Флорентийская мозаика. Каменная вечность в циферблатах ЗЧЗ
ЗЧЗ выпускает новые модели часов с каменными циферблатами
Практически с самого начала своего появления часы, создаваемые мастерами как механизм для точного измерения времени, превратились в символ роскоши, доступный очень немногим. Особенно это коснулось наручных часов — ведь аксессуар, который всегда на виду, неизбежно становится показателем статуса и достатка владельца. Недаром говорят: покажи мне свои часы, и я скажу, кто ты.
Последние 100 лет среди предприятий по производству часов идет яростное соревнование идей, как и чем декорировать свои изделия. И, казалось бы, фантазии на эту тему давно уже исчерпаны. Но тут с новинкой выходит Златоустовский часовой завод, и, глядя на их очередные необычные часы, поневоле восклицаешь: «Как же красиво! И как вы до такого додумались?».
Кажется, что дизайнерским фантазиям златоустовских часовщиков нет предела: полностью покрытые замысловатой гравировкой корпуса, циферблаты из дамасской стали, из титанового дамаска, из метеоритов, откованные по японской технологии мокумэ-ганэ… Новая коллекция часов ЗЧЗ с говорящим названием «АРТ» пошла еще дальше, в ее циферблатах, выполненных по старинным технологиям златоустовской гравюры и живописной миниатюры, оживает эстетика русских народных сказаний и первозданная красота уральской природы.
И оказалось, что это еще не все. ЗЧЗ выпускает новые модели часов с каменными циферблатами, созданными по технологии флорентийской мозаики.
Мозаика из натурального камня – это один из древнейших видов изобразительного искусства. Особым образом отшлифованные пластины из полудрагоценных камней подбираются тончайшим образом, складываясь в неповторимые живописные полотна. Существует несколько видов мозаики, которые различаются по технике выполнения, и одна из них – флорентийская. Она появилась в 1580 году, когда во Флоренции, в мастерской, принадлежащей семье Медичи, создавались лучшие образцы мозаичных произведений того времени, которыми украшались дома знати и самые известные храмы. Художественный эффект флорентийской технологии основан на тщательном подборе оттенков цвета и фактуры камней с использованием их естественного рисунка.
Каменный циферблат новых часов из Златоуста состоит из десятков склеенных друг с другом тончайших каменных пластин миниатюрного размера, складывающихся в мозаичный рисунок. Причем мастер использует в своей работе в том числе и уральскую яшму – самоцвет удивительной красоты, но и особой прочности, из-за чего камнерезы-миниатюристы с этим материалом практически не работают – сложно, долго и… дорого. Яшма поддается только алмазному инструменту, ее твёрдость по шкале Мооса 6,5–7, у алмаза это значение равно 9. Зато у яшмы имеются все цвета (кроме синего), и в умелых руках этот камень способен блеснуть таким внутренним разнообразием, что можно только восхищаться естественной натуральной красоте самой природы.
Предварительно отполированные каменные пластинки собирают вручную, выкладывая звериный облик. Каменные элементы могут быть любой формы, но состыковываются вместе они так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно – и это высший пилотаж ручной работы. Поверхность часового циферблата постепенно превращается в миниатюрный каменный рисунок, когда естественные цветовые вариации полудрагоценных камней и линии их натуральной текстуры гармонично складываются в хищную тигриную морду или оскаленную медвежью пасть. При этом уральский мастер не стремится точно воссоздать в мозаичной миниатюре, к примеру, голову тигра, детали заменяя скорее образами. И такой метод работы во всем мире считается особенно ценным и по настоящему уникальным.
На создание одного циферблата уходит в среднем 60 часов. При этом мастер не только делает эскизы циферблатных рисунков и выкладывает по ним каменную мозаику, но и самостоятельно добывает яшму, находя в земле нужный камень, распиливая его на пластины и тщательно их шлифуя и полируя. И каждый созданный каменный рисунок уникален, ведь абсолютно одинаковых камней природа не создает.
Уральская идентичность – ещё одно важное конкурентное преимущество Златоустовского часового завода. Яшма для мозаичных «флорентийских» циферблатов добывается на юге Урала – в Башкирии, и каменных рудников, похожих на Сибайский, нет больше нигде в мире: столько цветовых оттенков здесь распускается на одном квадратном сантиметре яшмовой пластины.
Материалы корпуса, в который помещают «каменный циферблат», могут быть самыми разными: нержавеющая сталь, титан, цирконий, бронза. Желтый мозаичный тигр на циферблате просто идеально смотрится в обрамлении бронзового корпуса. А оскаленная пасть каменной акулы отлично подходит для титана. Неповторимость стопроцентная – так можно смело сказать про высокохудожественные изделия точной механики Златоустовского часового завода и их владельцев.
Флорентийская мозаика в циферблатах ЗЧЗ стала редким примером того, как древнее искусство может органично войти в современное часовое производство. Здесь соединились мастерство ремесленников, богатство уральских самоцветов и техническая точность. Эти часы — не просто инструмент для измерения времени, а художественное произведение, в котором вечность камня вступает в диалог с движением механизма.