Chanel Chromatic: За гранью цвета
Одиннадцать лет назад, запуская коллекцию J12, мануфактура Chanel разработала собственную технологию корпуса из керамики, потому что этот материал идеально выражал черный и белый цвета — радикальные края спектра, столь любимые самой Коко Шанель. Казалось, эти границы невозможно преодолеть.
Одиннадцать лет назад, запуская коллекцию J12, мануфактура Chanel разработала собственную технологию корпуса из керамики, потому что этот материал идеально выражал черный и белый цвета — радикальные края спектра, столь любимые самой Коко Шанель. Казалось, эти границы невозможно преодолеть. В этом году Chanel все-таки совершила невозможное. Создав новую технологию и новый вид керамики, который позволил шагнуть за границы цвета.
Три цвета: серый
На самом деле, очень жаль, что главный запуск новой коллекции J12 Chromatic, состоявшийся в январе в парижском Palais de Tokyo, довелось увидеть лишь немногим счастливчикам: эта презентация не только часов, а всей «вселенной Chanel» могла бы стать гвоздем любой выставки современного искусства. В огромном пустом подвале музея был построен лабиринт, ведущий к двенадцати одинаковым дверям, расположенным по кругу. За каждой дверью — инсталляция, позволяющая полностью погрузиться в магию времени. Понять совершенство числа «12», лежащего в основе законов математики, музыки, физики и философии. Своими глазами увидеть рождение Вселенной. Оказаться внутри огромного часового механизма (между прочим, точно воспроизведенного из увеличенных деталей механизмов часов Chanel). Наконец, посмотреть на трансформации странного агрессивного металла, будто бы пришедшего из фантастических фильмов о других планетах.
Собственно, комната с меняющим структуру сплавом, который то ощетинивался иглами, то стекал серой массой, и наводила на мысли, что в этом году Chanel создала что-то действительно технологически необычное. Поэтому, когда открывалась дверь в последнюю двенадцатую комнату, где и была представлена коллекция J12 Chromatic, вначале охватывало некоторое разочарование. Да, это новый материал корпуса. Он не черный и не белый. Он — серый. То есть, вроде как металлический.
Впрочем, разочарование мгновенно улетучивалось, стоило лишь надеть часы на руку и попробовать посмотреть на них при разном освещении. Вес, тактильные ощущения, даже цвет — все оказывалось не таким, как у обычного металла. Потому что Chromatic вовсе не является металлом, это керамика. Совершенно новый композит Chanel, получивший название «титановая керамика».
Керамика будущего
Про керамические композиты без преувеличения говорят, что это самый перспективный материал XXI века. Потому что они сочетают только лучшие свойства металлов и высокопрочной керамики. От «обычной» керамики такой композит отличается тем, что помимо полимеров и неметаллических материалов (оксидов, карбидов, нитридов и пр.) в его матрице присутствуют частицы металла, например, алюминия или титана. Создать стабильную структуру такого композита очень сложно: так, инженерам Chanel для получения технологии титановой керамики потребовалось целых четыре года. Причем к тому же запустить отдельную линию спекания корпусов, ведь у титановой керамики очень высокая огнеупорность, и линию полировки поверхностей алмазной крошкой, схожей с техникой полировки сапфирового стекла.
Зато результат впечатляет. Титановая керамика характеризуется низкой плотностью (поэтому часы довольно легкие), высокой теплопроводностью, что позволяет корпусу, как и у традиционной керамики, сохранять постоянную температуру, близкую к температуре тела, большой прочностью и износостойкостью, ее практически невозможно поцарапать в отличие от обычного стального корпуса. Но главное, эта керамика обладает удивительным, ни на что не похожим цветом — тем самым настоящим глубоким серым, который не бликует от освещения, а словно бы вбирает в себя внешний свет, наполняясь его сиянием. Это цвет дождя, который, заполняя собой город, словно бы крадет краски у домов, заставляя видеть чистоту архитектурных форм.
Кстати, действительно оказывается, что благодаря «абсолютному серому» в Chromatic совершенно по-другому воспринимается знаменитая форма корпуса J12, ставшая более фактурной и четкой.
Не случайно, часы в титановой керамике представлены сразу весьма разнообразной линейкой: от дамской версии 33 мм с кварцевым механизмом до автоматических моделей 38 и 41 мм, а также с вариантами драгоценной инкрустацией круглыми бриллиантами и багетами. Потому что каждому, кто уже видел базельскую премьеру J12 Chromatic, очевидно — это не просто новая модель коллекции, а новая глава в истории Chanel.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2011