Новинки & модели

Breguet Type XX: Спустившиеся с небес

В этом году 60-летний юбилей отмечает коллекция Type XX – единственная линия Breguet, которая не наследует прямо стиль и традиции часов самого великого Авраама-Луи Бреге.

В этом году 60-летний юбилей отмечает коллекция Type XX – единственная линия Breguet, которая не наследует прямо стиль и традиции часов самого великого Авраама-Луи Бреге. Тем интереснее проследить, каким образом авиационные хронографы именно этой классической марки получили статус культовых коллекционных моделей.

Три фактора

На самом деле эпитет «культовый» по отношению к часам и появился в первую очередь благодаря их связи с войнами ХХ века. Если среди тех часов, которые считаются сегодня «культовыми», взглянуть на соотношение классических моделей и всевозможных милитари-часов, создававшихся для летчиков, подводников, подрывников и прочих спецназовцев, окажется, что последних, несомненно, больше.

Почему получилось, что военная тема чуть ли не автоматически придает часам статус если не коллекционного, то хотя бы интересного объекта? Ответ заключается в трех факторах. Во-первых, к середине ХХ века наручные механические часы достигли, пожалуй, пика своей нужности и функциональности, действительно обрели статус «специальных» приборов, необходимых в том числе и в тяжелых условиях. И чем более экстремальными были эти условия (особенно для служащих ВВС и ВМФ), тем более жесткие требования предъявлялись к претендентам на звание «официального прибора». Второй фактор следует за первым: настоящие военные часы были жестко лимитированы, подписаны и пронумерованы по числу личного состава, и это навсегда (даже после выхода «на гражданку» не ограниченным тиражом) оставляло за ними ореол эксклюзивности. И, наконец, третий фактор, пожалуй, самый простой и сильный. Военная тема – это романтика для большинства мужчин, один вид летного хронографа «еще тех времен» пробуждает в человеке ощущение причастности к чему-то великому и героическому.
Казалось бы, во всем вышеперечисленном нет никаких новых открытий. Но на самом деле не так уж много настоящих исторических моделей могут похвастаться соответствием всем трем факторам, чтобы безоговорочно быть признаны «культовыми». А Breguet Type XX – могут.

Всегда первые

Считается, что в ХХ веке семья Бреге утратила интерес к часовому делу, и после внука основателя дома Луи Бреге других великих изобретателей в прославленном роду не появлялось. На самом деле, новаторского духа и склонности к лидерству у потомков Авраама-Луи не убавилось – просто они переключились на другие, более актуальные в ту пору области: инженерию и авиастроение.

Луи-Шарль Бреге

Одним из самых заметных участников «эры пионеров» был Луи-Шарль Бреге, прапраправнук Авраама-Луи. Отец Луи, Антуан, сыграл очень важную роль во внедрении электричества и радио во Франции, близко дружил с Александром Грэмом Бэллом, основоположником телефонии. Антуан основал Французское общество электриков и руководил научным журналом, тем самым пребывая на передовой прогресса. Однако его сын решил не идти по стопам отца, а выбрал небо, став впоследствии одним из отцов-основателей ВВС Франции и, между прочим, компании Air France. Первым выдающимся успехом Луи Бреге было конструирование в 1907 году гироплана с гибкими крыльями.

Эскиз гироплана-автомобиля

Этот предвестник вертолета стал первым вертикально взлетающим пилотируемым аппаратом в мире. Через четыре года Луи основал компанию по проектированию и изготовлению самолетов Societe des Ateliers d’Aviation Louis Breguet, которая добилась значительных успехов в авиастроении.

Так, например, разработанный ею двухместный знаменитый бомбардировщик-разведчик Breguet XIV, пребывавший на вооружении Франции во время Первой мировой войны, в значительной степени поспособствовал победе Антанты.

Breguet 14

Именно алюминиевый биплан Breguet XIV пилотировал Антуан де Сент-Экзюпери, используя его для перевозки почты на северное побережье Франции. Всего было выпущено более 8000 таких самолетов.

Breguet 19

В 1922 году был представлен новый биплан Breguet XIX, или Br.19, который побил массу рекордов по дальности полетов. В историю авиации этот самолет навсегда вошел в 1930 году, совершив первый трансатлантический перелет с востока на запад по маршруту Париж–НьюЙорк.

Эскиз пассажирского гироплана «Париж–Нью-Йорк»

В том же 1922 году Луи Бреге представил изумлявший размерами транспортный самолет Breguet XX с размахом крыльев 25,54 метра, способный перевозить до 20 пассажиров, что для того время было поразительно. Этот четырехмоторный биплан, получивший библейское прозвище Левиафан, олицетворял очередной технологический триумф.

Самолет Breguet 20 по прозвищу Левиафан

Однако, по правде сказать, ненадежность силовой установки не позволила начать серийное производство этого самолета.
Естественно, часовая компания Societe d’Horlogerie Breguet в то время также активно разрабатывала авиационные инструменты и хронографы. В определенной степени этому способствовала антиударная система «парашют», изобретенная Бреге в 1790 году, так как без подобной защиты часы для пилотов были бы немыслимы. Первыми клиентами в 1918 году стали ВВС США, а вскоре и компания Луи Бреге стала использовать «фамильные» часы. Эти модели авиационных часов Type XI и Type XII встраивались в приборную доску в кабине самолета, а функционально представляли собой хронограф с минутным счетчиком и тахиметрической шкалой. Поскольку они считались как бы частью самолета, то и названия моделей поначалу соответствовали референциям самих аэропланов, начиная с маркировки «тип». Приборные часы Type XI и Type XII пользовались большим спросом и до 1950 года завоевали место в кокпитах самолетов 15 стран.

Breguet 1, пилотируемый лично Луи Бреге, занял первое место на соревнованиях в Вертонжене в ноябре 1909 года

Однако многие летчики предпочитали для удобства присоединять к этим часам длинный кожаный ремень и прикреплять их к бедру или на колено, поэтому иногда летные крупные военные часы называют «наколенниками». Часто летчики продолжали носить своих механических помощников уже после приземления в повседневной жизни – правда, мода эта продержалась недолго, сменившись стремительной экспансией наручных часов. В том числе и профессиональных авиационных.

Конец гарантии

После окончания Второй мировой войны французское министерство обороны объявило о необходимости обеспечения армии наручными хронографами, которые получили маркировку Type XX.

Часы Breguet Type XX

К этим часам был выдвинут список обязательных условий:

  • хронограф должен обладать функцией флайбек (retour en vol – фр.) или «системой Тейлора», как ее еще называли. Эта функция позволяет останавливать, сбрасывать и перезапускать хронограф одним нажатием кнопки. Ее использование очень удобно, когда нет необходимости в отслеживании точного времени некоторого события, а достаточно лишь убедиться, что его длительность не превысила определенный лимит и необходимо перейти к отслеживанию следующего. Функция флайбек была изобретена компанией Breitling в 1933 году;
  • точность хода должна быть в пределах +-8 секунд в сутки, запас хода не менее 35 часов;
  • гарантированное использование функций хронографа не менее 300 раз.


Руководствуясь этими требования и опираясь на свой первый наручный хронограф 1935 года, Breguet в 1950 году выпустила свою версию хронографа Type XX.

Часы Breguet Type XX

Breguet 19

Специально сконструированная для использования в военных целях, эта модель была типичным представителем ранних пилотских часов: четкий, легкосчитываемый циферблат черного цвета, светящиеся цифры, крупная заводная головка, которой удобно пользоваться даже в перчатках. Дизайн Type XX унаследовал основные черты от своих популярных приборных прародителей Type XI и Type XII. Поначалу Breguet Type XX выпускались очень небольшим тиражом. Определяющим стал 1954 год, когда Breguet получила от французского правительства полномочия поставлять Type XX для ВВС, ВМФ и CEV (французский летный тест-центр) Франции. С этой даты начинается история одних из самых известных послевоенных авиационных часов в мире.

Часы Breguet Type XX

В сборочном цехе Societe des Ateliers d'Aviation Louis Breguet в городе Дуэ собирают Breguet Type U.2 (1913 год)

Breguet Type XX 1954 для ВВС года работали на механизме Valjoux Caliber 22 с ручным заводом, который мог похвастаться колонным колесом, монометаллическим балансом на винтах, спиралью Бреге, а также высоким эстетическим уровнем исполнения. Корпус часов размерами 38x14 мм был выполнен из стали, в позиции «3 часа» располагался 30-минутный счетчик, безель был размечен от 1 до 12 и вращался в обе стороны. Всего было выпущено около 2000 таких экземпляров. Французский ВМФ заказали версию с 15-минутным счетчиком, а CEV – 500 экземпляров с 2 счетчиками и 50 экземпляров с 3 счетчиками. Хронограф Type XX, «пребывающий на службе» во французской армии, каждый год должен был проходить сервисный техосмотр, после которого на задней крышке ежегодно появлялись начальные буквы французской фразы Fin de Garantie («конец гарантии») и дата следующего сервиса. Таким образом, после нескольких лет эксплуатации вся задняя крышка была усеяна такими гравировками. Эти выдающиеся часы поставлялись исключительно для армии, поэтому после выхода на пенсию военные с трудом расставались со своими верным соратниками, нехотя передавая их новым рекрутам. В редких случаях часы могли быть подарены пилоту «за особые заслуги». Именно отсутствие Breguet Type XX 50-х годов XX века «на гражданке» делает сейчас их столь лакомым куском для коллекционеров всего мира.

Мирное небо, новые рекорды

В 1970 году Breguet попыталась выиграть новый контракт для французской армии, однако их цены оказались слишком высоки. Поэтому второе поколение Breguet Type XX, выпускавшееся в 70-80-х годах, было полностью гражданским. Технические характеристики и дизайн циферблата оставались теми же, что и у предшественника. Внутри работал тот же калибр 22, который доказал свою состоятельность даже с учетом значительных перегрузок, возникающих на борту реактивных самолетов. По сравнению с моделью первого поколения легендарный флайбек-хронограф обзавелся более тяжелым полированным корпусом и квадратными ушками. Кроме того, гражданская версия легкоузнаваема из-за черного ранта и нанесенной шкалы от 1 до 60. В те годы решение Breguet начать выпуск гражданской версии этой модели было поистине революционным для часовой отрасли и целиком отвечало новаторскому духу Бреге.

Самолет Breguet Atlantic совершает полеты с 1964 года. Сегодня авиакомпания Breguet принадлежит British Aircraft Company (BAC)

Зато уже в середине 90-х начался настоящий бум на авиачасы в стиле «эры пионеров». И в 1995 году Breguet представила третье поколение Type XX – серию Aeronavale, в которой тесно прослеживается связь часов с самолетами Луи Бреге. Основным отличием новой версии от своих предшественниц стал очень тонкий (всего 6,4 мм) автоматический механизм Lemania Caliber 582 – в то время как преды дущие Type XX были только с ручным заводом. Новый механизм был создан на базе легендарного Lemania Caliber 1340, выпущенного в 1973 году и прошедшего суровые проверки в открытом космосе в корпусе легендарной Omega Speedmaster. В остальном это был старый добрый флайбек-хронограф в 39-миллиметровом корпусе из стали, с черным циферблатом, вращающимся рантом и светящимися стрелками и цифрами. В дополнение к этой линии в конце 90-х была выпущена версия Type XX Transatlantique (названная, как можно догадаться, в честь знаменитого трансатлантического самолета Луи Бреге), у которой в положении «6 часов» появился календарь-дата.
В 2004 году исполнялось 50 лет со дня того самого решения французского правительства, сделавшего Type XX легендой. Естественно мануфактура Breguet не могла пройти мимо такого события и отметила его новым хронографом Type XXI 3810.

Часы Breguet Type XXI

Подчиняясь общей тенденции, корпус хронографа вырос до 42 мм, а внешний вид модели стал куда более элегантным.

Часы Breguet Type XXI Lady

Классический минутный счетчик у отметки «3 часа» заменил 24-часовой индикатор, а пройденные минуты хронограф отсчитывал с помощью дополнительной центральной стрелки. Но наиболее радикальные изменения в конструкции модели в Breguet приберегли до нынешнего года – круглой даты со дня появления на свет первых Type XX.

Значимость новой версии хронографа Type XXII можно сравнить, пожалуй, только с переходом «третьего поколения» на автоподзавод. Благодаря использованию кремниевого спуска Type XXII стали первым в мире механическим хронографом, работающим на частоте 10 Гц (или 72 000 полуколебаний в час). Механизм со столь высокой частотой работы спуска позволяет не только добиться внушительных показателей точности, но и измерять интервалы с точностью до 1/20 секунды.
Чтобы позволить владельцу различать столь малые отрезки, измеряемые центральной секундной стрелкой хронографа, инженерами Lemania (теперь мануфактуры Montres Breguet) было решено, что секундная стрелка хронографа будет совершать полный оборот не за 60 секунд, а за 30. А в апертуре на «12 часов» расположился специальный цифровой индикатор, указывающий, первую половину минуты или вторую прошла эта стрелка. Кроме того в положении «6 часов» появился дополнительный 12-часовой циферблат GMT, а у отметки «3 часа» – 24-часовой индикатор времени суток для второй временной зоны. Такой способ индикации выглядит избыточным, особенно если учесть, что в жертву был принесен 12-часовой счетчик хронографа. И возникает общее впечатление, что обретя дополнительные функции, новая версия утратила главное достоинство легендарного хронографа Type XX – удобство и читаемость. Соединение сложности и функциональности, скорее всего, и станет задачей для новых изданий коллекции.

Часы Breguet Type XXII

В любом случае технически инновационная модель Type XXII уже вписала новую главу в историю наручных часов, что для фамилии Бреге является привычным делом. Будучи, на первый взгляд, «белой вороной» в коллекции Breguet, культовый хронограф Type XX является красноречивым свидетелем стремительного технологического прогресса в XX-веке и воплощает в себе знаменитый новаторский дух Бреге – дух бесстрашных первооткрывателей.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2010

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?