Эта музыка будет вечной. Girard-Perregaux
Лиза Епифанова
Чтобы в двух словах описать впечатления от новой премьеры Girard-Perregaux Minute Repeater Tri-Axis Tourbillon, лучше всего сравнить ее с фильмом «Травиата» в постановке великого Франко Дзефирелли.
Croce e delizia
Итак, представим классический сюжет из жизни девятнадцатого века. Хорошо известная музыка, которой полторы сотни лет. И при этом — навеки запечатленная на пленке фантастическая режиссерская трактовка, костюмы и декорации, получившие номинацию на «Оскар». И хотя фильм «Травиата» вышел в далеком уже 1983 году, он занимает почетное место в коллекциях всех истинных ценителей оперы, поскольку идеально дополняет звуковые ощущения визуальными.
Точно так же и премьера Girard-Perregaux. Да, пожалуй, тут не найдешь мировых рекордов или таких прорывных концептов, как тот же Constant Escapement. Современного знатока разве можно удивить минутным репетитором с трехосным турбийоном? Но достаточно взять эти часы в руки, завести, нажать на слайдер — и сразу становится понятно, что здесь мастера, инженеры и художники собрали из пяти сотен деталей настоящий классический шедевр. В нем традиционная механика столь гармонично дополнена современными технологиями и материалами, чтобы доставить владельцу этой изысканной механики некое новое удовольствие, неведомое предыдущим поколениям коллекционеров.
Калибр GP09560-0001 с ручным заводом диаметром 36,6 мм (16 ½ линий) спроектирован таким образом, чтобы плотно прилегать к титановому корпусу Minute Repeater Tri-Axial Tourbillon, не создавая препятствий для звуковой волны, а рельеф задней крышки вдохновлен строением резонатора настоящих щипковых музыкальных инструментов
Не только Эсмеральда
Последние три года Girard-Perregaux с размахом отмечала важные исторические юбилеи. В 2015 году 40-летие коллекции Laureato, в 2016-м — 225-летие самой мануфактуры, наконец, в прошлом году — 150-летие турбийона с тремя мостами.
В результате фокус коммуникации марки предсказуемо сменился в славное далекое прошлое, а главными героями стали реплики культовых исторических моделей, в том числе и наручное переиздание знаменитого турбийона La Esmeralda, завоевавшего в 1889 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Хотя не стоит так далеко углубляться в прошлое, чтобы по достоинству оценить мастерство мануфактуры. Современная история «посткварцевой» эры у Girard-Perregaux, пожалуй, интереснее и насыщеннее, чем у многих швейцарских мануфактур, даже на фоне безумного роста часовой промышленности в последние десятилетия. За точку ее отсчета можно принять 1991 год, когда появилась первая наручная версия того самого Tourbillon With Three Gold Bridges. Трудно отрицать, что в современном мире именно «трехмостовый турбийон» является эталоном статусной механики.
Девяностые годы прошли для Girard-Perregaux триумфально и завершились показательным этапом: в 1999 году Tourbillon With Three Gold Bridges впервые в истории обрел автоподзавод, марка сменила Базельскую выставку на женевский SIHH, где и состоялась премьера музыкальной модели с неслучайным названием Opera. Этот был наручный минутный репетир с Вестминстерским боем, то есть устройством, играющим для каждой четверти часа собственную мелодию, состоящую из четырех нот боя Биг-Бена (ми-до-ре-соль).
В 2001 году последовала Opera Two (минутный репетир с вечным календарем), а 2003 год стал самым богатым в истории музыкально-турбийонного развития мануфактуры: тогда были представлены Vintage 1945 Tourbillon Magistral, в котором все устройство репетира поместилось на одном мосте, и знаменитая Opera Three — уже, фактически, не карийон, а наручная музыкальная шкатулка, исполняющая на выбор «Маленькую ночную серенаду» Моцарта или Первый концерт Чайковского.
При воспоминании об оперной трилогии у многих коллекционеров до сих пор сжимается сердце. А между тем, в 2004 году конструкторы Girard-Perregaux приступили к реализации двух независимых проектов, которые были доведены до совершенства спустя десятилетие: созданию совершенно нового мануфактурного калибра репетира, обладавшего исключительно чистым и громким звучанием, и перемещению турбийона в сферическое пространство — от трех мостов к трем осям.
Tri-Axial Tourbillon
В вихре brindisi
Первый Tri-Axial Tourbillon, представленный Girard-Perregaux в 2014 году, стал одной из сенсаций Базельской выставки (куда марка на некоторое время переместилась из Женевы, войдя в состав группы Kering). В отличие от Constant Escapement выпуска 2013 года, здесь не было кремниевых инноваций. Традиционный спуск, работающий на частоте 21 600 пк/час, был помещен в классическую каретку турбийона, совершающую оборот против часовой стрелки за 60 секунд. Она, в свою очередь, была установлена в другой каретке — вращающейся с 30-секундным периодом на вертикальной оси. Наконец, вся структура помещена на платформу, закрепленную в платине и совершающую горизонтальный оборот по часовой стрелке за две минуты. Таким образом, положение спуска в пространстве определяется по трем показателям: двум плоскостям и разной скоростью вращения первой и третьей кареток.
Турбийон Girard-Perregaux не только компенсирует влияние гравитации в любой позиции механизма, но и делает это размашисто и быстро — это один из самых скоростных трехмерных турбийонов с самой широкой амплитудой вращения. Вся конструкция состоит из 140 деталей и весит 1,4 грамма. Хирургическая корректировка баланса в этом трехосном эквилибриуме осуществляется с помощью 16 золотых винтов. Диаметр всего модуля составляет 13,78 мм — естественно, что в самой первой версии Tri-Axial Tourbillon он стал самым зрелищным элементом часов, обозревать который можно было с трех сторон. В дополнением к куполу на циферблате и сапфировой задней крышке в боковине корпуса было прорезано специальное окно.
Через год после премьеры появилась новая версия Tri-Axial Tourbillon в корпусе из белого золота, а в 2017 году вся тема получила развитие в виде Planetarium Tri-Axial Tourbillon. Шаг достаточно логичный, потому что каждый конструктор трехмерного спуска не устоит перед искушением присовокупить к нему маленький глобус.
Тем временем эволюция звуковой механики мануфактуры тоже не стояла на месте. В том же 2015 году появился калибр GP09500-0002 — долгожданный минутный репетир нового поколения, состоящий из 406 деталей и обладающий исключительно чистым звучанием. Он дебютировал в модели Girard-Perregaux Minute Repeater Tourbillon with Gold Bridges — в легендарной конструкции турбийона с тремя мостами, но сразу продемонстрировал преимущества новой акустической системы.
Во-первых, все компоненты репетира были перенесены на сторону циферблата: таким образом повышалась зрелищность механизма, а также мощность звука, которую больше не скрадывала платина механизма. Единственный элемент, оставшийся со стороны задней крышки, — это регулятор репетира, который был заменен на центробежный гувернер. И так почти бесшумный, еще и спрятанный позади колесной передачи, он совсем не мешает бою гонгов. Кстати, сами гонги закреплены не на платине, а прямо на корпусе, что также усиливает резонанс звучания. Хотя в Minute Repeater Tourbillon with Gold Bridges корпус изготовлен из золота, его архитектура была идеально просчитана: внутренний диаметр точно подогнан к диаметру корпуса, чтобы звуковые волны не встречали преград. В премьере 2018 года Minute Repeater Tri-Axial Tourbillon вместо золота был выбран титан — самый востребованный материал в современной науке репетиров, поскольку он может обеспечить наилучшее сочетание максимального диаметра с минимальной плотностью корпуса.
Minute Repeater Tri-Axial Tourbillon
Mist erioso, altero
Новый материал — не единственное изменение. Целью создателей Minute Repeater Tri-Axial Tourbillon было максимально открыть работу механизма GP09560-0001, что потребовало кардинального изменения конструкции по сравнению с предыдущими трехосными турбийонами, включая планетарий.
В первую очередь вся схема была перевернута с оси Х на Y — турбийон сместился к отметке «6 часов», а заводной барабан оказался в верхней части корпуса. Таким образом можно увидеть, что основная колесная передача и механизм минутного репетира образуют «клубный сэндвич» в верхней части механизма. Получилось толстовато (высота калибра 17,32 мм) — зато освободилось достаточно пространства, чтобы расположить трехосный турбийон в полностью открытой нижней части корпуса, не прибегая на этот раз к дополнительному «пузырю» в сапфировом стекле.
Чтобы освободить пространство для лучшего обзора работы репетира, мастера Girard-Perregaux разделили циферблат на две части длинным мостом на уровне заводной головки. Его вытянутая форма и скошенные фаски напоминают стреловидные очертания мостов все той же La E smeralda.
В данном случае исторический компонент получил стильное черное PVD-напыление и выглядит очень современно. Таким образом он акцентированно разграничивает механические зоны, удерживая колесную передачу, приводящую в движение указатели часов со шкалой из сапфирового стекла в положении «9» и минут в положении «3 часа». Необычная, похожая на регулятор циферблатная разметка потребовала от инженеров переработки кинематики усложнения в связи с разведением часовой и минутной стрелок по двум независимым осям.
В результате получилась квинтэссенция классической часовой механики. Сочетающая исторические черты, но при этом использующая новые технологии ровно в той мере, чтобы добиться эффекта, недоступного мастерам столетней давности. Результат — эти часы станут примой любой коллекции, и общение с ними будет дарить радость. Как если еще раз посмотреть и послушать «Травиату». Если это и есть классика, то именно такая, которая переживет столетия.