Omega: Constellation Путеводная звезда
В 1982 году произошла битва за Фолклендские острова, компании Sony и Philips представили миру первые компакт-диски, умер Леонид Брежнев и появился культовый символ «смайлик». Тогда же Omega создала дизайн Constellation Manhattan – всем известный сегодня корпус с характерными «лапками» на ранте.
В 1982 году произошла битва за Фолклендские острова, компании Sony и Philips представили миру первые компакт-диски, умер Леонид Брежнев и появился культовый символ «смайлик». Тогда же Omega создала дизайн Constellation Manhattan – всем известный сегодня корпус с характерными «лапками» на ранте. Однако сама коллекция Constellation родилась на 30 лет раньше и к тому моменту уже по праву завоевала титул одной из самых популярных коллекций в мире часов.
Форма для пирога
Специалисты разделяют жизнь «Конни» (так называют любимую модель коллекционеры) на три основных периода: с момента создания в 1952 году и до 1964-го, когда появилась новая версия Constellation C-Shape, а затем с 1982 и по наше время. Каждый из этих периодов по-своему уникален, а все вместе они объясняют, почему именно Constellation уже более 60 лет является непревзойденной флагманской линией Omega. К появлению первых часов из линии «Созвездия» Omega шла больше десяти лет.
Цель была проста и для середины ХХ века очевидна: создать удобные и практичные часы на каждый день с максимально надежным механизмом хронометра. Поэтому первые разработки нового механизма начались еще во время войны, а в 1949 году Omega представила на сертификацию в Bureaux officiels de controle de la marche des montres (Бюро контроля за точностью хода часов, предшественница современной COSC) первую партию из тысячи калибров 352 с ручным заводом, которые получили наивысшую оценку характеристик хода.
Ими были оснащены модели коллекции Centenary, ставшей впоследствии прообразом не только Constellation, но и многих классических часов других швейцарских марок, например Eterna. На базе этого механизма чуть позже был создан калибр 354 с однонаправленным сектором подзавода, и таким образом был заложен фундамент новой линии универсальных часов. Параллельно Omega приглашала лучших дизайнеров того времени, чтобы разработать практичный, но одновременно ни на что не похожий облик часов.
Сотни и даже тысячи эскизов отвергались, пока не было найдено то единственное правильное сочетание всех элементов, которое превратилось в первую серию Constellation Pie Pan – символ высокого статуса в 50-е и предмет охоты коллекционеров сегодня. Если сам корпус модели был классическим, – круглым с тонким рантом, то основная изюминка, давшая модели свое название, заключалась в форме циферблата «пай-пен», что означает «форма для пирога», потому что он действительно напоминал сужающуюся книзу форму для кексов и пудингов, перевернутую вверх дном.
В центре циферблата, где оказывалось «дно» формы, располагались три стрелки, а по «стенкам» располагались 12 крупных индексов в виде наконечников стрел. Вместе такая конструкция не только создавала эффект объема, но и делала процесс считывания времени максимально удобным, поскольку индикация оказывалась как бы на втором плане за стрелками. Точно сказать, кто был автором дизайна «пай-пен», трудно, поскольку, в то время Omega пользовалась услугами многих художников, выбирая лучшее из идей.
Например, есть версия, что стрелки и накладные индексы, а также звенья брасле- та в форме зернышек риса для первой моде- ли Constellation придумал совсем молодой Джеральд Джента, который в начале 50-х получал разовые заказы от Omega. Впрочем, к вкладу мастера Дженты в историю Constellation мы вернемся позже. Зато точно можно назвать автора имени коллекции, которому было суждено войти в историю – это Бруно Пассони, служащий итальянского офиса марки.
Он как-то обмолвился о таком пришедшем ему в голову названии в компании своего босса Карло ди Марчи. В свою очередь ди Марчи, знавший о готовящемся запуске новой коллекции, решил, что с идеей названия его подчиненный попал в точку, и немедленно предложил ее Адольфу Валлату, директору продаж Omega.
Это было в 1951 году, а уже через год на Олимпиаде в Хельсинки, где Omega была официальным хронометристом, компания торжественно представила свою главную новинку – автоматический хронометр Constellation. В дополнение к имени уже тогда появился завершающий штрих дизайна часов, оставшийся неизменным на все время существования коллекции: маленькая накладная пятиконечная звезда на циферблате под названием модели.
Самый быстрый самолет
Едва появившись, Constellation начала триумфальное шествие по миру: только в 1952-м было продано порядка 8000 экземпляров модели. И тут марка столкнулась с довольно неожиданным препятствием на американском рынке. Дело в том, что еще в 40-е годы американский лидер авиаперевозок TWA, принадлежащий магнату Говарду Хьюзу, представил самолет Constellation, способный перелетать без пересадки через страну от побережья до побережья, развивая рекордную для своего времени скорость 340 миль в час.
А в начале 50-х Хьюз, чтобы задавить своего главного конкурента PanAm, закупил у авиаконструктора Lockheed новые, еще более мощные и скоростные самолеты для нового проекта Super-Constellation – беспересадочного полета от Калифорнии до Европы. Миллиардеру удалось заручиться поддержкой американского сената, в результате чего до 1956 года на любую продукцию под брендом Constellation в США был наложен запрет, чтобы полностью исключить конкуренцию.
Но поскольку американский рынок был одним из ключевых для Omega, швейцарская компания не могла ждать целых четыре года, чтобы получить право продавать свою новую коллекцию. И выход был найден, причем вполне в традиции швейцарских часовых компаний, которым часто приходилось проникать за океан окольными путями: часы Omega Constellation полностью собирались на мануфактуре в Ле-Локле, даже на циферблат прикреплялась знаменитая звезда, за одним исключением – не было самого слова Constellation.
Затем часы доставлялись в Америку, где местный эксклюзивный дистрибьютор Norman Morris Corp. продавал эту безымянную коллекцию под «временным» именем Globemaster. Оно, очевидно, было выбрано в пику Хьюзу – так назывались американские грузовые самолеты ВВС, одни из самых вместительных на тот момент. Поскольку запрет на использование товарного знака Constellation был снят в 56-м году, имя Globemaster упоминалось только в рекламе часов и никогда не писалось на циферблате.
Поэтому те тысячи экземпляров, которые были проданы с 52-го по 55-й год в США и чей циферблат украшает только звезда, сегодня считаются настоящим коллекционным раритетом. Надо сказать, история со сменой названия коллекции никак не повредила популярности Omega в Америке и получила еще одно интересное следствие: именно Constellation можно считать первой в череде «мастерских» коллекций марки.
Билет в счастливую жизнь
Начиная с 1956 года в Constellation устанавливается серия из 500-х калибров, заводящихся двунаправленным ротором. Эти калибры первой серии с номерами 500, 501 и 505 в 1959 году были заменены на более совершенные 551 (с тремя центральными стрелками) и 561 (с календарем-датой). Стандарт точности хода собственного калибра Omega Constellation уже не ставился под сомнение, но дизайн, больше тяготеющий к классическому, постепенно выходил из моды.
Ведь наступали 60-е – время рок-н-ролла, ярких красок, битников, хиппи, антимилитаристского движения и, как ни парадоксально, зарождения нового типа Luxury, основанного на постулате «не быть, а казаться». Чтобы завоевать новую аудиторию, не помнящую ни мировой войны, ни послевоенной депрессии, требовалось нечто большее, чем надежный механизм и выпуклый циферблат-«сковородка».
Требовалась броскость. На этот раз в Omega был официально приглашен уже завоевавший известность дизайнер Джеральд Джента, который получил полный карт-бланш на переделку Constellation. Результат увидел свет в 1964 году – это была знаменитая Constellation C-Shape, получившая название из-за формы корпуса, напоминавшей отражающие друг друга зеркально буквы «С».
35-миллиметровым массивный корпус был значительно больше, чем в предыдущих версиях Constellation, и сразу бросался в глаза, а на смену выпуклому циферблату пришел совершенно плоский с длинными тонкими индексами. Успех новой Constellation C в немалой степени обусловлен и тем, что в 1964 году директор по производству Omega Пьер Мониа запатентовал особую конструкцию браслета, интегрированного в корпус, и через три года такими браслетами были оснащены все новые Constellation.
В 1969-м линия «С» оснастилась новым кали- бром 751 с индикацией даты и дня недели, но самое знаменательное событие в судьбе серии произошло через три года после запуска, в 1967 году: новый дизайн, новые механизмы и новые браслеты были представлены в версии из цельного золота. Две буквы – ОМ (Or Massif), что в переводе с французского означает «цельное золото», помещенные слева и справа от маркировки Swiss made на циферблате, без лишних слов свидетельствовали, что жизнь у владельца этих часов удалась.
Тысяча долларов (столько примерно в то время стоили в магазине золотые Omega Constellation C-Shape) становились прямым билетом в мир роскоши, поскольку один взгляд на узнаваемую «бочку» с будто бы вросшим в нее миланским браслетом тут же сигнализировал всем о принадлежности к элите.
В этом отношении Omega создала удивительный прецедент, заставив другие бренды напрячь все свои силы, чтобы реанимировать многолетний традиционный модельный ряд, придав часам такие дизайнерские черты, которые сами по себе ассоциировались с понятием «престиж». Но до конца 70-х мало кто мог сравниться по популярности с Constellation C, особенно после того как в серии появились самые совершенные в точности калибры хронометров 1000-й серии.
Звезда новой эпохи
Приход кварцевых механизмов нанес сильный удар по многим производителям точной механики, и в первую очередь пострадала линия Constellation. К тому же в 80-е уже сама «бочка» C-Shape стала выглядеть устаревшей и недостаточно динамичной для новой аудитории. В качестве консультанта для очередного редизайна коллекции был снова приглашен Джеральд Джента: давний друг и партнер тогдашнего менеджера компании Жан-Клода Бивера.
На счету Дженты к этому моменту было уже множество удачных реализованных проектов, собственный бренд и фирменный прием, впервые опробованный в 1975 году на Royal Oak для Audemars Piguet, заключавшийся в том, что всем часам мастер придавал черты «гайки»: массивный фактурный рант с винтами закрывает бочкообразный корпус, неуловимо напоминающий C-Shape.
В таком ключе итальянский дизайнер переработал и Royal Oak, и Ingeneur для IWC и Nautilus для Patek Philippe, идея «гайки» была своеобразным образом реализована и в новой Constellation: бочкообразный корпус с выровненными, а не изогнутыми сторонами закрыл массивный круглый рант, на котором разместились римские цифры разметки и характерные стильные «лапки», у которых было вполне функ- циональное назначение – прижимать к корпусу сапфировое стекло, повышая водонепроницаемость.
Первая обновленная Constellation, получившая имя Manhattan, была представлена с кварцевым механизмом калибра 1422, сделанного на базе ЕТА Flatine II. Часы отличал узнаваемый интегрированный браслет, который был представлен в двух версиях: полностью стальной и со вставками из золота. Биколор стал удачным решением для Constellation: золотой рант создавал иллюзию золотых часов, в то время как стальной корпус делал цену на модель достаточно доступной. В 1985 году появилась и автоматическая версия Constellation Manhattan с калибром 1111, созданным на базе ЕТА 2892.
Выбор мисс Кроуфорд
Уход к кварцевым механизмам и бюджетным моделям во многом вернул клиентуру Constellation, к тому же новый дизайн всем очень понравился. Однако статус «культовых» часов, каковыми были ее предшественницы, линии Manhattan обрести какое-то время не удавалось. К тому же саму коллекцию стали опережать в популярности также обновленные Seamaster и Speedmaster, которые больше отвечали философии жестких и динамичных 90-х.
Неожиданно для себя Constellation утратила свою идентификацию: мужские это или женские часы, классические или дизайнерские, к тому же имидж коллекции портило изначальное отсутствие в ней сложных моделей. Постепенно забылся тот факт, что Constellation создавалась как функциональный хронометр на каждый день, и чтобы возродить популярность линии, одного нового дизайна уже было недостаточно – требовалась совершенно новая концепция подачи.
И она появилась, когда в 1995 году лицом марки Omega стала супермодель Синди Кроуфорд. Идея пригласить ее пришла в голову все тому же Жан-Клоду Биверу, который к тому моменту был президентом возрожденной компании Blancpain и входил в совет директоров SMH, будущей Swatch Group. Бивер, как известно, был не только гениальным часовым менеджером, но и большим гедонистом, поклонником хорошего вина и красивых женщин.
На одном из приемов, посвященных дегустации Шато д’Икем, Бивер заметил Синди Кроуфорд и поразился, сколько внимания окружающих она привлекает, больше, чем любые политики, бизнесмены и актеры. А если бы у нее на руке были «правильные» часы? Так появилась серия Constellation Mini, характерные очертания которой вскоре засверкали на запястье у Синди Кроуфорд, а затем Анны Курниковой, Мартины Хиггинс, Николь Кидман и Чжан Цзыи – самых красивых, узнаваемых и успешных женщин своего поколения вплоть до сегодняшнего дня.
Первая модель Constellation Mini, надетая топ-моделью, получила название «Выбор Синди Кроуфорд», что положило название одной из самых успешных в истории рекламных кампаний со знаменитостями Omega–My Choice. Оказалось, что дизайнерский потенциал Constellation поистине неисчерпаем.
Модели успешно выпускались с цветными циферблатами и на кожаных браслетах, усыпанные бриллиантами, их корпус легко трансформировался в прямоугольный (модель Constellation Quadra была впервые представлена публике в 1999 году в Лувре, а ее первой обладательницей также стала Синди Кроуфорд), а в довершение к часам появилась очень успешная линия украшений Constellation. Между прочим, в 2000 году Синди Кроуфорд получила из рук Николаса Хайека уникальный экземпляр Constellation Quadra, инкрустированный 2000 бриллиантами в честь наступления Миллениума.
Возвращение хронометров
Пока дамские Constellation становились все изысканнее, мужская линия коллекции тоже развивалась, возвращаясь к изначальной концепции «повсед- невной элитарности». Уже в конце 90-х калибры ЕТА в механических моделях заменили престижные F.Piguet, а в начале нового тысячелетия коллекция обрела полную завершенность: в 2003 году в рамках сотрудничества с новым партнером, турниром по гольфу Double Eagle, в линии появились первые хронографы (на базе калибра 3311 F. Piguet), и в том же году Constellation отметила еще одно важное событие: первую модель, оснащенную собственным механизмом с коаксиальным спуском калибра 2500В.
А в прошедшем 2009 году и женская линия Constellation, явно преобразившись в дизайне и став еще более элегантной и современной, также обрела престижную «начинку» в виде собственных коаксиальных хронометров Omega. И можно не сомневаться – как сегодня идет настоящая «охота» за раритетным Constellation Pie Pan и C-Shape, так и еще через тридцать лет коллекционеры и знатоки будут разыскивать на аукционах Double Eagle Co-Axial, Constellation 50th Anniversary с собственными хронометрами, сертифицированными COSC, и другие современные модели Constellation с неизменной звездой удачи на циферблате.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2010