Спецпроект. Vacheron Constantin
Два века истории Vacheron Constantin в России продолжаются открытием бутика на Петровке, д. 5
Русский дом
Два века истории Vacheron Constantin в России продолжаются открытием бутика на Петровке, д. 5
История дома Vacheron Constantin, старейшего производителя часов в мире, насчитывает более 250 лет, а с 1817 года в ней появляются важнейшие главы, связанные с Россией.
В 1819 году князь Потемкин стал первым заказчиком репетира Vacheron Constantin. С тех пор дом создавал часы для многих российских аристократов, среди которых князь Александр Долгорукий, великий князь Владимир, графия Шувалова, княгини Васильчикова и Баратынская, и эта славная традиция продолжается по сей день.
Двухвековая история сотрудничества с Россией в 2005 году ознаменовалась открытием первого представительства дома в Москве, а теперь мы рады приветствовать вас в новом бутике в Берлинском доме на Петровке, д. 5. Этот новый салон площадью 300 м2 позволит представить еще более широкий ассортимент коллекций Vacheron Constantin в теплой изысканной атмосфере, обеспечит индивидуальный подход к каждому клиенту.
Эксклюзивный сервис бутика Vacheron Constantin включает также полное обслуживание часов, ремонт и другие работы, выполняемые нашими мастерами на высочайшем уровне.
Хуан-Карлос Торрес, генеральный директор Vacheron Constantin
Patrimony
В честь открытия московского бутика женевский дом выпустил четыре особые лимитированные версии самой популярной коллекции
В романе Агаты Кристи «По направлению к нулю» противопоставляется красота двух героинь: яркой эффектной Кей и изысканной Одри. Мужчины замечают, что для привлекательности Кей очень важны освещение, настроение и, как ни печально — возраст. Тогда как более скромная и неброская красота Одри не нуждается ни в чем, поскольку исходит не от внешних качеств, а изнутри. Нет, речь не о душе — кавалерственная дама Кристи была очень практичной, а о костях. Аристократический скелет Одри создает собственную атмосферу красоты, которая не померкнет с годами. Коллекция Patrimony — это настоящий аристократический скелет Vacheron Constantin. Технологичная, современная, но в то же время неизменная линия женевского дома. Мастера Vacheron Constantin знамениты тем, что могут создать все, что угодно: прекрасные турбийоны, репетиры, ретрограды, уникальные циферблаты с эмальерной живописью и ювелирной инкрустацией. Но год от года их поддерживает совершенный «остов» — узнаваемый ультратонкий корпус с пропорциональным совершенством циферблата, отмеченного Мальтийским крестом.
В 1955 году после многих лет разработок Vacheron Constantin представил знаменитый калибр 1003 — рекордно тонкий механизм высотой всего 1,64 мм. Им оснащали самые престижные элегантные модели, которые тут же оценили представители элит и сильные мира сего. Так, в том же 55-м году в честь десятилетия окончания Второй мировой войны в Женеве прошла конференция глав правительств США, Великобритании, Франции и СССР, все участники которой — Эйзенхауэр, Иден, Фор и Булганин — стали обладателями специально изготовленных Vacheron Constantin Ultra thin, которые фактически положили начало коллекции Patrimony. В 2013 году в честь открытия нового московского бутика Vacheron Constantin выпустил ограниченную серию своей самой знаменитой линии, собрав в ней свои самые знаменитые современные калибры, отмеченные Женевским клеймом.
Patrimony Traditionelle Calibre 2253, механизм с ручным заводом, запас хода 14 дней (индикатор на задней крышке), высота 9,6 мм, турбийон, часы, минуты, боковые секунды, уравнение времени, время захода и рассвета, вечный календарь, корпус 44 мм из платины, высота 15,6 мм, Wr 30 метров
Patrimony Contemporaine Retrograde Day & Date с автоматическим калибром 2460 R31R7, запас хода 40 часов, высота 5,4 мм, корпус 42,5 мм из белого золота, высота 10,07 мм, WR 30 метров
Все модели московской серии отличает строгая монохромная гамма: корпус из белого металла (золота или платины) и черный или серый циферблат. Каждая из моделей представлена в классическом подарочном сете Vacheron Constantin, включающем ручку-корректор и запонки из белого золота с ониксом, украшенные повторяющим дизайн циферблата рисунком.
Patrimony Contemporaine Retrograde Day & Date с автоматическим калибром 2460 R31R7, запас хода 40 часов, высота 5,4 мм, корпус 42,5 мм из белого золота, высота 10,07 мм, WR 30 метров
Главная звезда серии, стоящая особняком от остальных моделей, — Patrimony traditionelle Calibre 2253 в платиновом корпусе. В ней установлен знаменитый калибр 2253, представленный мануфактурой в 2010 году и до сих пор являющийся одним из самых сложных механизмов в мире: турбийон в сочетании с вечным календарем, функцией уравнения времени и указателем восхода и рассвета. Эта модель выпущена всего в единственном экземпляре, который можно увидеть только в бутике на Петровке. Еще один вечный календарь — Patrimony Contemporaine Perpetual Calendar — представлен в версии с автоматическим механизмом 1120 QP высотой всего 4,05 мм. Он облачен в ультратонкий корпус 8,9 мм диаметром 41 мм из белого золота. Это один из самых элегантных вечных календарей современности. На гладком черном циферблате сияют стрелки и индексы из белого золота в сочетании с интеллигентными белыми цифрами календарных дисков. Лимит выпуска — 30 экземпляров.
Ретроградная индикация является фирменным усложнением мануфактуры, ее представляет третья модель серии Patrimony Contemporaine retrograde Day & Date, оснащенная автоматическим калибром 2460 r31r7. Она также представлена в корпусе из белого золота 42,5 мм с черным циферблатом, на котором выделяются ретроградные стрелки даты и дня недели. Тираж этой модели ограничен всего 20 экземплярами.
Patrimony Traditionelle Self-Winding с автоматическим калибром 1120, запас хода 40 часов, высота 2,45 мм, корпус 41 мм из белого золота, высота 7,26 мм, WR 30 метров
И, наконец, пожалуй, самая знаковая для московской серии модель — классическая Patrimony traditionelle self-Winding с ультратонким автоматическим калибром 1120 высотой всего 5,4 мм — наследником знаменитого 1003. Всего две стрелки из белого золота парят над золотым циферблатом с покрытием серым сланцем, украшенным ручной гравировкой по мотивам кладки кремлевской стены. В этом секрет популярности всех моделей Patrimony — совершенный образ и актуальные детали.
ВСЕ МАСТЕРА под общей крышей
Vacheron Constantin открывает новое здание мануфактуры в Вале-де-Жу. В нем будут собраны все мастерские по производству деталей
Избранные клиенты дома Vacheron Constantin имеют шанс совершить увлекательное путешествие по маршруту Вале-де-Жу — Плян-лез-Уатт — Женева, чтобы своими глазами увидеть все этапы создания этих удивительных произведений часового искусства.
Теперь это путешествие станет проще и одновременно увлекательнее. Мастерские по производству деталей часов, которые раньше располагались в трех разных зданиях, собраны под одной крышей новой современной фабрики в городе Ле-Брассю, в самом сердце «часовой долины» Вале-де-Жу. Стоимость реализации этого амбициозного проекта составила свыше 30 миллионов франков, но в Vacheron Constantin уверены, что каждый затраченный цент — это инвестиция в будущее. Уже сейчас в здании площадью 7000 м2 трудятся более 200 великолепных специалистов, а в перспективе возможно создание еще большего числа рабочих мест, чтобы приглашать новых мастеров и обучать собственных. Таким образом, традиция и наследие — важнейшие слова для Vacheron Constantin, запечатленные в названиях коллекций, — обрели фундамент, который позволят их сохранить и развивать.
«Открытие новой мануфактуры по производству деталей часов стало важным шагом для нашего дома,— подчеркнул Хуан-Карлос Торрес, генеральный директор Vacheron Constantin.— Оно не только позволит нам расширить производственные возможности и привлечь новых специалистов, но и еще раз продемонстрирует, что мы с уверенностью смотрим в будущее и можем строить долгосрочные планы».
НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ
Уже к концу этого года на новой мануфактуре в Вале-де-Жу работает 200 из 900 занятых в производстве сотрудников Vacheron Constantin, а к 2016 году их число планируется увеличить еще на треть. Сегодня на мануфактуре трудятся специалисты более 40 различных профилей. Весь производственный цикл создания деталей для механических калибров Vacheron Constantin, от разработки прототипов, технологических и лабораторных исследований до машинной обработки и декорирования, теперь может осуществляться в Ле-Брассю. Конечно, немаловажную часть производственных мощностей мануфактуры занимают современные высокотехнологичные машины, способные изготовить сложнейшие детали. Но в часовом деле по-прежнему на первом месте стоит ручная работа, которую не сможет скопировать ни один компьютер.
Тончайшие детали, например знаменитый мост турбийона Vacheron Constantin, изготавливаются только вручную, вытачиваются и полируются почти теми же инструментами, которыми пользовались кабинотье женевского дома два века назад. Потому что опытный мастер буквально на кончиках пальцев чувствует материал, его плотность, фактуру, ощущает каждый миллиметр поверхности толщиной всего 0,3 микрона.
Кроме того, декорируются все детали механических калибров Vacheron Constantin целиком вручную, и даже те, которые навсегда остаются скрытыми от глаз. Лишь очень немногие производители придерживаются столь высоких стандартов финиширования. Например, на одно только скашивание кромок деталей открытого турбийона опытному мастеру необходимо больше месяца; при этом на фальцевание моста каретки турбийона уходит около 12 часов, а в каждом турбийоне их по два.
И каждый из мастеров, работающих сегодня на мануфактуре Vacheron Constantin, обладает не только высочайшими навыками, но и талантом и страстью, преображающими холодный металл в живой часовой механизм.
Осенью 2013 года генеральный директор Vacheron Constantin ХуанКарлос Торрес лично открыл новое здание мануфактуры в Ле-Брассю, где может одновременно трудиться более 200 специалистов
СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
Не существует специальных курсов, на которых часовых мастеров обучали бы самым искусным навыкам ручной работы, таким как декорирование, где требуются особая сноровка и опыт. Именно поэтому компания организовала программы внутреннего обучения для своих специалистов, выполняющих эти точные операции декорирования, которые служат визитной карточкой часов Vacheron Constantin и выделяют их среди изделий других производителей. Со временем на мануфактуре в Ле-Брассю подобным образом будет организовано и обучение стажеров по всем направлениям производства.
НОВЫЙ ПРИНЦИП
Помимо того что теперь все мастерские по производству деталей собраны под одной крышей, новая мануфактура Vacheron Constantin в Вале-де-Жу отличается современной организацией производства. Концепция «экономичного производства», доказавшая свою эффективность в других отраслях промышленности, была адаптирована компанией Vacheron Constantin под специфику отрасли по изготовлению деталей часов класса люкс. Это смелая для традиционной отрасли практика. При таком типе организации, когда объемы выпуска определяются не производительностью мастерских, а технологическим процессом или типом изделия, расширяется сфера ответственности работников, повышается качество продукции и снижается время доставки детали между различными подразделениями.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖЕНЕВУ
После того как детали часов полностью финишированы и протестированы, они бережно доставляются из мануфактуры в Вале-де-Жу в другую долину — на сборочную фабрику в Плян-лез-Уатт. Этот маршрут необходим потому, что все часы Vacheron Constantin отмечены почетной маркировкой Poincon de Geneve (Женевское клеймо), жесткие правила которой гласят, что ее могут носить только механизмы, полностью собранные, помещенные в корпус и протестированные на территории кантона Женева.
Между прочим, с 2011 года, когда Женевское клеймо отметило 125-летие, правила стали еще более жесткими, чтобы соответствовать стремительно растущим технологиям и уровню требования клиентов. Регламент происхождения, обработки и внешнего вида деталей стал более тщательно прописан, кроме того, новые правила теперь относятся не только к механизму, но и к корпусу часов. Vacheron Constantin — одна из немногих мануфактур, у которых почетный знак украшает не только калибры, но и корпуса всех современных моделей.
9 ноября 1886 года часовщики кантона Женева учредили собственный знак качества — Женевское клеймо. Этот знак гарантирует, что механизм был создан женевскими мастерами на территории кантона, а все детали калибра проверены, отлажены, идеально обработаны и украшены одним из традиционных узоров. Всего принято 12 основных правил, касающихся качества деталей и сборки механизма, кроме того, все компоненты должны получить одобрение Женевской лаборатории часового искусства и микроинженерии (Geneva Laboratory of Horology and Microengineering). В 2011 году, когда Poincon de Geneve исполнилось 125 лет, было решено распространить жесткие критерии качества и эстетики не только на механизм, но и на корпус часов
Очевидно, что с открытием нового мощного производства в Вале-де-Жу, женевская мануфактура в Плян-лез-Уатт также нуждается в модернизации. Работа по расширению и обновлению фабрики уже началась. Планируется, что ее площадь будет удвоена и составит 17 000 м2. Новые производственные мощности женевской мануфактуры должны быть запущены в эксплуатацию в начале 2015 года.
Дом, который уже более 250 лет занимается временем, может заглянуть в будущее. Для Vacheron Constantin оно очевидно — еще больше моделей безупречного качества для ценителей часового искусства во всем мире.
ТОНКАЯ МЕЛОДИЯ ВРЕМЕНИ. Calibre 1731
В коллекции Patrimony Contemporaine настоящая сенсация — самый тонкий калибр с минутным репетиром из когда-либо представленных
Представленный этой осенью ультратонкий калибр 1731 Patrimony Contemporaine — совершенное воплощение классического стиля, под кажущейся простотой которого спрятан удивительно сложный механизм. Это самый тонкий минутный репетир из когда-либо представленных на рынке.
Знакомство с ним завораживает с первого взгляда. Элегантный золотой корпус по форме напоминает гладкую морскую гальку — его изгиб специально усилен, чтобы, сохранив небольшую высоту, добавить места для резонанса гонгов. В результате калибр будто бы составляет одно целое с корпусом, демонстрируя поразительные показатели: высота механизма всего 3,9 мм, а высота самих часов — всего 8,09 мм.
Сквозь сапфировую заднюю крышку можно увидеть молоточки репетира. Циферблат цвета яичной скорлупы также является образцом отличного вкуса: стрелки в виде «дирижерских палочек», тонкие золотые точки минутной разметки и скромная секундная стрелка на необычном месте у «8 часов».
ЗВУКОВОЙ ОТПЕЧАТОК
Мастера мануфактуры использовали множество технических ухищрений, чтобы создать кристально-чистый и невероятно мелодичный тон в столь тонком корпусе. Гонги соединены с центром корпуса для усиления звука, и впервые в подобных устройствах они размещены друг над другом, а не рядом. Требуется более 1200 инструментов и несколько месяцев работы, чтобы изготовить и настроить механизм репетира. Каждый из них обладает индивидуальным звучанием, и этот «звуковой отпечаток» заносится в архив Vacheron Constantin, прежде чем часы покинут мануфактуру. Эта процедура гарантирует пожизненный ремонт всех часов с боем и возможность восстановить уникальную музыку.
Patrimony Contemporaine Ultra Thin Calibre 1731, механизм с ручным заводом, запас хода 65 часов, высота 3,9 мм, частота работы баланса 21 600 пк/час, турбийон, часы, минуты, боковые секунды, минутный репетир, корпус 41 мм из розового золота, высота 8,09 мм
Вечные ценности. Metiers d'Art
Художники Vacheron Constantin демонстрируют высочайшее мастерство в искусстве росписи по эмали, инкрустации, мозаике, гильоше и маркетри из золота и перламутра
Славу и признание коллекционеров дому Vacheron Constantin принесли не только сложные филигранные механизмы, но и уникальные художественные техники, благодаря которым обычный корпус часов превращается в миниатюрное произведение искусства. Каждая модель из коллекции Metiers d’art — это точка пересечения прошлого, настоящего и будущего, квинтэссенция человеческого труда, который сначала породил традиционные ремесла, а затем обеспечил их преемственность из поколения в поколение.
Живопись, гравировка, скульптура и другие декоративные техники — это целые миры, в которых человеческий талант и индивидуальность вплотную переплетаются с самим временем. Как, например, искусство росписи белой полупрозрачной эмалью по темному фону, известное еще с iX века и получившее имя «гризайль». Используя эту редчайшую технику, секреты которой веками передавались только из уст в уста в закрытых мастерских, художники Vacheron Constantin создали в 2013 году уникальную коллекцию по мотивам полотен Эдгара Дега.
Metiers d’Art Hommage a l’Art de la Danse с калибром 2460 с ручным заводом, запас хода 40 часов, высота 3,6 мм, корпус 40 мм из белого золота, высота 9,2 мм, WR 30 метров, циферблат покрыт эмалью гризайль и Grand Feu по мотивам полотен Эдгара Дега
БАЛЕТ ВРЕМЕНИ
К 300-летнему юбилею парижской школы ecole Francaise de Danse Vacheron Constantin представил первые три уникальные модели из новой коллекции Metiers d’art — по одной на каждый век существования французской балетной школы. Циферблаты hommage a l’art de la Danse украшают изображения с полотен великого французского импрессиониста Эдгара Дега, воспевшего балетное искусство. Всемирно известные танцовщицы Дега обрели новое воплощение в старинной эмалевой технике гризайль. Художник-эмальер черпал вдохновение с трех полотен: «Балетный класс Оперы на улице Пелетье» 1874 года, «Репетиция» 1873 года, а также «Две танцовщицы на сцене» 1874 года.
Обычно эмаль-гризайль наносят на черную основу, но для часов hommage a l’art de la Danse мастер дома создал коричневый фон из полупрозрачной эмали Grand Feu, который наполняет изображение глубиной и немного смягчает линии. После нанесения основы рисунка художник добавил немного белой лиможской эмали, которую затем растушевал при помощи иголок, тонких кисточек и даже кактусовых колючек. В результате получились настоящие эмальерные картины, поражающие своей достоверностью: на миниатюрном циферблате четко видны мельчайшие детали костюмов балерин, выражений их лиц и даже трещинок в узоре паркета.
Для этой картины идеальной «рамой» стал корпус из белого золота 40 мм, а управляет движением часовой и минутных стрелок мануфактурный калибр 2460 sC с ручным заводом. И корпус, и механизм соответствуют новым требованиям Женевского клейма.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАСС
Кроме характерной для часового дела эмальерной живописи мастера Vacheron Constantin неутомимо изучают и осваивают все возможные, в том числе экзотические и утерянные декоративные техники. В разное время в коллекции Metiers d’art появлялись линии La symbolique des Laques с уникальной техникой китайской лаковой росписи, линия Chagall & L’opera de Paris, основанная на знаменитых фресках Марка Шагала, знаменитая Les Masques, создаваемая в сотрудничестве с музеем Барбье-Мюллер, часы с циферблатами, выполненные в японской технике маки-е... И сколько еще секретов мастерства прямо сейчас раскрываются в художественном ателье Vacheron Constantin?
Но, пожалуй, самой знаменитой «площадкой» для декоративных экспериментов женевского дома является линия Metiers d’art — Les Univers infinis, впервые представленная на Женевском салоне в 2012 году, а недавно пополнившаяся тремя новыми моделями.
БЕСКОНЕЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Так переводится название этой художественной коллекции. В ней, как и в остальных линиях, заложено стремление к творческому началу, благодаря чему тонкое часовое ремесло предстает перед зрителем в новом экспрессивном и современном обличии, в котором строгая математика сочетается с изысканной эстетикой.
Лейтмотивом новой линии стали репродукции мозаичных картин нидерландского художника Маурица Корнелиса Эшера. Миниатюрные композиции мастера мануфактуры создавали с привлечением сразу нескольких мастеров традиционных художественных промыслов: эмалевой росписи, инкрустации, гравировки и гильоширования.
В результате изображения на циферблатах новых моделей сочетают подчеркнутую геометрию форм с символизмом и динамичностью, сводя воедино, казалось бы, непересекающиеся творческие вселенные.
ЗОЛОТО И ПЕРЛАМУТР
Проработке полутонов уделено особенное внимание, ведь именно соблюдение взаимной гармонии оттенков различных цветов позволяет добиться «равноправия» всех частей композиции. Создаваемые благодаря этому необычайные визуальные конструкции оказываются эмоционально крайне насыщенными, а привлечение традиционных промыслов к отделке часов позволяет по-новому взглянуть на мозаичную роспись и добиться потрясающего и завораживающего эффекта.
Циферблату приходится побывать в руках четырех различных художников, прежде чем он приобретет окончательный вид. Вначале гравер создает общий контур узора на золотой поверхности циферблата. Затем художник-эмальер расписывает отдельные участки. Другие элементы рисунка покрываются гильоше и, наконец, поступают в руки ювелира, отвечающего за драгоценную инкрустацию. В этом году к художественному арсеналу коллекции впервые добавилась древняя редкая техника маркетри из золота и перламутра.
Так же как и в большинстве моделей Metiers d’art, за ход тонких золотых стрелок отвечает ультратонкий калибр 2460 с ручным заводом, мосты которого покрыты гравировкой «женевские волны».
В первом выпуске циферблаты были украшены узорами из переплетающихся рыб, ракушек и голубей, позаимствованными из работ Эшера. Теперь к ним добавились не менее потрясающие мотивы ангелов, всадников на лошадях и ящериц.
СЕРВИС КАК ИСКУССТВО
С открытием нового бутика Vacheron Constantin в Берлинском доме Москва может познакомиться со всеми гранями вселенной женевской мануфактуры. Фактически, это словно само ателье кабинотье совершило путешествие с берегов Женевского озера в столицу России, как это уже произошло в других флагманских бутиках марки по всему миру.
Дело не только в особых редких коллекциях, уникальных моделях или ограниченных выпусках, которые можно найти только в подобных привилегированных салонах. И не только в атмосфере элитного частного клуба, которая окружает каждого гостя бутика. Но и в дополнительных сервисах, характерных только для часового салона экстра-класса. В новом бутике Vacheron Constantin находится собственная мастерская, где можно провести ряд важных операций по ремонту и обслуживанию часов, ради которых раньше часы пришлось бы посылать в авторизированный сервис-центр или даже на мануфактуру: подгонка и замена браслета, замена стекла, полировка корпуса, замена различных деталей часов и даже настройка механизма.
Так что современные российские клиенты Vacheron Constantin получают самое высокое качество обслуживания, являющееся стандартом для мировой сети бутиков старейшего часового дома.
Metiers d’Art — Les Univers Infinis Horsemen с калибром 2460, с ручным заводом, запас хода 40 часов, высота 3,6 мм, корпус 40 мм из белого золота, высота 9,2 мм, WR 30 метров. Циферблат украшен маркетри из золота и перламутра, изображающим турецких всадников
Потому что время идет, но женевская мануфактура по-прежнему остается верна девизу Жана-Марка Вашерона: всегда стремиться сделать лучше, а это возможно всегда!
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2013