Глава Jaeger-LeCoultre Даниэль Ридо: Потенциал скромности
Лиза Епифанова
Когда в 2013 году Даниэль Ридо возглавил мануфактуру в Ле-Сентье, я спросила, планирует ли он выпустить модель Jaeger-LeCoultre, которую будут связывать с его именем? Господин Ридо тогда ответил, что чужд тщеславию. Сейчас можно увидеть, что планы были куда масштабнее: за это время Ридо превратил Rendez-Vous в одну из самых популярных дамских линий, перезапустил Reverso, начал проекты Hybris Artistica и Metier Rares, а также создал совершенно новую коллекцию Geophysic.
Перезапуск Reverso в 2016 году был отражен не только в новом дизайне и в новых механизмах, как это обычно принято, но и в появлении концепции Atelier Reverso — фактически, интерактивной платформы кастомизации часов. Как она работает и насколько в целом успешна?
О, идея очень успешна, ровно настолько, как мы ожидали. Конечно, число клиентов, пользующихся этой услугой, не выросло десятикратно, но мы сумели привлечь дополнительное внимание к Reverso. Да, эта линия — не бестселлер Jaeger-LeCoultre, бестселлер — это, конечно, Master, но она, безусловно, лицо марки, ее самый узнаваемый символ. И Atelier Reverso позволяет решить разные задачи коммуникации с клиентами. Например, совершенно иначе представить коллекцию в бутике. Раньше дамские и мужские Reverso были выставлены в разных витринах, чаще даже в разных углах бутика. Теперь благодаря Atelier Reverso мы можем демонстрировать, что это одна концепция, у которой может быть множество воплощений по желанию клиента.
Duometre Chronograph и Duometre Spherotourbillon
Вы говорите о возможности выбрать оформление часов в бутике. Но на презентации в Женеве в прошлом году было анонсировано, что это можно будет делать в любой точке мира, прямо на сайте Jaeger-LeCoultre или через приложение.
Да, это цель проекта и соответствующее приложение уже запущено. Есть огромная аудитория, которая хочет именно так приобретать новые часы — самостоятельно выбирать опции в режиме онлайн, а потом получать заказ в бутике. К сожалению, в часовом деле это не так быстро организовать.
А что мешает?
Во-первых, везде должен хорошо работать интернет (смеется). Во-вторых, должна быть идеально отлажена связь между заказом на сайте, производством и доставкой. Клиент Atelier Reverso и любых других подобных сервисов хочет быть уверен, что заберет свои часы в короткий срок, а не будет ждать месяцами.
Стенд Jaeger-LeCoultre на SIHH-2017 передавал архитектурную изысканность механики мануфактуры
Кажется, многое из того, что вы сделали, включая новые Reverso и Rendez-Vous, рассчитано, чтобы привлечь женскую аудиторию. Это дамам в первую очередь интересны все интерактивные штучки...
Конечно! И мы действительно проделали большую работу, чтобы стать универсальным брендом. Сейчас 45% клиентуры Jaeger-LeCoultre составляют женщины. А это весьма непросто, особенно в том, что касается механики. Нельзя просто взять мужские часы, скажем, с хронографом или турбийоном и уменьшить их до дамского размера. В той же Rendez-Vous самые популярные версии имеют собственные усложнения, у которых нет аналогов в мужских коллекциях. Это индикация времени суток или звонок напоминания, как в Sonatina. Даже указатель фазы Луны для дамских часов надо спроектировать особым образом, более панорамным и красочным, что тоже подразумевает разработку нового калибра.
Кстати, в Sonatina вы использовали для мелодии молоточки-требуше, заимствованные из минутного репетира Hybris Mechanica, который был представлен в 2014 году. Вы прекратили этот проект совсем, заменив его Hybris Artistica?
Нет, это параллельные разработки. Но вы представляете себе, что такое сложнейшие механизмы, такие как в Hybris Artistica или Hybris Mechanica? Здесь вопрос не только в том, чтобы придумать что-то новое и яркое, но и в том, чтобы это потом собрать в нужном количестве. Например, в серии Hybris Artistica Mysteriuse будет изготовлено всего восемь механизмов. И я могу сказать, что только четыре из них клиенты получат в виде готовых моделей до Рождества. А тот самый минутный репетир Hybris Mechanica 13, который вы упомянули, в первый год был полностью закончен всего один. Мы говорим не о бумажных сенсациях, а о реальных очень сложных часах. У нас в департаменте усложнений в Ле-Сентье работает 125 человек. И они все постоянно собирают и тестируют механизмы, причем не только Hybris, но и Reverso Gyrotourbillon, Duometre Spherotourbillon, вечные календари, репетиры… Поэтому новый Hybris Mechanica сейчас в работе. Но его премьера запланирована не раньше, чем через два года, потому что до этого ожидается еще много интересных событий.
Циферблат для Geophysic Tourbillon Universal Time был изготовлен в ателье Metiers Rases
Зато неожиданно для всех JaegerLeCoultre представила турбийон в серии Geophysic, да еще и в корпусе из платины. А ведь когда вы анонсировали, что лимитированная модель Tribute to Geophysic станет полноценной современной коллекцией, то называли ее, цитирую, «более доступной версией Master». План изменился?
В целом Geophysic более повседневная линия, чем Master, более… агрессивная, если можно так сказать. Это линия часов для путешествий, вот в чем их отличие и в дизайне, и в механике. А турбийон — скорее демонстрация возможностей мануфактуры. Например, циферблат с картой мира, изготовленный мастерами объединенного ателье Metier Rares. Я считаю, очень важно показать, что теперь мы можем использовать декоративные техники во всех коллекциях, а не только в сериях на заказ. Но для большинства клиентов основная премьера года в Geophysic — это новые модели со стальными сменными браслетами. Также мы планируем расширять ассортимент калибров в этой коллекции, появятся модели без True Second, более традиционные. Но я никогда не говорил, что цель Jaeger-LeCoultre в том, чтобы делать часы дешевле, проще, доступнее… Это не имеет смысла. Мы не в массовом сегменте.
Hybris Artistica Mysteriuse с калибром 941 изготовлен в дамской и мужской версиях
И все-таки создается впечатление, что Jaeger-LeCoultre вместо искушенных знатоков и коллекционеров все чаще апеллирует к массовому покупателю. Тем, кто не прочь носить механические часы, но хочет, чтобы все было просто и понятно…
Безусловно, покупательские предпочтения за последние годы сильно изменились. Особенно это заметно с началом кризиса. С одной стороны, люди стали выбирать вещи поскромнее. По крайней мере с виду, чтобы не кичиться богатством. Сейчас это не модно, особенно в Европе. С другой стороны, клиенты стали больше думать о будущем и приобретать часы с потенциалом. Я говорю не столько о прямой инвестиции, хотя многие задумываются и о перспективах перепродажи, сколько об инвестиции в имидж. Раньше покупали часы так: «смотрите все, у меня и это есть!» (смеется). Теперь клиенты, которые тратят на часы, скажем, от десяти тысяч долларов, рассуждают так: «это статусная вещь, которая будет демонстрировать мой статус еще долгие годы, даже если бизнес в реальности будет идти не очень». Хотя, конечно, это не общие правила. Везде по-разному. Например, в Латинской Америке по-прежнему выбирают часы напоказ. И это для меня загадка, потому что люди там покупают такие часы, в которых страшно выйти на улицу — украдут. И дамы там обожают украшения, но тоже их выносят из дома только под охраной. Тем не менее это самый динамичный рынок роскоши (смеется).
Rendez-Vous Night & Day в стальном корпусе с индикацией времени суток
Тренд скромности — одна из причин, почему многие часовые производители в этом году обратили внимание на желтое золото?
Да, и это тоже. В Европе желтое золото всегда было предпочтительнее для мужчин, чем розовое. Оно выглядит более строго, кроме того, с годами не тускнеет, потому что не содержит меди, склонной к окислению. Но мы в этом году представили одну модель в желтом золоте в женской коллекции Rendez-Vous. Пока что это эксперимент, но, мне кажется, что это перспективное направление. Например, потому что ювелирные украшения изготавливаются как раз из желтого золота и дамы могут выбрать часы, которые впишутся в общий ансамбль.