Rado DiaStar. Вызов природе
История Rado — это история внезапного превращения малоизвестной часовой мастерской, производящей запчасти механизмов, в популярную марку, чье имя стало синонимом инноваций и экспериментов.
История Rado — это история внезапного превращения малоизвестной часовой мастерской, производящей запчасти механизмов, в популярную марку, чье имя стало синонимом инноваций и экспериментов. Произошло это в 1962 году, когда на свет появилась легендарная модель DiaStar, бросившая вызов существовавшим представлениям о прочности часового корпуса. В этом году DiaStar празднует полувековой юбилей — прекрасный повод вспомнить историю и метаморфозы этой знаменитой коллекции.
Основатель Rado, доктор Пауль Люти, обладал исключительной деловой хваткой и интуицией — это помогало ему делать ставку на самые перспективные технологии и рынки сбыта. Он не прекращал экспериментировать, пытаясь создать идеальные для ношения часы. Вероятно, именно ему марка обязана своим нынешним положением. В 1957 году 38-летний Люти возглавил компанию, созданную на базе часовой фабрики братьев Шлуп.
Фритц, Эрнст и Вернер Шлуп основали Schlup and Co в 1917 году, и за их спиной не было семейных часовых традиций — как, впрочем, и за спиной Люти. Но они, как и Люти, были всерьез увлечены миром часов и верили в успех предприятия. До 1948 года братья занимались выпуском механизмов и деталей для часов под крышей родительского дома в швейцарском городке Ленгнау. Бизнес был успешный — недаром компания переехала в новое трехэтажное здание. Впрочем, случилось это за десять лет до того, как новый руководитель полностью изменил видение дальнейшего развития компании.
Первая модель DiaStar, 1962 г.
Изобретение колеса
1957-й — год рождения марки Rado, год появления первой часовой коллекции, отмеченной этим брендом. Братья Шлуп предпочитали создавать надежные комплектующие, которые становились частью часов с чужим названием, но Пауль Люти верил в успех собственной марки. Первый шаг к созданию готовых часов Люти сделал с маркой Exacto, появившейся в 1950-х. И циферблат, на котором стоял новый логотип, и часы в целом отличались традиционным для того времени дизайном, однако Люти нуждался в инновациях и новом названии, которое ассоциировалось бы с выбранным путем фирмы.
Если Exacto в переводе с итальянского означает просто «точный», то Rado — это «колесо» на эсперанто. Использование универсального международного языка сразу подчеркнуло космополитичность новой компании. Да и само слово «колесо» — не просто часовой термин, колесо ассоциируется и с идеей природного цикла, и с техническим прогрессом. Емкое, немного загадочное название оказалось настолько удачным, что практически превратилось в имя нарицательное. Впрочем, успех к Rado пришел не сразу.
Первые годы жизни марки были полны авантюрных начинаний Люти. Вместо того чтобы стараться распространить влияние компании в Старом Свете, он неожиданно выбрал освоение южно-американского и азиатских рынков — задолго до того, как азиатские покупатели стали основным источником прибыли для швейцарских компаний. В конце 1950-х увидели свет несколько экзотических серий часов Rado Horse — Green Horse, Purple Horse, Golden Horse: в зависимости от названия коллекции на циферблате появлялись фигурки двух скакунов разных цветов. Еще одной разновидностью анималистики от Rado стала коллекция Gazelle с динамичным изображением антилопы. Чуть позже к символам скорости и элегантности на циферблате добавился яркий якорь.
Часы в классическом круглом или овальном корпусе, с черным или белым циферблатом, с выступающими накладными метками и привычными окошками для индикации даты быстро завоевали популярность у покупателей. В том числе благодаря прекрасным техническим характеристикам. Уже тогда Люти решил оснащать часы автоматическими калибрами и обеспечивать водонепроницаемость до 120 м.
Так, первые шаги к вершине были сделаны еще до того, как грянул гром. Это случилось в 1962 году, когда была выпущена революционная коллекция DiaStar.
Изменение дизайна корпуса, браслета и заводной головки DiaStar: на заводной головке появляется гравировка якоря, боковые поверхности корпуса становятся многогранными, сам корпус более изогнутым, меняется крепление браслета
Новая жизнь нефтяного бура
В наши дни часовое искусство соперничает в инновациях с космической промышленностью, а то и опережает ее — не известно, кто быстрее разрабатывает и применяет новые материалы, NASA или Swatch Group. Сложно представить, что еще 50 лет назад монополистами консервативного часового рынка оставались золото (более аристократический материал) и сталь (более доступный).
Возможно, эта ситуация сохранилась бы на более долгий период, если бы в начале 1960-х дизайнеру Rado Марку Ледеррею не пришла идея создать часы, более устойчивые к появлению царапин. Сугубо практическая задача привела к появлению нового направления в часовой индустрии. Бренд Rado прославился в одночасье, и известность его была столь же крепкой, как и материалы, из которых делают корпуса часов.
Премьера Базеля-2012: D-Star 200 с водонепроницаемостью 200 метров, автоматический калибр
Результатом поисков Марка Ледеррея стал корпус часов Rado DiaStar Original из сверхтвердого сплава, созданного на основе карбида вольфрама. Это сегодня заимствование материалов из других сфер промышленности — норма для часовщиков. А по тем временам — решение абсолютно революционное. Карбид вольфрама ранее использовался только для изготовления буровых механизмов — в этой области прочность материала жизненно необходима. Для того чтобы придать часам необходимую форму, порошок спрессовывают под давлением в 1000 атмосфер, а затем помещают в печь, разогретую до температуры 1450 градусов. Сложный технологический процесс в результате приводит к появлению материала, легко справляющегося с ежедневным воздействием внешней среды и сохраняющего первоначальный вид в любых условиях. Характеристики нового сплава нашли отражение в названии DiaStar — Diamond+Star, твердость бриллианта и красота далеких звезд.
В 1999 году гонщик Джефф Гордон выставил на благотворительный аукцион Antiquorum Famous Faces свои часы Rado DiaStar прямоугольной формы из золота и керамики
Новая технология позволила Rado закрепиться на европейском рынке, а в 1966 году при помощи модели с говорящим названием Manhattan марка завоевала сердца разборчивых американцев. Основа для успеха была заложена твердая, путь применения инновационных материалов признали правильным, и началось восхождение Rado — ступень к успеху была сделана из материала, ставящего рекорды твердости по шкале Виккерса. Сапфировое стекло, high-tech керамика, полиморфный алмаз и лантан оставили соперников — золото, алюминий, платину и сталь — далеко позади.
Джеймс Мэй, ведущий автомобильного шоу Top Gear, часто надевает на съемки винтажный Rado DiaStar
Твердые убеждения
С 1962 года Rado продолжает следовать выбранному курсу — впрочем, компания соревнуется уже не столько с конкурентами, сколько с самой природой. В 1975 году было построено новое здание фабрики в Ленгнау, это позволило усилить технологический департамент экспериментов с новыми материалами. В 1986 году появились часы Rado Integral — первая модель из high-tech керамики на базе оксида циркония. Гранулы размером не более одной тысячной миллиметра обжигают в специальных печах, причем получившийся материал имеет твердость 1200–1900 по шкале Виккерса. Дальше он попадает к дизайнерам: получившийся материал при всей его твердости без проблем подвергается полировке, матированию или декору. До Rado уникальные свойства керамики использовали только в разработках для покорения космоса, а также в медицине. И именно этой марке обязана своим появлением сегодняшняя мода на стильные часовые корпуса из керамики. Впрочем, в рейтинге твердости Rado керамика уступила место материалам, появившимся на рубеже столетий. Еще в 1969 году компания стала частью консорциума ASUAG, который в 1983 году объединился с SSIH для создания SMH, сегодня известного как Swatch Group. Оказавшись по воле судьбы и истории под крылом лидера рынка, Rado смогла использовать еще больше ресурсов и времени для инновационных исследований, и результат не заставил себя долго ждать. На свет появились часы из high-tech лантана (запатентованного сплава Rado, созданного на основе одноименного редкого металла), обладающего твердостью до 3200 единиц по шкале Виккерса. А также часы V10K из полиморфного алмаза — искусственно выращенного из углерода материала, обладающего высочайшей в мире твердостью — 10 000 по шкале Виккерса.
Здание фабрики Schluep и первое здание Rado
Впрочем, прорывы бренда в области дизайна не менее значимы. Конечно, Rado нельзя назвать маркой, которая каждый год удивляет поклонников оригинальными формами. Тем не менее, выпуклое сапфировое стекло часов Coupole, выпущенных в 1987 году, определило новую веху в часовом дизайне. С тех пор многие производители стремятся визуально лишить часы традиционного тяжеловесного корпуса, создать модель с обтекаемыми формами, все элементы которой образуют единой целое. Позже эти искания найдут выражение в появлении модели eSenza без заводной головки. Примеров удачных экспериментов с формами в истории марки много — чего стоит необычная асимметрия Rado Cerix или интегрированный в браслет корпус Rado Ceramica.
Современное здание фабрики Rado в Ленгнау
Не изменяя минимализму форм, Rado объединяет инновационные материалы с признанными элементами роскоши: в коллекции 1996 года DiaQueen high-tech керамика сочеталась с золотом и бриллиантами, в линейках часов нового века в версиях Jubile бриллианты украшают самые известные модели марки: Integral, Sintra, True, Original, Centrix и др. Кроме того, дизайнеры при создании нового вида поверхностей черпают вдохновение в блеске традиционных материалов. Так, в 1993 году появились первые керамические часы Sintra с глянцевой поверхностью, напоминающей платину, а в 2008-м — часы Sintra Gold Jubile с корпусом, выполненным из керамики золотого цвета.
Химия и лингвистика
Несмотря на все дизайнерские и инженерные достижения, в Rado никогда не забывали о своей первой и самой важной успешной коллекции — DiaStar. За годы существования компании она претерпела достаточно серьезные изменения внешнего облика. В конце прошлого века овальный массивный корпус 60-х годов стал казаться устаревшим, и DiaStar сменила форму на прямоугольную, при этом продолжая активно экспериментировать с сочетанием золота и сверхпрочной керамики.
Но еще раньше, в 1992 году, компания выпустила особую версию Rado DiaStar The Original, сохраняющую оригинальный овальный корпус. Модель была приурочена к тройному юбилею — 75 лет основания фабрики, 35-летие бренда Rado и 30-летие коллекции DiaStar. В 2005 году было официально решено отказаться от DiaStar в названии линейки, оставив только Rado The Original. Это привело к некоторой путанице в рядах коллекционеров, которые, естественно, тут же начали сравнивать «настоящий» DiaStar и Original.
D-Star в корпусе из композита Ceramos впервые представлены на BaselWorld-2011
В 2011 году в преддверии большого юбилея коллекции в компании решили, что надо вернуться к старому культовому названию — хотя бы частично. В «версии XXI века» ее имя зазвучало более энергично и технично: D-Star, и в этой линии Rado аккумулировала практически все свои полувековые достижения. Новая серия состоит из 28 моделей, при изготовлении которых наряду с high-tech керамикой и диффузионно-насыщенной углеродистой сталью используется композит Ceramos. Этот материал был создан на основе керамики платинового цвета, впервые представленной в 1993 году, и сохранил эту уникальную черту внешнего вида. Еще одна особенность нового материала — физические свойства Ceramos, благодаря которым носить часы поразительно комфортно. Часы, сделанные из Ceramos, не только легки и удобны — они еще и обладают удивительной мимикрией. Подобно тому, как хамелеон меняет цвет в зависимости от внешних факторов, часы из Ceramos подстраиваются под температуру тела своего владельца.
Rado D-Star Basel Special 2011 из керамики и каучука, лимитированный выпуск 1111 экз.
Смена названия не могла не сказаться на характере коллекции — D-Star стала более спортивной. В 2012 году в нее очень органично вписалась премьера D-Star 200 — настоящие часы для дайвинга, с внушительной водозащитой 200 метров.
Наконец, на Базельской выставке весной этого года был представлен дуэт часов белого и черного цветов. Подобно тому, как новинки-2012 воплотили в себе накопленный опыт работы компании над материалами, так и выбранный дизайнерами монохромный белый включает в себя все цвета спектра, а черный — является самым насыщенным цветом из всей гаммы.
Rado D-Star Automatic в корпусе из белой high-tech керамики
Наибольшее впечатление часы производят благодаря тому, что цвет выдержан во всех деталях: от заводной головки и до застежек браслета. Не удивительно, что новинки пришлись по душе посланнице бренда Rado в России Ренате Литвиновой, которая остановила свой выбор именно на черной модели D-Star во время посещения бутика Rado в Смоленском пассаже.
Посланница Rado в России Рената Литвинова в бутике марки в Смоленском пассаже долго колебалась между белой и черной Rado D-Star Automatic — и в результате выбрала черную
Но, конечно, главным событием для поклонников DiaStar стал выпуск в этом году юбилейной лимитированной серии, в которой в точности воссозданы классические черты самой первой модели. Так Rado соединяет собственные традиции с современностью, подчеркивая устремленность в будущее. Не сходя при этом с верного пути, по которому марка идет уже полвека.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2012