Donze Cadrans Эмальерная кухня
Из трех основных производственных центров Ulysse Nardin, включающих историческую мануфактуру в Ле-Локле и современную фабрику в Ла-Шо-де-Фоне, а также собственное ателье эмальерных циферблатов Donze Cadrans, именно последняя остановка — самая скромная, но в то же время самая интересная.
Ателье было основано в 1972 году мастером-эмальером Франсисом Донзе, который до этого многие годы проработал на Zenith. В приемном зале можно увидеть некоторые исторические циферблаты, созданные Донзе, а также еще одно весьма востребованное в ХХ веке применение эмальерного мастерства — телефонные диски.
Ulysse Nardin Classico Manufacture 170th Anniversary Limited Edition, выпущенные к юбилею, оснащены мануфактурным калибром UN-320 и белым циферблатом Grand Feu
Во время кварцевого кризиса Donze Cadrans осталось независимым: ателье возглавили дочь и зять основателя, Франсин и Мишель Вермон. С возрождением элитной механики в 1980-е дела у фирмы пошли лучше, но не так хорошо, как ожидалось: далеко не многие бренды были готовы заказывать сложнейшие в изготовлении капризные эмальерные циферблаты ручной работы.Одним из постоянных заказчиков стал Ulysse Nardin, для которого на Donze Cadrans создавались миниатюры серии San Marco.
Наконец, в 2011 году супруги Вермон решили отойти от дел, и глава Ulysse Nardin Патрик Хоффман, не задумываясь, предложил купить их семейное предприятие. Потому что техники, которыми владеет Donze Cadrans, — это высший класс. Без преувеличения, это самая известная в Швейцарии фабрика, которая изготавливает циферблаты во всех трех стилях: выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль и горячая эмаль Grand Feu.
Уникальные умения ее мастеров позволили Donze Cadrans сохранить и эксклюзивный, почти независимый статус. Даже после вхождения самой Ulysse Nardin в группу Kering, почти половину выпускаемых циферблатов (1200-1500 в год) Donze Cadrans создает для сторонних заказчиков. Впрочем, только в коллекциях Ulysse Nardin можно увидеть все образцы мастерства ателье: champleve в ежегодно обновляемой «зодиакальной» серии Classico, cloisonne в «морской» серии, изображающей самые известные исторические парусники, и, наконец, идеально-белый циферблат Grand Feu в лимитированной юбилейной серии Marine Classico Manufacture с мануфактурным калибром UN-320.
Ulysse Nardin Classico Kruzenshtern с серти- фицированным калибром хронометра UN-815 укра- шен изображением барка «Крузенштерн» в технике перегородчатой эмали
Горячая эмаль — самая сложная и деликатная из всех техник, уверяет глава ателье Жан-Эрик Жан. Цифеблат должен быть тщательно подготовлен, правильно выгнут, чтобы избежать деформации при нагревании до 800оС, покрыт тончайшим ровным слоем эмали с обеих сторон. И все равно около 60-70% заготовок выбраковываются в процессе. Наверное, это самое расточительное ремесло в современном часовом искусстве.
Ulysse Nardin Classico Rooster в честь 2017 года Петуха с калибром хронометра UN-815 в золотом корпусе с циферблатом, украшенным выемчатой эмалью, лимит 88 экземпляров
В небольшом и ничем не примечательном домике Donze Cadrans, притулившимся на узкой улочке ползущего в гору Ле-Локля, можно провести многие часы. Хотя тут нет огромных залов с футуристическими машинами или рядов столешниц, где мастера ловко собирают микроскопические усложнения. Всего два этажа, несколько комнат, включая приемную, штат небольшой, оборудование — печки, гранитные раковины, паяльники и кисточки. Впрочем, чего еще ожидать от технологии горячей эмали, которая практически без изменений существует уже более 3500 лет?
Зато Donze Cadrans представляет уникальную возможность своими глазами увидеть, как буквально из ничего — из песка и масла — на свет рождаются сияющие эмалевые циферблаты. Самая парадная и самая важная часть часов, собственно, и заставляющая нас воскликнуть «какая красота!».