Новинки & модели

Поп-механика

Не было бы фэшн-часов, не было бы Twenty~4 от Patek Philippe. Это популярный ответ апологетов часовых фэшн-брэндов на упреки в том, что они превращают часы в дешевый кич

Не было бы фэшн-часов, не было бы Twenty~4 от Patek Philippe. Это популярный ответ апологетов часовых фэшн-брэндов на упреки в том, что они превращают часы в дешевый кич. Однако сами обвинители при этом забывают, что усыпанный бриллиантами Patek – далеко не единственный пример проникновения гламурных образов в cвятая святых часового искусства – Haute Horlogerie, которая в последние годы разительно изменилась внешне.

Etonne-moi!
- В каком стиле оформить декорации и афиши ваших «Русских сезонов в Париже»? – поинтересовался, принимая заказ, великий художник Жан Кокто у не менее великого балетмейстера Сергея Дягилева.

- Все равно. Удивите меня! – ответил тот. С тех пор фраза «Etonne-moi!» стала крылатой и самой популярной при общении состоятельных эстетов с дизайнерами, кутюрье и художниками.

Похоже именно этим дягилевским напутствием руководствуются в своем творчестве современные мэтры высокого часового искусства, которое переживает в данный момент настоящую фэшинизацию. А ведь еще совсем недавно в часовом мире все было предельно ясно. Яркое, цветное, необычное – значит, недорогое.

Сложный механизм требовал исключительно строгой классической оболочки. Однако Базель и Женева-2004 наглядно продемонстрировали – Haute Horlogerie произвела радикальную переоценку ценностей. И теперь многие модели часовых домов с вековыми традициями выглядят так, что им самое место в модных бутиках.

Swatch Delirium

Тотальная экспансия моды в часовой мир и в самом деле началась снизу. Вначале был «безумный» Swatch Delirium из яркого пластика, рожденный коммерческим гением Никола Хайека. Эта модель дала толчок развитию часовых фэшн-брэндов, привнесших в область самых консервативных аксессуаров элементы подиумной эстетики, главная цель которой – даже не удивить или поразить, а шокировать зрителя.

С каждым годом фэшн-брэнды становятся все более влиятельными в часовом мире. Если вначале их попрекали за излишнюю яркость, дешевизну и кичевость, то в последнее время фэшн-стиль нашел признание и у часовых грандов. И теперь в ведущих швейцарских компаниях труд дизайнера ценится не меньше, чем труд часового мастера, а яркие цвета, необычные материалы, оригинальные формы такой же must, как и grand complications.

Рождение моды

Соединить в одной модели сложный механизм, яркий цвет и забавный дизайн, да еще и запросить за нее цену, сопоставимую с Rolex и Patek Philippe вначале рискнули всего двое. И тут же превратились в культовых персонажей часового мира. C Северином Вундерманом, возглавившим в 2000 году Corum, все более-менее ясно.

Он на самом деле один из самых оригинальных современных дизайнеров и создал непревзойденный стиль часовой марки Gucci Watches – первого часового фэшн-брэнда как такового. Затем просто «пошел на повышение», добавив к своим немного хулиганским идеям эксклюзивные механизмы и дорогостоящие материалы.

Он добился, пожалуй, невозможного – того, что к его часам Corum, относящимся к категории элитных марок сложной механики, впервые стало возможно применить эпитет «модные». Не вечные, престижные, неизменные, классические, а именно модные. Впрочем, г-н Вундерман и не скрывает, что в часах его самого, прежде всего, интересует «фишка» - чтобы люди взглянули и как-то отреагировали.

Удивились, улыбнулись, возмутились – но не остались равнодушными. А сами механизмы здесь уже вторичны, и нужны, в общем, потому что nobles, безусловно, obliges. Модель Bubble Diablo привлекает в первую очередь чертом с вилами, являющимися минутной стрелкой, желто-зелено-красные Classical Dragon – виртуозной эмалевой техникой и безупречно подобранными разноцветными драгоценными камнями. А что там стоит внутри, мало кого волнует.

Несколько иного подхода придерживается другой родоначальник модной механики Ален Зильберштейн. Для него с самого начала был важен не внешний вид, а конструкция. То есть задача стояла не поместить механизм в яркую оболочку, а сделать так, чтобы корпус подчеркивал красоту и магию часовой механики.

В моделях Alain Silberstein все те «несерьезности», которые многие принимают за шутки мастера: красные, синие и желтые символы, смайлики, странные стрелки, веселые надписи, на самом деле преследуют одну цель – привлечь внимание к сложной конструкции механизма.

Неудивительно, что в этом году Зильберштейн представил коллекцию, которую можно назвать апофеозом наглядности – 12 моделей-скелетонов с разноцветными колесами и мостами. При этом сам мастер не скрывает, что многие его идеи были вдохновлены именно продукцией фэшн-брэндов, в частности, Dior, Chanel и Versace.

Alain Silberstein

По его словам, хотя эти марки и относятся ко «второму дивизиону» часовой индустрии, они лучше именитых грандов умеют пользоваться языком цвета, который, по его мнению, в часах важен не меньше, чем точность, надежность и эргономичность.

Идеи Вундермана и Зильберштейна оказались необычайно востребованными, а потому коммерчески успешными. Марки, которые годами не отступали от комбинации золото-сталь-кожа, неожиданно почувствовали вкус к жизни со всеми ее яркими красками и полутонами, смешением дешевого и эксклюзивного.

И хотя многие отказываются в этом признаваться, степень удачливости коллекции во многом определяется ее актуальностью - то есть претендуют ли часы на звание «Фишка сезона».

Смена ориентации

Интенсивное проникновение модных элементов в Haute Horlogerie объясняется довльно просто. У нее появились новые клиенты. Да, основными покупателями статусных часов были и остаются консервативные мужчины.

Они не бегают по салонам в поисках новых моделей любимых марок только потому, что вышло нечто с разноцветными цифрами, рисунком на циферблате или игривым безелем. Однако, во-первых, большинство из них давным-давно уже купило себе все крутые «Калатравы» и «Дайтоны» и им хочется чего-то нового и интересного.

А во-вторых, постоянная клиентура, к сожалению, имеет естественную, но отвратительную тенденцию стареть, в то время как молодые люди вместо статусных часов предпочитает приобретать спортивные автомобили. Чтобы выжить, маркам приходится искать себе нового перспективного покупателя.

Вот Haute Horlogerie и принялось в этом году приманивать молодежь и прекрасный пол. Кстати, именно женщины и успешные молодые люди первыми оценили юмористические изыски Зильберштейна и Вундермана! Если солидный бизнесмен средних лет довольствуется тем, что у него на руке турбийон стоимостью с Bentley, то яппи, бизнес-леди или юной звезде спорта и шоу-бизнеса одного этого отнюдь не достаточно. Часы должны, как в старом анекдоте, еще и веселить их.

Первым из мастодонтов Haute Horlogerie на эту дорогу свернул год тому назад Zenith, ведомый новым шефом Тьерри Натафом. Сделавший карьеру в концерне LVMH – атланте мира моды, он сразу же предложил кардинально изменить концепцию марки, дополнив классические сложные мужские модели равным количеством дамских линий на базе все того же легендарного хронографа El Primero.

Дизайн коллекций таков, что на него решился бы далеко не всякий фэшн-брэнд: один открытый баланс в виде в форме сердца чего стоит. От обилия разноцветных моделей рябит в глазах. Сегодня Натаф представляет уже четыре линии модного дамского El Primero – Star, Baby Doll, Queen of Hearts и Glam Rock, и именно на них делается основной упор рекламной кампании марки.

Чтобы подстегнуть спрос, г-н Натаф установил предельно низкие цены на свои «звездочки» и «сердечки». Они предлагаются почти по себестоимости – за 2000 евро. Сделано это еще и с тем, чтобы дама могла приобрести комплект из четырех Zenith сразу – на весь год. Кроме того, по мнению Натафа, никто не мешает женщине носить четверо часов одновременно, ведь это так стильно и модно! 

По стопам Zenith в этом году пошел еще один традиционно мужественный и самый успешный брэнд – Audemars Piguet. Он представил целое направление женских часов Femme du Monde, в которое вошли коллекции Myriade, Dreams, Deva, а также апогей эмансипации – дамские версии Royal Oak.

Знаковая деталь: именно эту модель президент Audemars Жорж-Анри Мейлан назвал «модным хитом сезона». Дамскую топ-механику активно развивают Girard-Perregaux и Maurice Lacroix, раскрашивая модели с турбийонами и вечными календарями для наглядности в красно-сине-розовые гаммы.

Blancpain, который даже дамским моделям традиционно предавал скупой мужской дизайн, в этом году представил удивительные мини-часики Lady 5 Strap. Примечателен в ней не столько маленький размер корпуса, сколько пять цветных сменных ремешков, которые до недавнего времени были приметой только дизайнерских брэндов.

Cartier Tank Divan

Даже традиционные и легендарные модели приобретают непривычно модный вид, который призван заставить обратить на них внимание подрастающей клиентуры. Franck Muller украсил несколько моделей (в том числе и прошлогодний Crazy Hours) накладными разноцветными цифрами разметки и получил коллекцию Color Dreams. А, например, Cartier Tank Divan обогатился синим разрисованным циферблатом – ни дать, ни взять Versace из коллекции the Sign.

Спорт + мода?

Фэшинизация высокой механики так же не могла бы произойти, если бы сама модная индустрия не начала стремительно мутировать - из гламура в область спорта. Здоровый образ жизни стал настолько модным среди продвинутого человечества, что вскоре сама мода пришла в спорт, ведь ее главный девиз – не быть, а казаться.

Не обязательно быть спортсменом-профессионалом-миллионером – главное выглядеть успешным профи. Теперь ведущие мировые дизайнеры Haute Couture (Jil Sander, Carl Lagerfeld, John Galliano, Yamamoto) создают не бальные платья и выходные пары, а выпускают на подиум целые коллекции тренировочных костюмов.

То же происходит и в часах. Спортивные часы в понимании модников – это не те часы, в которых надо заниматься каким-либо спортом. Это стильная дорогая яркая модель, которая идеально сочетается, например с трехполосным костюмом Adidas, созданным самим Йодзи Ямамото.

Ориентация на повседневную моду в индустрии de luxe позволяет сегодня говорить о трендах, которые раньше были просто неприменимы к высокой механике. Например, модный цвет, модный материал циферблата, модная форма корпуса, наконец, модное усложнение. В результате даже сами механизмы из самоценных шедевров превращаются в порождение актуальной тенденции.

Новая концепция

Модная тема в часовом деле делает лишь первые шаги. Пока она еще не заиграла в полную силу, но тенденция активно развивается. И если культовые марки Haute Horlogerie все-таки пока основным своим продуктом считают классические модели, а усилия тратят на усложнение механизмов, то марки de luxe, которые появились в последние несколько лет, уже создавались как гармоничное сочетание механики и фэшн-стиля.

Наиболее яркие примеры: Van Der Bauwede и Carl F. Boucherer. В первой вообще невозможно провести четкую грань между мужскими и женскими коллекциями – и там, и там сложные механизмы собственных калибров фабрики VDB спрятаны под стильными яркими разноцветными корпусами, которые непременно выделяет какая-то модная деталь: змеиная расцветка (модель Snake), рисунок паутины на циферблате (модель Spider) или золотая решетка над стеклом в стиле офицерских часов периода Первой мировой войны (модель Quoterback).

Carl F. Boucherer же одновременно развивает и линию сложной механики Patravi и супер-модные люксовые модели Pathos Diva, покрытые рисунками из разноцветных бриллиантов, рубинов и сапфиров, которые идеально подойдут для закрытой вечеринки в ночном клубе.

Может, это и правильно? Ведь часы – это не только измеритель времени, но и артефакт, свидетели своей эпохи. И пусть наши потомки покупают на аукционах не просто раритетные механизмы, но и кусочек стиля и моды начала XXI века, а значит – кусочек истории.

Тьерри Натаф. Zenith
Провокация Haute Horlogerie

Четыре года назад, когда Zenith вошел в состав концерна LVMH, моей задачей было за короткий срок кардинально поменять имидж этой одной из старейших мануфактур. Я хотел сделать Zenith более ярким, гламурным и люксовым брэндом, чтобы каждая из его новинок становилась событием в мире luxe. Тем не менее, Zenith никогда не станет фэшн-брэндом, и по-прежнему будет оставаться одним из ведущих производителей сложных механизмов.

Доказательство тому – Grande Chronomaster XXT Tourbillon, первый хронограф с турбийоном Zenith, оснащенный самым скоростным балансом. Однако наши дамские коллекции в этом году абсолютно затмили нашу сложнейшую механику.

Zenith Grande Chronomaster XXT Tourbillon

Инициатором создания женских часов был я, поскольку раньше Zenith практически не производил дамских моделей, а мне это показалось несправедливостью. Кстати, вы наверняка заметили, что более ярким, изысканным и элегантным также стал и дизайн наших мужских моделей. Времена изменились, и для успеха уже недостаточно производить одну только сложную механику.

Впрочем, я не склонен противопоставлять механизмы дизайну. Поймите, не существует рынка Haute Horlogerie или рынка фэшн-часов, есть рынок товаров de luxe. И чтобы занять на нем достойную позицию, надо не просто следовать вековым традициям, но и отвечать современным реалиям, реагировать на изменение вкуса потребителей.

Я считаю, что часы, которые современный человек захочет купить – это соединение лучшего из традиций Haute Horlogerie и мира роскоши. Часы – вещь очень интимная, а потому они должны быть не просто качественными, но и чувственными. И здесь дизайн играет не последнюю роль.

Чтобы привлечь истинных ценителей Haute Horlogerie к моделям Zenith, мы совместили высокие технические стандарты марки с новым эстетическим подходом. И тут же о нас заговорили все. Разве это не доказательство того, что Haute Horlogerie только выигрывает, если часы представляют собой не только достижение конструкторской мысли, но еще и прекрасный гламурный и немного провокационный шедевр?

Вартан Сирмейкес, Franck Muller
Веселья, оптимизма и фриволия!

В этом году мы создали не свойственную нам очень яркую fashion-коллекцию Color Dreams. Это не означит, что отныне мы уходим от Haute Horlogerie в сторону Haute Couture. Просто, на наш взгляд, сегодня мир отчаянно нуждается в цвете. Color Dreams – это joie de vivre (радость жизни).

Она возвращает людям ощущение оптимизма и веселья, которого нам так не хватает в современной эпохе «после 11 сентября». Color Dreams напоминает о беззаботном времени, которое было еще совсем недавно – эйфория, пляжные вечеринки, смех, веселье, фривольные нравы.

Franck Muller Color Dreams

Хотя в последнее время обзоры часовых новинок по яркости и провокационности иногда напоминают модное дефиле, я не думаю, что он вытеснит механику на второй план. Во всяком случае, нашим клиентам механизм и дизайн интересен в равных долях. Franck Muller всегда отличался ярким узнаваемым дизайном, но немалая роль в успехе и формировании имиджа марки сыграли и наши уникальные сложнейшие механизмы.


Возможно, такой значительный крен Haute Horlogerie в сторону моды произошел потому, что все больше женщин и молодых людей покупают дорогие часы, а этих клиентов интересует больше эстетический аспект наших моделей. Но я не думаю, что мы когда-нибудь будем концентрироваться именно на создании модных моделей.

В конце концов, марка существует уже 15 лет, и, можно сказать, ее дизайн, казавшийся когда-то революционным, стал почти «классическим». Вы же не можете утверждать, что наша визитная карточка - знаменитая форма Cintree Curvex – это модная штучка. Она модна уже  15 лет. Мы не заинтересованы в создании моделей «на сезон». Все, что мы делаем, будет популярно еще долгое время. Дизайн Franck Muller – это актуально, а не модно.

Ален Зильберштейн. Alain Silberstein
Не умеешь - не берись

Меня, честно говоря, удивляют разговоры о том, что мол Haute Horlogerie все больше поворачивается к неожиданным цветовым решениям и необычности форм, как это происходит в мире Haute Couture. Ну создали некоторые несколько ярких и выделяющихся моделей, но ведь остальные представили все ту же грустную серо-желтую гамму и абсолютно шаблонный дизайн.

Хотя, может быть, мы говорим о разных вещах? Добавить к модели цветной ремешок или сделать циферблат, например, розовым – это еще не означает освоить язык цвета. Современные часовые дизайнеры совсем не умеют им пользоваться.

Они честно пытаются, но получается настолько беспомощно, что они тут же возвращаются к тому, что знают и умеют: золоту, классике, черно-белой гамме. И в этом отношении коллекции 2004 года, на мой взгляд, даже более скучные и блеклые, чем в прошлом году. Выставка BaselWorld этого года – триумф консерватизма.

Кто-то скажет, что модные тенденции чужды Haute Horlogerie априори, классические модели лучше продаются, а за золотой корпус, серебряный циферблат, вороненые стрелки и кожаный ремешок покупатель выложит деньги быстрее, чем за непонятный яркий дизайн. Я с этим категорически не согласен.

Часы – это цельная концептуальная вещь, в ней нельзя рассматривать дизайн отдельно от содержания. Если кто-то не умеет работать с цветом и формой, это еще не означает, что продвинутый дизайн никому не нужен. Цель моего творчества заключается не в том, чтобы побольше продать свои часов, а в том, чтобы раздвинуть рамки нашего восприятия часов.

Я против того однообразия. И я с ним борюсь. Именно поэтому я создал свою последнюю коллекцию Flying Tourbillon – это мой Манифест. Я использовал в скелетонах с турбийонами максимум цвета, потому что мы живем в цветном мире. Да и время наше цветное, а не черно-белое.


Бернард Ледерер. Blu – Source du Temps
Тренды нужны большим

В современном часовом мире громадная конкуренция, и все хотят так или иначе выделиться. Одни экспериментируют с новыми техниками и материалами, другие – с формой и цветом. Лично я с удовольствием наблюдаю за новинками модельеров Haute Couture, независимо от того, хочу я это носить или нет.

Blu Source du Temps

Мне нравится буйный полет фантазии, пусть даже порой их творения выглядят совершенно безумными и непрактичными. Это их хлеб – они не создают повседневную одежду, а формируют стиль. Примерно то же самое происходит сейчас и в Haute Horlogerie.

Есть несколько ведущих брэндов, которые создают лимитированные или даже уникальные модели для избранных. Эти модели дополняются базовыми коллекциями, которые формируют стиль марки и то, что вы называете «часовой модой».
Процессе фэшинизации Haute Horlogerie, свидетельствует о том, что у трендовых моделей появляется все больше поклонников.

Я бы объяснил это изменением всей экономической ситуации. Появились новые группы потребителей – это молодые люди и женщины. Они весьма успешны в профессиональной сфере, обладают большой покупательской активностью, а главное – совершенно независимы в своих предпочтениях. Они выбирают часы, ориентируясь на дизайн, а не на полутора вековую историю, что собственно и заставляет индустрию Haute Horlogerie меняться.

Я этот процесс почувствовали лично на себе. В прошлом году мы создали коллекцию Lady Blu, которая пользовалась неожиданно для меня огромным спросом. Так что этой весной, мы представили еще одно дамское направление – еще более яркое, оригинальное и изысканное. И все же я не назвал бы свои часы «модными» - я ориентируюсь не на тренды, а на конкретных клиентов и на свой художественный вкус.

То, что делаю я, раньше не делал никто, и поэтому blu находится вне модных тенденций, хотя бы потому что мы выпускаем не более 1 000 часов в год. А трендовые коллекции нужны в первую очередь крупным маркам. Они формируют имидж брэнда и, что немаловажно – дают старт дальнейшему развитию дизайнерских идей.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2004

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?