 1870 году в корпусе 43 мм, оснащенные калибром с брегетированной спиралью и регулятором Джонса, стоили около 90 франков
Большая семья
В течение последующих лет в Portugieser появилось несколько интересных обновлений, некоторые из которых стали подлинным коллекционным раритетом. В 2005 году мануфактура решила отдать дань своему основателю — Флорентино Ариосто Джонсу, выпустив серию часов, максимально близких по духу его карманным механизмам. Естественно, ею стала Portuguese Special EditionьF.A. Jones, где в корпусе 43 мм разместился калибр 98290, ставший улучшенной версией карманного 74-го: трехчетвертной платиной, удлиненной стрелкой, механизмом с ручным заводом, совершающим 18 000 колебаний, сложным узором и гравировкой — все, как в оригинальной модели. Модель была строго лимитирована (3000 экземпляров из стали, 1000 экземпляров из розового золота и 500 из платины), но уже через год у нее вышло еще более удивительное продолжение — Portuguese F. A. Jones Squelette, ювелирный скелетон в корпусе из платины или белого золота. Эту и другие ювелирные версии Portugieser можно было приобрести только в бутиках IWC. Наконец, в 2008 году мануфактура еще раз вернулась к классической версии Ref. 325 в рамках знаменитой Vintage Collection, приуроченной к 140-летию компании и представлявшую реплики моделей-основателям шести семейств часов IWC.
Именно с этого года нынешний глава компании Жорж Керн ввел новый принцип обновления моделей: каждый год посвящен какой-то одной коллекции. И первый «год Portugieser» пришелся на 2010-й. Тогда в линии появились сразу три премьеры: Portugieser Tourbillon Mystere Retrograde с парящим турбийоном и ретроградным указателем даты, а также самая сложная модель семейства Portugieser Grande Complication с калибром 79061, включающим минутный репетир, сплит-хронограф и вечный календарь. И что довольно неожиданно — в рамках «португальского» дизайна был возрожден хронограф Yacht Club, выпускавшийся IWC в 1960-1970-е годы. В новой версии 89360 дополнился функцией flyback и суммарным счетчиком продолжительных отрезков времени у «12 часов».
Создатель вечного календаря Double Moon Курт Клаус был одним из инициаторов возрождения Portugieser в 1993 году
А в 2011 г. отдельно от основного ряда состоялась премьера Portugieser Siderale Scafusia — самых эксклюзивных и сложных часов в истории IWC, оснащенных огромным турбийоном и астрономическим модулем. Эти часы изготавливаются только на заказ.
В 2015 году Portugieser отмечает 75-летний юбилей. И уже по традиции в коллекции представлены как модели обновленного дизайна, так и настоящие премьеры: в Portugieser Annual Calendar впервые у IWC появился годовой календарь, тогда как Portugieser Perpetual Calendar Digital Date-Month Edition «75th Anniversary», наоборот, представляет калибр 89801 с flyback-хронографом и цифровым вечным календарем, хорошо знакомым по Ingenieur и Aquatimer в изысканной интерпретации.
Премьера SIHH-2015: Portugieser Perpetual Calendar Digital Date-Month Edition «75th Anniversary», калибр вечного календаря с цифровой индикацией и хронографом 89801, в корпусе 45 мм из розового золота, лимит 75 экземпляров
Поклонникам классического «португальца» мануфактура приготовила переиздание оригинальной модели Portugieser Hand-Wound Eight Days Edition «75th Anniversary». И, конечно же, новые варианты Yacht-Club Chronograph, вечного календаря и классической автоматической модели с 7-дневным запасом хода. Впрочем, премьеры 2015 года — тема для отдельного рассказа.
Ведь линия Portugieser потому и остается всегда интересной и неустаревающей, что следует только собственному маршруту.
Премьера SIHH-2015: Portugieser Tourbillon Mystère Retrograde, с калибром 51900 с парящим турбийоном и ретроградной датой
Премьера SIHH-2015: Portugieser Perpetual Calendar, калибр вечного календаря с классическим указателем фазы Луны 52000 с запасом хода 168 часов, в корпусе 44,2 мм из розового золота