Часы Grand Seiko. Легенда докварцевой эры
В этом году наручные часы Seiko отмечают ни много ни мало — 100-летие. В рамках юбилейной коллекции, представленной весной на выставке в базеле, одна модель вызвала особый интерес у ценителей классической механики: часы Grand Seiko 44GS 100th Anniversary Limited Edition.
В этом году наручные часы Seiko отмечают ни много ни мало — 100-летие. В рамках юбилейной коллекции, представленной весной на выставке в базеле, одна модель вызвала особый интерес у ценителей классической механики: Grand Seiko 44GS 100th Anniversary Limited Edition. Это современная версия одноименной модели 1967 года, названной в честь калибра 4420, которым она была оснащена — хронометра с ручным заводом, центральной секундной стрелкой, частотой работы баланса 18 000 пк/час. На самом деле этот механизм появился впервые в 1964 году, а через два года действительно получил хронометрический сертификат GS Standard. Но история Grand Seiko началась раньше.
Первая модель Grand Seiko была изготовлена в Suwa Seikosha, 1960 г.
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Официально годом появления коллекции считается 1960-й: самый разгар процесса, который вошел в историю как «японское экономическое чудо». Сегодня этот феномен подробно изучен, так что историки и экономисты взахлеб могут рассказывать о том, как маленькой островной империи удалось всего за несколько лет стать второй экономикой мира (после США) и оставаться ей долгие годы. Свой «титул» япония официально уступила Китаю лишь в 2010 году.
Дизайн корпуса и циферблата Grand Seiko навеян конструкцией бумажного экрана седзи, непременного атрибута японского интерьера
После Второй мировой войны для японии удачно сложилось несколько факторов. Важнейший — начало холодной войны. Правительство США очень боялось расширения влияния СССр на дальнем Востоке (не надо забывать и о начавшейся в 1950 году Корейской войне), поэтому американцы не только размещали там свои вооруженные силы, но и всячески стимулировали экономику, чтобы не дать местным жителям обнищать, озлобиться и стать коммунистами.
Великий японский режиссер Акира Куросава (1910–1988) прославился в эпоху «золотых 60-х». Слева: первый мировой блокбастер Куросавы «Семь самураев», 1954 г.
Второй ключевой момент — собственная экономическая политика японии, а точнее премьер-министра Хайято икеда, которого линдон джонсон позже назовет «главнейшим архитектором экономического чуда страны». С 1949 по 1953 год правительство икеда приняло ряд законов, направленных, с одной стороны, на демонополизацию экономики, а с другой — на снижение налоговых ставок, экспортных пошлин и развитие больших кооперативных сетей, объединяющих производство и дистрибьюторскую сеть.
В результате реформ икеда экономическая власть перешла от монопольных холдингов дзайбацу (семейных кланов, которые поделили между собой государственные активы в середине XIX века во время реставрации Мейдзи) к финансовопромышленным объединениям кейрецу. По сути кейрецу не является единой компанией, это структура из многих независимых предприятий, связанных общей стратегией. Внутри кейрецу даже может возникать конкуренция для стимулирования спроса — например, в то время Seiko выпускала часы на двух независимых предприятиях: Daini Seikosha в Токио и Suwa Seikosha Co в Нагано. Между прочим, антимонопольный закон, запрещающий создание холдингов, действует я японии и сегодня. Наконец, третьим важным фактором стало открытие границ и активное освоение японцами ведущих достижений мировой науки. В страну хлынули новые технологии, в структурах кейрецу особое внимание уделялось химическим и электронным направлениям. Так, изучив исследования импульсно-кодовых модуляций, которые британские ученые вели с 1930-х годов, японская компания Nippon Columbia в 1960 году представила первое цифровое звукозаписывающее устройство, почти на десять лет опередив английский ВВС и на пятнадцать — американские электронные компании.
В калибре 9R86 на платформе Spring Drive конструкторы использовали модуль вертикального зацепления хронографа, впервые разработанного компанией в 1969 году.
ЗЛОДЕИ СПЯТ СПОКОЙНО
В японии 60-е, без преувеличения, называются «золотыми». Ежегодный экономический рост составлял 10%. В 1959 году на 55-й сессии МОК в Мюнхене столицей летних Олимпийских игр 1964 года был избран Токио, обойдя Вену, Детройт и Брюссель.
Культурный мир открывает для себя живопись суми-э, новеллы Акутагавы рюноске и фильмы Акиры Куросавы. Причем последний считается кумиром по обе стороны железного занавеса. Классикой становятся и его безусловный хит «Семь самураев» (1954 г.), и философский «расемон» (1950 г.), и знаменитые экранизации произведений Горького и достоевского.
9R8, первый хронограф Spring Drive в линейке Grand Seiko, 2007 г.
А в 1960 году Куросава снимает первый собственный фильм «Злодеи спят спокойно», где он выступает не только в качестве режиссера, но и независимого продюсера. Как ни странно, это оказывается остросоциальная лента, практически экономический триллер, имеющий смутную аллюзию на сюжет Гамлета: молодой человек, чья семья была разорена крупной корпорацией, устраивается в эту корпорацию по поддельным документам и начинает мстить алчным капиталистам. Не все, видимо, в порядке в датском королевстве, если у великого художника уже в самом начале «золотой эры» столько накипело.
Grand Seiko 44GS, выпущенные Daini Seikosha, 1967 г.
ГОТИКА ИЗ ГИНЗЫ
Итак, Берлинский фестиваль рукоплещет драме Куросавы, а в это время молодой инженер (история Seiko не сохранила его имени), только пришедший в компанию из университета, задумывается о том, что японским часам банально не хватает красоты.
Надо знать, что Seiko с момента основания принадлежал и самый известный часовой магазин в токийской Гинзе Wako, номинально независимый, поскольку кроме собственных моделей представлял также лучшие достижения швейцарской часовой индустрии. Так вот, наш герой отправился в Wako, провел день среди швейцарских хронометров и нарисовал в итоге собственный дизайн — то, что стало в итоге первой моделью Grand Seiko.
Grand Seiko 45GS с частотой работы баланса 36 000 пк/час, 1968 г.
Как уже было сказано, в тот момент две компании независимо друг от друга производили часы под одной маркой, чтобы стимулировать внутреннюю конкуренцию и спрос. Хотя некоторые приоритеты все же были: столичная Daini Seikosha (впоследствии ставшая Seiko Instruments) больше специализировалась на дамских моделях, тогда как Suwa Seikosha (теперь Seiko Epson Corporation) — на мужских. Поэтому первая Grand Seiko была выпущена Suwa Seikosha.
Grand Seiko 61GS V.F.A. с точностю хода более ± 1 минуту в месяц, 1969 г.
Grand Seiko образца 1960 года похожа и на «калатраву», и на ранний «констеллейшн», и на первые «инженеры». В общем, это был классический Баухауз: три стрелки, выпуклый циферблат, тонкие накладные индексы, корпус с золотым покрытием (были также вариации из платины), надпись Grand Seiko готическим шрифтом, а под ней маркировка Chronometer. Часы были оснащены калибром с ручным заводом Suwa Seikosha 3180 с частотой работы баланса 18 800 пк/час. Стоили они весьма прилично по тем временам — порядка 4000 долларов.
Но, по сути, первая Grand Seiko была компиляцией швейцарских достижений как в дизайне, так и в механике, тогда как целью Seiko стало создание часов, которые могли бы не подражать, а достойно конкурировать.
Grand Seiko 56GS меньшего размера и с автоматическим калибром, 1970 г.
ВЕЛИКИЙ СТАНДАРТ SEIKO
Работа велась в обоих направлениях, техническом и эстетическом. Узнаваемый облик Grand Seiko обрела также вскоре после появления в начале 1960-х. Скопировав европейский дизайн, художники Seiko адаптировали его к собственной эстетике. Циферблат GS навеян конструкцией бумажного экрана седзи, непременного атрибута японского интерьера. Именно поэтому он чистый и ровный, а часовые индексы и стрелки напоминают натягивающий каркас. В Grand Seiko со временем почти отказались от золотого покрытия, оставив бело-стальную гамму, наиболее выгодно представляющую фактуру корпуса и игру светотени на циферблате.
В1963годуSuwaSeikosha выпустила следующую версию Grand Seiko с калибром 5722, дополненным календарем. Корпус новой версии 430 GS стал более спортивным и водонепроницаемым. Одновременно еще в 1960 году на обеих фабриках Seiko была начата работа по повышению точности хода. К 1964 году первый результат — калибр 3180 Suwa Seikosha, допускающий погрешность +/3 секунды в день, был отправлен на конкурс обсерватории Невшателя, где занял 144-е место, а аналогичный механизм Daini 153-е место.
Grand Seiko 19GS V.F.A. первые женские часы, 1972 г.
В последующие три года Seiko стремительно улучшила результат: в 1967 году хронометры Seiko заняли 4-е, 5-е, 6-е, 7-е (Daini) и 12-е (Suwa) места на невшательском конкурсе, а год спустя 2-е и 3-е. Как известно, через год конкурс обсерватории Невшателя прекратил существование без объяснений, что породило стойкую легенду,будтобыегоотменилисамишвейцарцы, испугавшись окончательно опозориться на фоне японской точности. У легенды есть все основания, поскольку еще в середине 1960-х европейская хронометрическая ассоциация запретила Seiko использовать слово Chronometer в маркировке моделей, и, соответственно, даже победа на конкурсе обсерватории не могла быть отражена на циферблате. Поэтому в 1966 году компания установила собственную сертификацию, так называемый Grand Seiko (GS) Standard, даже более жесткий, чем швейцарский, а аббревиатура GS стала не столько названием коллекции, сколько знаком качества и точности.
Задняя крышка Grand Seiko 56GS
ГОНКИ БАЛАНСОВ
Калибр 4420, трехстрелочник без календаря, был разработан Daini Seikosha еще в 1964 году и поначалу устанавливался в моделях коллекции King Seiko с традиционноймаркировкойChronometer.Нопосле принятия GS Standard его характеристики были улучшены, и в 1967 году появился калибр 4420В со стоп-секундой — он и стал основой модели 44GS, послужившей образцом юбилейной серии 2013 года.
Одновременно Suwa Seikosha представила в 1967-м сразу две версии Grand Seiko с автоматическими калибрами 6445 (частота работы баланса 19 800 пк/час, дата) и 6446 (частота работы баланса 19 800 пк/час, дата и день недели).
Токио был выбран столицей летней Олимпиады-1964
Наконец, апогеем соревнований на невшательском конкурсе для Suwa Seikosha стало создание в том же 1967 году знаменитого калибра 5740 с ручным заводом и частотой работы баланса 36 000 пк/час. Правда, изначально он без какихлибо маркировок был установлен в коллекции Seiko Lord Marvel.
Но уже через год, соединившись с технологией Seikomatik, то есть став автоматическим и обогатившись календарем-датой, под маркировкой 6145 был установлен в корпусе Grand Seiko. Сразу же появилась и его вариация 6146 с указателем даты и дня недели. На основе этих механизмов появилась знаменитая серия 61GS — хронометры Grand Seiko с частотой работы десять ударов в секунду. Среди них самой знаменитой является 61GS VFA (Very Fine Adjusted), которая гарантировала погрешность в пределах 60 секунд в месяц в течение двух лет. Детали этого механизма изготавливались с огромной точностью и осторожностью, поэтому выпуск был весьма ограничен.
Daini Seikosha также участвовала в конкурсе обсерватории Невшателя, и результатом ее работы в 1968 году стал калибр 4520 с частотой работы баланса 36 000 пк/час, правда, с ручным заводом. Поэтому модели серии 45GS выпускались в более тонком корпусе, чем часы 61-й серии.
Первые кварцевые часы Grand Seiko 95GS демонстрировали точность хода до 10 секунд в год, 1988 г.
Наконец, в 1968-м увидели свет и удивительные часы 19GS, оснащенные первым в мире механизмом с частотой 36 000 пк/ч, предназначенным для женщин.
Начиная с 1970-х производственный процесс на Seiko сильно изменился: линии стали максимально роботизированы, выпуск высокоточных хронометров вышел на массовый уровень. Следующее поколение 56GS уже было оснащено механизмами, работающими на частоте 28 800 пк/час. Правда, при новых стандартах сборки 4-герцевый баланс обеспечивал высокую точность хода. Кроме того, калибры 56-й серии, являясь автоматическими, были тоньше 61-х механизмов: 4,5 мм против 5,6, что позволило сделать дизайн более изящным согласно вкусам 70-х.
Одновременно продолжала ограниченно выходить модель 61GS Special с погрешностью +/3 секунды в сутки, но вскоре ее выпуск был остановлен. А в 1988 году впервые (!) появилась кварцевая версия QartzGS. Постепенно высокая репутация Grand Seiko начала забываться, модели 1960-х оставались известны только среди подлинных энтузиастов часового дела. Но в 1998 году после 24-летнего перерыва Grand Seiko триумфально вернулась.
Часы Grand Seiko 9F8, «кварц, превосходящий кварц», кварцевый механизм двойного импульса с мгновенной сменой даты, 1993 г.
ВОЗВРАЩЕНИЕ САМУРАЯ
Если об обстоятельствах рождения первой Grand Seiko еще можно поспорить, то дата начала новой жизни коллекции известна точно: ее официальная премьера состоялась 28 ноября 1998 года. Поскольку запуск обновленной Grand Seiko осуществила Seiko Instruments (бывшая Daini), модель была воссоздана на базе 45GS. Новый калибр стал автоматическим и получил маркировку 9S5 (9S51 — с центральной секундной стрелкой, 9S55 — с датой). Он также уже работал на частоте 28 800 пк/час, но отличался той же точностью (-1/+10 секунды в месяц), что и 10-герцевый предшественник, кроме того, обладал увеличенным запасом хода до 50 часов.
В 2002 году впервые в истории Grand Seiko часы 9S56 получили четвертую стрелку, показывающую гринвичское время
Так началась современная история Grand Seiko, хорошо знакомая многим. В 2002 г. появился калибр 9S56, показывающий время второго часового пояса, в 2003-м коллекция пополнилась антимагнитной моделью с уровнем защиты до 40 000 А/м (в 2011 году этот показатель вырос вдвое), в 2004-м GS впервые получила механизм 9R6 с системой Spring Drive, обеспечивающей погрешность в пределах 1 секунды в день.
Часы Grand Seiko 44GS 100th Anniversary с механизмом 9S64 в стальном корпусе 37,9 мм, представленная на Базеле в 2013 г.
В 2007-м состоялась мировая премьера хронографа Grand Seiko, а в 2009 году, после почти 40-летнего перерыва, в GS вернулся 10-герцевый баланс 9S8 с новой спиралью, изготовленной Seiko из собственного сплава SPRON530.
Теперь можно видеть, что юбилейная серия этого года — это не просто реплика известной исторической модели, она как бы суммирует всю историю Grand Seiko, представляя новый стандарт GS в третьем тысячелетии. Калибр 9S64 с ручным заводом обладает запасом хода 72 часа, балансом 28 800 пк/час с погрешностью хода -3/+5 секунд в сутки. Модель представлена в классическом корпусе 37,9 мм высотой 11,5 мм из белого, желтого, розового золота или стали.
За полвека эти часы ничуть не устарели, как и фильмы Акиры Куросавы.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2013