Bvlgari Serpenti. Змея, проглотившая время
Во многих культурах змея стала символом долголетия. Возможно, именно поэтому уникальный браслет-часы Bvlgari Serpenti в форме змеи, словно ощущая силу древнего образа вечности, вновь и вновь возрождается в новых коллекциях марки...
Во многих культурах змея стала символом долголетия. Возможно, именно поэтому уникальный браслет-часы Bvlgari Serpenti в форме змеи, словно ощущая силу древнего образа вечности, вновь и вновь возрождается в новых коллекциях марки, на протяжении десятилетий оставаясь культовым аксессуаром для прекрасной половины и предметом охоты коллекционеров.
Змея также издавна была символом могущества. Кроме, пожалуй, самого известного в мифологии библейского змея-искусителя, образ вершащей судьбы змеи встречается у всех древних цивилизаций. У египтян изображение кобры украшало головной убор фараонов, алхимики воспринимали змею, кусающую себя за хвост, как образ вечности, свернувшаяся кольцом змея стала символом жизненной энергии у последователей тантры, а в скандинавской мифологии змей стал опорой мира.
Змея, непременно присутствующая на властной атрибутике в древности, в эпоху ар-нуво стала одним из источников вдохновения для творцов ювелирных изделий нового стиля. Так, большую известность получил изготовленный по эскизам Альфонса Мухи золотой браслет, предназначавшийся для Сары Бернар в роли Клеопатры. Парижский ювелир Жорж Фуке создал для актрисы украшение, обвивавшее предплечье дивы, в форме змеи.
Точно не известно, было ли именно украшение источником вдохновения для сыновей греческого эмигранта Сотирио Булгари, державшего в Риме ювелирный магазин, но именно со змеи Bvlgari началась «часовая» история компании и ее мировая слава.
Премьера 2011 года: Serpenti Two Rows из стали с 38 бриллиантами на ранте
Рептилия из «Лавки древностей»
Но вернемся ненадолго в прошлое. В 1884 году Сотириос Булгарис, наследник старинной ювелирной династии с острова Корфу, эмигрировал в Италию, где женился и открыл на Сикстинской улице в Риме свой первый магазин по продаже серебра. В 1905 году Сотирио Булгари (так его стали называть на итальянский манер) открыл новый офис и главный магазин, получивший романтическое назва ние «Лавка древностей» (в честь знаменитого романа Диккенса) на улице Кондотти, главной артерии туристического маршрута Рима. Магазин вскоре сам стал местной достопримечательностью, а украшения Булгари пользовались большим спросом у туристов из США и Британии. После смерти Сотирио дело наследовали его сыновья — Джорджио и Константино. Им и принадлежит основная заслуга в том, что имя Bvlgari стало известно далеко за пределами Италии.
Шэрон Стоун с браслетом Bvlgari Serpenti, кадр из фильма «Казино» (1995 г.)
Братья начали с двух вещей. Во-первых, полностью изменили фасад и оформление главного магазина (увлечение интерьерами скажется потом в появлении собственной сети отелей компании). Во-вторых, существенно расширили ассортимент украшений, перейдя с серебра на золото и, главное, дополнив чисто ювелирные изделия часовыми механизмами, превратив их тем самым в настоящий дизайнерский аксессуар — и это в 40-е годы ХХ века.
Элизабет Тейлор во время съемок «Клеопатры» (1961 г.)
Во время Второй мировой желание компенсировать лишения военных лет вылилось в страсть к красивой жизни, празднику с большим количеством ярких украшений. Bvlgari уловила тренд и решила отойти от традиций французской ювелирной школы. На смену пришла смесь из греческого и римского классицизма с примесью восточного символизма и неприкрытой роскоши.
Сотирио Булгари
Братья Булгари обратились ко всемирно известным образам: Рим, Египет, Клеопатра, обвивающая ее змея, глаза в виде сверкающих рубинов.. . А если при этом голову змеи использовать как вместилище для часов? Первым поставщиком часовых механизмов для Булгари стала швейцарская фирма Juwenia, производившая миниатюрные калибры с ручным заводом, которые можно было легко поместить между створок змеиной «пасти». Так в Bvlgari началось создание обвивающих руку браслетов с головой змеи. За время своего существования украшение Serpenti не раз меняло форму и облик. В голове змеи появлялись часы в круглом, квадратном, подушкообразном и грушевидном корпусе. Кроме того, часы могли располагаться как на конце браслета, так и в его центре, быть украшены россыпью драгоценных камней или сохранять строгость дизайна…
«Лавка древностей» на улице Кондотти в Риме
Искусство ювелиров сочеталось в Serpenti с высоким качеством использовавшихся часовых механизмов. В разные годы механизмы для часов, проглоченных змеей Bvlgari, создавали мастерские Audemars Piguet, Vacheron Constantin, Jaeger-LeCoultre и Movado. Последняя даже приобрела лицензию на спиралевидный корпус, чтобы производить часы под своей маркой на территории США.
Часы Bvlgari Antalia, 1990-е годы
Популярность ювелирных часов Serpenti способствовала и развитию часового направления в самой Bvlgari. Надо сказать, «кварцевая революция», столько жестоко ударившая по швейцарской часовой индустрии, ничуть не повредила мудрой змее — узнаваемые ювелирные Serpenti с кварцевыми механизмами только выиграли, поскольку теперь художники могли ничем не ограничивать свою фантазию.
Более того, именно 70-е можно назвать настоящим расцветом часовзмеи: практичный механизм в их «голове» дополнился по-настоящему совершенным «телом», выполненным в уникальной технике Tubogas.
Знаменитая рекламная кампания Bvlgari 70-х годов изображала литеру В, увитую часами Serpenti, была придумана римским фотографом Гайо Баччи
Лихо закручено
Название «газовая труба» (слово Tubogas — сокращение от tube of gas) техника получила из-за того, что создаваемые ювелирами гибкие трубки из стали и драгоценных металлов напоминают форму газовых труб 1920-х годов, а также выхлопных труб современных спортивных авто.
Техника создания гибкой ленты из гладких закругленных спиралей без запаивания была изобретена во второй половине XIX века и активно применялась ювелирами до 1940-х годов, однако потом ее ожидал длительный период забвения. Новую жизнь метод Tubogas получил благодаря компании Bvlgari, не только реанимировавшей способ создания драгоценных трубок в 1970-х годах, но и сделавшей его одним из отличительных знаков своих изделий.
Америкаснкая компания Movado, поставлявшая механизмы для Bvlgari, выпускала «змей« и под собственным брендом
Длинная полоска металла оборачивается вокруг цилиндра из меди или дерева, который затем убирается или растворяется при помощи кислоты. Таким образом в руках мастера остается гибкая закругленная заготовка, и только ее длина определяет количество оборотов ювелирного изделия вокруг руки.
Bvlgari не остановилась на воссоздании необычной ювелирной техники, продолжая совершенствовать процесс создания «газовых трубок». Эксперименты компании простирались в двух направлениях — в сфере применения различных металлов и создания цветовых сочетаний.
Bvlgari Serpenti в технике Tubogas, 1972 год
Уже в 1970-е был представлен браслет, сочетающий сталь и желтое золото. Появлению этой новинки предшествовали длительные исследования, связанные с изучением поведения стали, в отличие от золота обладавшей высокой температурой плавления и менее пластичной. В результате был выбран подходящий тип стали, использовавшейся до этого в химической, медицинской и авиационной промышленности. Результаты опытов инженеров Bvlgari с формами можно увидеть на рекламе 1970-х годов, придуманной знаменитым фотографом Гайо Баччи, где часы и браслеты из разнообразных материалов обвивают логотип компании — букву В.
Serpenti из желтого золота с покрытием белой и голубой эмалью, 1960-е
Все о Еве
Не стоит удивляться, что знаменитые красавицы подобно Еве и Клеопатре не могли устоять перед змеей Bvlgari. Звездный ореол у часов Serpenti появился в 1962 году, когда фотографы запечатлели модель на руке Клеопатры нового времени — великолепной Элизабет Тейлор на съемках фильма о египетской царице в Риме. На запястье улыбающейся актрисы можно увидеть змею с «телом» из желтого золота, чьи реалистичные хвост и голова выполнены из платины. Усыпанная бриллиантами голова змеи с изумрудными глазами, спокойная на снимке с Элизабет Тейлор, при необходимости раскрывала рот, обнаруживая вовсе не ядовитые зубы, а элегантные часы из белого золота с механизмом Jaeger-LeCoultre.
Модель 1980 года Ref.5955 с корпусом и браслетом из желтого золота соединяла черты Serpenti и Bvlgari-Bvlgari
Поклонницей изогнутых змеиных форм была и непререкаемый авторитет в мире моды главный редактор американского Vogue Диана Вриланд, считавшаяся образцом стиля и на протяжении десятилетий задававшая модные тенденции в США.
Выпущенная на заказ Serpenti из желтого и белого золота с бриллиантами, 1960-е гг.
Кинематографическую славу Serpenti завоевали после появления в фильме Мартина Скорсезе «Казино», где Шэрон Стоун неспешно разглядывает часы и украшения Bvlgari, среди которых есть и узнаваемые Serpenti. Популярность у звезд Голливуда и необычность формы сделали Serpenti по-настоящему культовой моделью, которую Bvlgari вовсе не собирается помещать в зал славы, а продолжает совершенствовать, представляя актуальные коллекции и в новом тысячелетии: так в часах Serpenti из розового золота, с ониксом и бриллиантовым паве Шарлиз Терон появилась на премьере фильма «Пылающая равнина» в Венеции, в прошлом году на 63-м Каннском фестивале Мила Йовович не расставалась с трехрядным браслетом Serpenti из белого золота с бриллиантами, а Джессика Альба отдала предпочтение пополнению линии Serpenti — очкам, дужки которых обвивают хорошо знакомые драгоценные змеи.
Ref. B616 часы Serpenti из желтого золота с белой и черной эмалью, два бриллианта грушевидной огранки изображают глаза, 1965 г.
Семь колец
В последней коллекции Bvlgari змея Serpenti обладает корпусом из желтого золота или стали. В 2011 году длина драгоценной змеи может достигать пяти метров, а количество рядов, обвивающих запястье равняться семи. Это самый длинный браслет за всю историю Bvlgari. Голову змеи, скрывающую доработанный специально для Bvlgari кварцевый механизм Calibre B033, обрамляют 38 бриллиантов, которые своим сиянием подчеркивают простоту циферблата с вытянутыми, как острые зубы змеи, римскими цифрами. Неожиданно ярко в окружении чистых бриллиантов выглядит розовато-красный рубеллит на заводной головке часов.
Браслет из желтого золота, с красной и зеленой эмалью, два круглых бриллианта в виде глаз змеи, 1965 г.
Компания, чья история немыслима без изделий, демонстрирующих мастерство ювелиров, и в новом воплощении Serpenti позволяет почитателям культового браслета насладиться блеском драгоценностей. В коллекции представлена версия часов с циферблатом, сияющим 190 бриллиантами весом 0,82 карат.
Bvlgari, часы-браслет с секретом, изготовленные на заказ, желтое золото, бриллианты, 1960-е годы
Эксперименты с вечным образом могущественной и гибкой змеи не заканчиваются. В 2011 году компания Bvlgari вошла в состав концерна LVMH Moet Hennessy-Louis Vuitton, получив дополнительную поддержку для своих планов и стремлений. А значит, в новом десятилетии приключения змеи будут продолжаться.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2011