Seiko Professional Diver. Настоящий глубинный монстр
Лиза Епифанова
Подводники Seiko не так известны широкой публике, как раскрученные дайверские коллекции швейцарских брендов. Но тот, кто примерял на руку японскую 600-метровую модель в титановом корпусе, не забудет ее никогда.
Подводники Seiko не так известны широкой публике, как раскрученные дайверские коллекции швейцарских брендов. Но тот, кто примерял на руку японскую 600-метровую модель в титановом корпусе, не забудет ее никогда. Эти часы называют «челюстями» в честь культового фильма, чья премьера состоялась в том же году, а также в честь характерного «зубастого» ранта. «Черным тунцом» или «Дартом Вейдером» (попробуйте сами догадаться, почему). Но общее мнение таково — если уж погружаться в темную морскую мглу, то лучшей компании не найти.
Рассказ о подводных моделях Seiko хорошо бы начать с того, как компания изготовила первые дайверские часы во время войны по заказу храбрых японских подводников. Но ничего подобного не было. Правда, Seiko сотрудничала с японским ВМФ и в 1942 году даже выпустила по заказу флота партию морских хронометров (первых в Японии), но дальше развиваться в этом направлении компания не спешила.
Seiko Sportsmatic стала предвестницей дайверских моделей в 1963 году
А после войны Seiko уже стало и вовсе не до моря. Заказы флота прекратились, рынок был в депрессии, к тому же иссякли поставки материалов из Европы и США, в первую очередь стали, и Seiko пришлось искать замену у местных производителей. Японское качество в те времена оставляло желать лучшего. В результате в течение нескольких послевоенных лет Seiko отказалась даже от секундной стрелки в часах, настолько сомнительным было качество их хода, не говоря уже о каких-то защитных характеристиках механизма и корпуса.
300M Diver 6159 с калибром Hi-Beat (1967 г.)
Но постепенно компания восстанавливала довоенные достижения, а с наступлением «японского экономического чуда» и последовавшей эрой всеобщего процветания, в 1960-х превратилась в одного из ведущих игроков на мировом часовом рынке. В 1965 году экспорт Seiko составлял 1,6 миллиона часов, к 1969-му рванул к показателю в 4,9 миллиона, а в 1977 году достиг впечатляющих 11 миллионов. Как известно, именно в этот период появились самые знаменитые изобретения японской марки: 5-герцевый баланс Hi-Beat, автоматический хронограф 3961, кварцевые часы Astron. И первые в своем роде профессиональные дайверские часы, заложившие основы нового технологического стандарта.
600M Diver 6159-022 для профессионального дайвинга (1975 г.)
Полярные ныряльщики
Японию позже других стран охватило увлечение подводными приключениями. В то время как европейцы и американцы после бестселлера Жака-Ива Кусто «В мире безмолвия» (1953 г.) и последовавшим за ним одноименным оскароносным фильмом (1956 г.) массово записывались в клубы любительского дайвинга, а швейцарские производители вели бескомпромиссную битву за водонепроницаемость корпуса, Seiko заинтересовалась этим вопросом только в 1962 году — вместе с разработкой других спортивных линий накануне токийской олимпиады. Незадолго до игр в 1963-1964 годах появилась коллекция Silverwave с двумя моделями Seikomatic (50 метров) и Sportsmatic (30 метров). Хотя уровень водонепроницаемости не позволял назвать эти часы дайверскими, в них уже присутствовали ярко выраженные элементы подводных приборов: четкие люминесцентные индексы на черном циферблате и кольцо с разметкой обратного отсчета. Silverwave стали прообразом появившихся через год первых японских дайверских часов — 62MAS.
600M Diver PYF018 с кварцевым механизмом (1978 г.)
Водонепроницаемость корпуса этой модели составляла уже 150 метров, и он был экипирован вращающимся двунаправленным рантом с разметкой времени погружения. Внутри был установлен автоматический калибр 6217A с частотой работы баланса 18 000 пк/час, выпускаемый фабрикой Suwa Seikosha в Нагано. Конструкция и дизайн стального корпуса не могли похвастаться ничем выдающимся, за исключением (в буквальном смысле) крупной заводной головки, прибавлявшей к диаметру 38 мм дополнительные 4 мм. Модель 62MAS выпускалась с 1965 по 1968 год и вошла в историю благодаря участию в 8-й метеорологической миссии в Антарктиде, успешно перезимовав вместе с учеными на Южном полюсе в 1966 году.
1000M Diver SSBS018 с рекордной глубиной (1986 г.)
В 1967 году Seiko удвоила показатели водонепроницаемости, выпустив модель 6215 (также известную как 300M Diver), а в 1968-м доработала и предыдущую 150-метровую модель. Второе поколение «дайверов» 6105 обладало более прочным корпусом, заводная головка сместилась к отметке «4 часа» и дополнилась блокиратором. В том же 1968-м корпус 61-й серии был также доведен до водонепроницаемости 300 метров, а внутри поселился знаменитый калибр Hi-Beat с частотой работы баланса 36 000 пк/час, уже успешно опробованный на моделях Grand Seiko.
Качество и престиж Seiko 300M Diver 6159 подтвердили исследователи Наоми Уемура и Теруо Мацууро, взявшие именно эти часы для восхождения на Эверест в 1970 году. Казалось, Seiko уверенно вписалась в дружную мировую семью производителей дайверских часов. Уж во всяком случае, японские водолазы должны были быть счастливы. Как бы не так.
Landmaster South Pole, выпущенный тиражом 800 экземпляров в честь экспедиции Мицуро Оба в Антарктиду, 1999 г.
Обратная связь
Любого здравомыслящего человека должен был смутить тот факт, что надежность подводных часов подтверждается полярниками и альпинистами. Впрочем, в 1960-е дайвинг в глазах обывателей ассоциировался с экстремальным спортом и активным отдыхом вообще, чем и пользовались многие производители: брали обычные модели из своих спортивных коллекций, улучшали герметичность корпуса и подавали под видом «дайверских», рассчитывая, что клиент в худшем случае будет кататься в них на водных лыжах. Причем поступали так не из злого умысла, а по незнанию — общепринятый стандарт дайверских часов ISO 6425 появится только в 1996 году.
Для Seiko же все изменилось в 1967 году — когда в компанию пришло письмо от настоящего водолаза-профессионала из города Кура префектуры Хороcима. Он описывал реальные условия, в которых приходится работать подводникам, и объяснял, почему часы, маркированные до 300 метров, на самом деле совершенно не приспособлены к такой глубине. Все приборы, которые он надевал при погружении, либо разбились о подводные скалы, либо лопнули при всплытии, да и толку от них было немного, потому что циферблат на дне океана оказывался практически нечитаем.
Landmaster Sagarmatha в честь экспедиции на Эверест, 1998 г.
Вызов был принят, и за решение задачи создания «реальных дайверских часов» взялись два величайших гения Seiko второй половины ХХ века: дизайнер Таро Танака и инженер Икуо Токунага.
Танака — первый официальный дизайнер Seiko, пришедший в компанию после художественного колледжа в 1959 году. Именно ему марка обязана появлением собственного стиля оформления корпуса и циферблата, основанного на оригинальных идеях, которые мастер обозначил как «Грамматика дизайна Seiko». Таро Танака искал вдохновение не за офисным столом, а в реальном мире. Как известно, образ Grand Seiko появился у мастера после долгого изучения элитных швейцарских часов, выставленных в витринах магазина Wako. За образом идеальных дайверских приборов Танака отправился на морскую буровую платформу. Там он изучил настоящие глубоководные приборы, чтобы рассчитать оптимальную форму и размер корпуса, соотношение меток и стрелок с циферблатом и шириной разметки ранта.
Scubamaster SBBK002 для американского спецназа, 1990 г.
Тем временем в 1970 году на Suwa пришел молодой инженер Икуо Токунага, возглавивший направление спортивных часов. Вначале его специализацией были хронографы, но вскоре он увлекся проблемой защиты корпуса. В понимании Токунаги дайверские часы должны были отличаться прочностью, легкостью, антимагнитностью и антикоррозийностью — и решением всех четырех задач стал титан. Вторым слабым местом существующих моделей была декомпрессия, из-за которой гелиевая смесь, скапливающаяся в корпусе во время погружения, расширялась настолько, что могла повредить или даже взорвать часы. Гелиевый клапан для постепенного стравливания газа, применяемый европейскими производителями, был не всегда эффективен и совершенно неудобен. Пять лет понадобилось инженеру, чтобы реализовать собственное решение — титановый корпус-моноблок. Ему не требовался никакой клапан, поскольку он вообще не пропускал газ внутрь. От декомпрессии был защищен даже резиновый ремешок часов благодаря специальным волнистым изгибам, снижавшим давление на материю.
Модель 6159-022, или Seiko Professional 600M Diver была представлена в 1975 году и произвела революцию в индустрии подводных приборов. Многие идеи, придуманные дуэтом Танака —Токугава для этих часов, были позже неоднократно использованы другими производителями, но их оригинальный источник навсегда занял свое место в музее Seiko.
Для создания Professional 600M Diver в 1975 году дизайнер Таро Танака посетил реальную буровую платформу
Из моря на сушу
Professional 600M Diver была настолько хороша, что даже улучшать ее доставляло удовольствие. В 1978 году Seiko совершила логичный на тот момент шаг, заменив автоматический механизм более практичным и стабильным кварцевым. Именно эта модель PYF018 в 1982 году участвовала в научной миссии субмарины «Шинкай 2000», опустившейся на глубину 1062 метра. А в 1986 году на свет появилась более продвинутая версия SSBS018 с водонепроницаемостью до 1000 метров, в которой титан был заменен высокотехнологичной циркониевой керамикой. Кроме того она была оснащена индикатором снижения заряда батарейки.
Seiko 300M Diver 6159 впервые поднялась на Эверест с Наоми Уемура и Теруо Мацууро в 1970 году
Токунага-сан был не только замечательным инженером, но и талантливым маркетологом. Еще на этапе выпуска первых подводных часов Seiko он настаивал, чтобы их заднюю крышку вместо обычного логотипа украшало изображение дельфина, сразу указывавшее на специализацию модели. А после премьеры 6159-022 он понял, что потенциала этой технологии хватит на целое семейство коллекций.
Семейство получило тривиальное, но проверенное имя Master и было разделено на три линии: Scubamaster, Landmaster и Flightmaster, которые представляли модели, соответственно, для моря, суши и неба.
Kinetic Sports200 в титановом корпусе с калибром 5М63, 1995 г.
Коллекция Landmaster продолжила славные традиции дайверских часов 60-х — вполне годилась для погружений, но была рассчитана в основном на полярников и покорителей высот. Это выражалось в том, что моноблоковый титановый корпус, защищенный от воды и сотрясений, был оснащен механизмом с дополнительными навигационными функциями. Как, например, в модели, выпущенной для полярного исследователя Митсуро Оба во время его пешего покорения Северного полюса в 1994 году, была дополнительная 24-часовая центральная стрелка, которая двигалась в обратном направлении и выполняла роль солнечного компаса. После успешного завершения экспедиции была выпущена лимитированная коммерческая версия Transpolar Adventure тиражом 1877 экземпляров. А когда еще через год Оба повторил пеший тур, на этот раз по Антарктике, Seiko выпустила следующую серию Landmaster South Pole в корпусе из циркониевой керамики.
SBCW003 Scubamaster Pipin Special в честь Пипина Феррераса, 1994 г.
Кстати, именно Landmaster со стандартной водонепроницаемостью до 200 метров оказалась идеальным кандидатом для демонстрации новой технологии AGS (будущей Kinetic), появившейся в 1988 году. Герметичный корпус подчеркивал, что его не придется вскрывать, чтобы заменить батарейку у точного кварцевого механизма. В 1997 году Кен Ногучи поднялся в часах на Эверест, который по-японски называется Сагармата, что снова привело к появлению лимитированной серии Landmaster Sagarmatha с механизмом Kinetic и рантом из металлокерамического сплава, устойчивым к царапинам.
Professional 600M Diver SBDB001 с механизмом Spring Drive 5R66, 2005 г.
Семья рекордсменов
Тем временем Scubamaster также становилась все более специализированной. В 1990 году для американского подводного спецназа Seiko выпустила цифровую модель Scubamaster SBBK002, водонепроницаемую до 200 метров: настоящий мини-компьютер для погружений, не имевший в то время аналогов на рынке.
Дизайнер Таро Танака тоже не почивал на лаврах, а продолжал работать в поле. В 1990-е годы он начал сотрудничать с химической компанией Nemoto&Co, которая в итоге создала краску, вначале названную NW, а в 1993-м получившую имя LumiBrite. После 10 минут на свету она могла сама светиться в течение 3-5 часов, к тому же была абсолютно безопасной в отличие от используемого ранее трития.
Professional 600M Diver SBDB001 S23619, также известная как Dart Tuna, 2011 г.
В 1995 году появилась SBCW003 Scubamaster, также с механизмом Kinetic, чей корпус не просто представлял собой моноблок, а целиком был вырезан из единого куска керамики. Кубинский фридайвер Пипин Феррерас в 1997 году погрузился в этих часах на 152,5 метра у Каймановых островов. В честь рекорда была выпущена серия Seiko Scubamaster Pipin Special, лимитированная 1000 экземплярами, в корпусе 43 мм с однонаправленным рантом, краской LumiBrite и ярко-желтым циферблатом, оснащенная калибром Kinetic 5M45 с недельным запасом хода. Кстати, менее известно, что Seiko выпустила к этой модели парную женскую серию в 1000 экземпляров Jewel Fish Audrey, посвященную супруге Феррераса, профессиональной ныряльщице Одри Местре: в корпусе 40 мм с бежевым рантом и циферблатом, водонепроницаемую до 100 метров. Дамская версия приобрела особое значение для коллекционеров после того, как сама Одри погибла в 2002 году при попытке установить новый мировой рекорд.
Ограниченная серия Planet Monster на базе 200M Diver SKX007K с автоматическим калибром 7S26
После того как проект Master прекратил существование, Seiko долго не решалась вписать 200-метровые модели с технологией Kinetic в рамки какой-то общей спортивной серии вроде Sportura или Arctura. В результате на рубеже веков появилась довольно интересная коллекция SKJ Kinetic, также известная среди коллекционеров как Seiko Sports 200 в стальном или титановом корпусе с механизмом 5M43. Они были экипированы стеклами Sapphlex — столь же устойчивыми к царапинам, как и сапфировые, но более прочными. Затем в начале нулевых калибр был заменен на 5M63, уже с полугодовым запасом хода.
Наконец, в 2014 году в Базеле Seiko представила совершенно новую коллекцию, сочетающую дайверский стандарт образца 1975 года и технологию Kinetic. Она получила имя Prospex, и ее изюминка заключается в том, что сквозь боковые окошки внешнего корпуса можно увидеть внутренний. Кроме технологии Kinetic и водонепроницаемости 200 метров новая модель, оснащенная калибром 5М85, может похвастаться индикацией GMT четвертой центральной стрелкой.
Премьера Базеля-2014: Prospex Kinetic GMT с калибром 5М85 и водонепроницаемостью 200м
Мечта инженера
В 2005 году дайверский корпус получил новый мотор — Spring Drive 5R66. Как и во всем, что связано с технологией Spring Drive, здесь наведены мосты между прошлым и настоящим. Модель SBDB001 выглядит как привет из 75-го и объединяет все лучшие достижения серии: корпус из титанового моноблока, черный циферблат с краской LumiBrite, 24-часовую стрелку GMT, водонепроницаемость до 600 метров, заводную головку, смещенную к отметке «4 часа». Среди самых популярных моделей нового тысячелетия стоит назвать также SBBN007 (300 метров), SBBN013 (1000 метров), за пределами Японии известную как S23619 или Darth Tuna.
Ananta 200M Automatic Chronograph Diver’s SRQ013 с калибром Spring Drive 8R39 была выпущена ограниченной серией в 700 экземпляров к 130-летию Seiko в 2011 г.
В 2010 году в Seiko заметили, что у Professional 600M Diver наступило 35-летие, и в честь этого выпустили тиражом 300 экземпляров юбилейную модель SBBN019, получившую прозвище White Dolphin из-за белого цвета керамики внешнего корпуса и изображения дельфина на задней крышке, нанесенного в память о самых первых дайверских моделях Seiko. Даже имя коллекции было исторически реминисцентным — Marinemaster. В угоду пуристам лимитированная серия была оснащена аутентичным кварцевым калибром 7C46 с указателем даты и дня недели. В следующем году Seiko Professional 600М Diver будет отмечать значимую круглую дату — 40 лет. Как говорил Икуо Токунага, у него есть единственная цель: создавать мировые премьеры. И еще он признавался, что мечтает сделать часы, которые будут самыми лучшими одновременно на суше, в море и в небе. Хотелось бы, чтобы к юбилею Seiko воплотила эту мечту.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2014