Montblanc отреставрирует часы в Эрмитаже
Новая жизнь часов из дворца А.Д. Меншикова
27 июня 2015 года в Зале Совета состоялось представление нового совместного проекта Государственного Эрмитажа и компании Montblanc по реставрации напольных часов 80-ых годов XVIII в. с двумя органами из экспозиции дворца А.Д. Меншикова. Этот проект продолжает сотрудничество Montblanc и Эрмитажа, начатое в 2013 году. Первым проектом, реализованным в рамках данного соглашения, стала реставрация «Чесменской Чернильницы», которая вернулась в постоянную экспозицию Эрмитажа уже через год после старта проекта. В 2014 году сотрудничество продолжилось – в честь 250-летия Эрмитажа Дом Montblanc преподнес в дар музею необычный подарок – ярко-красный концертный рояль, созданный в мастерской Генри Стейнвея.
В 2015 году в ходе реставрации часов с двумя органами из экспозиции дворца А.Д. Меншикова планируется провести большое количество работ по восстановлению часов, включая восстановление изношенных, поврежденных и утраченных деталей, шлифовку цапф, установку бушонов, компьютерную расшифровку мелодии на музыкальном барабане и многие другие работы. Проект реставрации часов планируется завершить в 2016 году.
В верхней части эспоната в футляре из красного дерева с декором латунными накладками находятся часы и механический орган (автомат), в нижней части находится орган позитив. Верхний автоматический орган исполнял четырнадцать пьес, автором тринадцати из них был Гендель. Действующим в настоящее время является только орган-позитив, на валике механического органа частично утрачены штырьки, воспроизводящие мелодию. Часы с органами выполнены в Лондоне часовым мастером Уильямом Уинроу (William Winrove) и неизвестным органным мастером. Имя часового мастера и город изготовления указаны на циферблате часов. Кроме того, на нем имеется изображение солнца и вечный календарь. Механизм отсчитывает часы, минуты и секунды. Со временем был утрачен большой вращающийся шар над циферблатом, представлявший суточные фазы луны. По углам циферблат снабжен четырьмя малыми циферблатами, которые управляют механическим органом.
История появления часов с органами в Санкт-Петербурге начинается в 1745 г., когда английский мастер Уильям Уинроу привез созданный им оригинальный инструмент в Северную столицу. С 1746 г. органы Уинроу находились в Летнем дворце Елизаветы Петровны, куда поступили по ее распоряжению. В 1791 г. по распоряжению светлейшего князя Г.А.Потемкина часы-орган были приобретены для Императорского двора мастером И. Габраном. Император Павел I отдал дворец в ведение Конногвардейского полка, который превращает его в казармы. Часы-орган оказываются в Мальтийской капелле, построенной архитектором Д.Кваренги рядом с Воронцовским дворцом. В 1909 г. для Мальтийской капеллы был приобретен новый орган, в связи с чем часы-орган были выставлены на продажу и приобретены для Эрмитажа за 1000 рублей как «Часы Таврические с фисгармонией». Долгое время они находились на площадке второго этажа Театральной лестницы. После реставрации, проведенной в 1985-87 г. Ю.Н. Семеновым и В.А. Градовым в мастерских Государственного Эрмитажа, были отреставрированы корпусы обоих инструментов, восстановлена «короткая октава» и вновь зазвучал «большой орган». Часы с органами были установлены в 1987 г. в Большом зале дворца Меншикова, где в Петровское время часто устраивались праздники.