Нереальный турбийон
Есть повод гордиться собой: мы все это предвидели! За последние десять лет слово «турбийон» разучили даже те, кто не может отличить хронограф от хронометра. Хотя большинство до сих пор лишь смутно представляет, как эта штука работает и зачем она собственно нужна.
Есть повод гордиться собой: мы все это предвидели! За последние десять лет слово «турбийон» разучили даже те, кто не может отличить хронограф от хронометра. Хотя большинство до сих пор лишь смутно представляет, как эта штука работает и зачем она собственно нужна. А специалисты с самого начала повторяют как заведенные мантру «в наручных часах турбийон бесполезен». Ну и что? Этому устройству давно стали тесны рамки простого механического усложнения. теперь о нем слагают песни.
В этом году турбийономания достигла своего апогея. Теперь нельзя сделать турбийон (читатель может заменить, что само употребление этого слова в каждой фразе доставляет автору своеобразное удовольствие) без эпитета «самый». Вот ретроспективный взгляд на премьеры этого года:
— самый легкий турбийон, причем с хронографом (Richard Mille Chronographe de Competition Felippe Massa)
— турбийон с самым большим запасом хода (Vacheron Constantin Patrimony Traditional 14 Days Tourbillon)
— турбийон в самом сложном калибре (A. Lange & Sohne Lange 1 Tourbillon Perpetual Calendar)
— самый тонкий турбийон (Audemars Piguet Extra-thin Tourbillon).
Концепт MikrotourbillonS от TAG Heuer с двумя турбийонами, один из которых 5-секундный
Продолжить нетрудно. В прошедшем году прошел парад сферических и многоосных турбийонов (Spherotourbillon от Jaeger-LeCoultre и GyroGraff от Graff), турбийонов в сочетании со всевозможными другими усложнениями. Турбийон превращался в драгоценный цветок камелии (Chanel Premiere Flying Tourbillon). К турбийону пристроилась индикация магнитными шариками (X-Trem-1 от Christophe Claret). Наконец, нельзя не вспомнить и самые дорогие в мире часы с турбийоном — Imperiale Tourbillon Full Set от Chopard стоимостью 25 миллионов долларов. Учитывая, что цена на 3-спальный дом в Пало-Альто, округ Санта-клара, калифорния, где в тесном соседстве живут основатели Yahoo, Google, Youtube и Facebook, составляет 1–2 миллиона долларов, на один турбийон от Chopard можно купить все Пало-Альто.
Отдельного внимания заслуживает тренд под названием «турбийоноборчество». Когда в 2005 году Patek Philippe представил модель 10 Days Tourbillon, каретка турбийона, помещенная с задней стороны корпуса, стала настоящей революцией, можно сказать, вызовом всей системе часовых ценностей. «Что позволено Юпитеру...», разводили руками другие производители. Трудно сейчас сказать, знал ли тогдашний глава мануфактуры Patek Philippe Филипп штерн, что создает целое направление, даже секту «скрытого турбийона», в которой появится множество адептов. Среди них оказались и Доминик Луазо (между прочим, изобретатель центрального турбийона для Omega), и Эрик Жиру (автор дизайна концептов Ришара Милля, Максимилиана Бюссера для MB&F и Opus 9). Последний так хорошо спрятал турбийон в базельской премьере Ivresse для Badollet, что даже сейчас, в конце года, многие часовые знатоки считают эти изогнутые часы просто «дизайнерскими». Можно не сомневаться, что желание сделать турбийон как можно более скромным и незаметным будет расти в соответствии с ростом сакрального значения самого устройства. Не исключено, что через пару лет появится первый в мире «невидимый турбийон».
Премьера Базеля-2012: Graff GyroGraff, двухосный турбийон и трехмерная фаза Луны
Второй этап борьбы с турбийоном — отрицание. На самом деле, мало просто сказать о бесполезности этого устройства для повышения точности хода, надо придумать собственное альтернативное устройство: по крайней мере, не более вредное для механизма и уж точно не менее эффектное. Пока что это удалось двум мануфактурам: Cartier с ее прошлогодней Rotonde Astroregulateur и Zenith с прошлогодней же Christophe Colomb. Поскольку презентация обоих усложнений состоялась под девизом «мы победили турбийон», по сути своей они относятся к тому же религиозному учению, только принадлежат другой конфессии.
Между прочим, хотя Zenith в этом году представила вполне классический турбийон в коллекции Captain, глава мануфактуры Жан-Фредерик Дюфур заявил, что основным направлением марки все равно будет линия Academy и ее гироскопический модуль, который должен стать «лицом» Zenith на долгие годы.
В Franck Muller Tourbillon Rapide Thunderbolt, каретка турбийона совершает оборот за 5 секунд
Но главный прорыв в деле турбийоностроения случился в самом динамичном направлении исследований — увеличении скорости вращения. Сейчас смешно вспомнить, что еще весной мы считали 30-секундый турбийон с титановой кареткой DB28 ST от De Bethune самым быстрым. Уже тогда посвященные могли видеть в руках главного конструктора TAG Heuer Ги Семона прототип двойного турбийона, который в мае был с успехом воплощен в реальную модель MikrotourbillonS. Правда, в ней один турбийон вполне обычный, вращается со скоростью оборот в минуту, зато второй — реактивный 5-секундный — включается только при активации хронографа.
Но и тут посвященные уже знали, что это не предел — потому что неутомимый Franck Muller заранее делал намеки о том, что готов показать действительно самый быстрый в мире турбийон. Неудержимый, без каких-либо остановов. Премьера Tourbillon Rapide Thunderbolt состоялась на осеннем шоу Watchland во дворце Forum Grimaldi в Монако, которое Franck Muller Group проводит уже третий год. Более 1200 специально приглашенных гостей смогли увидеть запатентованный модуль 5-секундного турбийона, помещенный на керамические подшипники, разработанный кузенами Жаном-Пьером и Пьером-Мишелем Голэ (чья марка Golay не так давно влилась в Watchland). Четыре заводные пружины обеспечивают этому монстру энергозатраты приличный 60-часовой запас хода. Поехали!
ТУРБИЙОН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Турбийон в наши дни нельзя считать просто объектом материального мира, скорее уж культурным явлением. Пока одни стремятся сделать его более быстрым, большим, легким, роскошным, ударопрочным (нужное подчеркнуть), другие просто рассматривают турбийон как данность, как Иов бегемота. Не спрашивай, каков должен быть турбийон, спроси — к чему ты можешь его приспособить, звучит постулат современных часовых дизайнеров. Мы решили рассмотреть самые необычные из концептов турбийонов, появившиеся в последние годы. Некоторые из них стали часами, некоторые нет и скорее всего никогда не станут. Но мысль, как известно, это без пяти минут факт.
ВИХРЬ И ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ
Мы намеренно не затрагиваем в этом обзоре национальный аспект, хотя турбийон просто создан для того, чтобы служить национальной гордостью. Взять, например, Pennsylvania Tourbillon USA от «американской часовой мануфактуры» RGM — производители особенно настаивают, что модуль турбийона изготовлен и собран вручную на территории СшА, в пригороде Ланкастера, традиционном часовом регионе страны. Искусство имеет обыкновение появляться на обломках индустрии, и касается это не только музеев в зданиях фабрик и заводов. «Император Александр» — последний проект часовой марки «Рекорд», задуманный накануне кризиса, но так и не реализованный. А жаль, потому что каретка турбийона в виде золотого двуглавого орла и вся эта роспись под гжель на циферблате наверняка бы нашли своего благодарного клиента. Между прочим, часы были изначально названы с запасом, планировался также выпуск Александра II и Александра III. Можно пофантазировать самостоятельно.
ВИХРЬ И ГОНОЧНЫЕ МАШИНЫ
Творения 28-летнего сербского дизайнера Марко Петровича скорее можно назвать «фантазиями на тему роскошных авто», чем часами как таковыми. Начал Петрович с создания концепта самих гоночных каров, но чуть позже здраво рассудил, что концепты быстрее привлекут внимание, если они будут маленького размера, а еще лучше — с турбийоном.
Первый опыт Mercedes 320 Tourbillon был посвящен классической модели Mercedes-Benz Type 320, созданной в 1937 году, и потому сам получился весьма консервативным, а главной фишкой часов стала каретка турбийона в форме знаменитого мерседесовского логотипа. В этом году последовало более смелое продолжение: часы Lamborghini Avenger с вертикальным турбийоном, вдохновленные двигателем спорткара Lamborghini Aventador. В отличие от поднадоевшего обыгрывания приборной панели на циферблате, Avenger привлек внимание часовых фанатов необычной конструкцией. Спуск с турбийоном и колесная передача смещены к боковой стенке корпуса, а в центре циферблата ползет «ременная передача мотора», которая показывает часы в окошке с лупой.
ВИХРЬ И КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА
А вот французский дизайнер клемент Го подошел к идее космического турбийона Central Tourbillon Concept Watch более практично: если по отдельности идеи центрального турбийона, планетарной индикации и взаимодействия магнитов очень хорошо реализовывались в часовом деле, почему бы тогда их все не объединить? Итак, в центре циферблата этой модели также находится огромная каретка турбийона на этот раз с верхним мостом в форме космической ракеты. По окружности расположены две бороздки, в которых катаются намагниченные разноцветные шарики — один показывает часы, другой минуты. Мило и со вкусом. Не случайно клемент Го не парит в тумане фантазирования на тему роскошных спорткаров, а придумывает новый кузов Renault Scenic за деньги.
ВИХРЬ И ЧЕРНАЯ ДЫРА
На видео, которым дизайнер из Невшателя Тьерри Фишер сопровождает презентацию концепта Black Hole Tourbillon, картина швейцарской часовой индустрии глазами швейцарского же художника получается ужасной: где-то в космосе летают колеса, спирали и другие элементы механизма, а потом их засасывает, засасывает в черную дыру... На самом деле, идея часов очень симпатичная и нестандартная. Циферблат действительно представляет собой черную воронку, из глубины которой выступает каретка парящего турбийона. Воронка состоит из трех вращающихся ободков, показывающих часы (два внутренних ободка) и минуты (верхний, самый широкий). Над ними со скоростью один оборот в минуту крутится сапфировый диск с белыми точками-звездами, выполняя функцию секундной стрелки. Бернару Ледереру есть чему позавидовать.
ВИХРЬ И ЭЛЕКТРОНИКА
При создании модели с турбийоном Stealth дизайнер из Тайваня Мен Сун Ву вдохновлялся формой и функциями одноименного истребителя. Корпус, браслет и рант предполагается изготовить из титана, ячеистая структура циферблата повторяет элемент обшивки самолета. Но главная идея — это продолговатое окошко в нижней части циферблата наподобие дисплея современного кокпита. При повороте ранта информация в окне меняется — число и дата, затем второй часовой пояс, и, наконец, взгляду открывается турбийон. Причем тайваньский дизайнер предлагает соединить турбийон с электронной цифровой индикацией и, кажется, не видит в этом ничего крамольного.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2012