Выбираем спортивные часы
Часы и профессиональный спорт – вещи несовместимые, но представить их друг без друга сегодня совершенно невозможно
Часы и профессиональный спорт – вещи несовместимые, но представить их друг без друга сегодня совершенно невозможно
Прежде чем начать обзор спортивных часов, нужно определиться, а что собственно они представляют из себя. Есть подлинно спортивные часы – часы для обслуживания соревнований. Ни на одной руке эти часы, к сожалению, не поместятся. Согласитесь, крайне неудобно ходить с шахматными часами на запястье. Не всякий мужчина сможет поднять систему (со всеми плашками, которые крепятся к стенкам бассейнов, проводами и компьютером) для фиксации результатов пловцов, разработанную Omega.
Не менее громоздки фотофинишные аппараты Omega и Seiko, применяемые в легкой атлетике, лыжном и конькобежном спорте. А телеметрическая система, разработанная компанией TAG Heuer для гонок «Формулы-1», с трудом умещается в две фуры. Ведь она представляет собой целый комплекс хитроумный приборов. Одни фиксируют время, другие передают результаты на центральный компьютер, третьи обрабатывают и сравнивают результаты между собой, четвертые выдают информацию на дисплеи в штабах команд и телевизоров. Вот такие они подлинно спортивные часы.
Что касается наручных часов, то они и профессиональный спорт – вещи несовместимые. Ну разве придет в голову, скажем, посланнику Omega Александру Попову выйти на старт в своем Seamaster?
Да он отставание от мирового рекорда в рядовом заплыве на 0,05 секунды объясняет тем, что не успел эпилировать грудь, руки и ноги. Часы с браслетом приплюсуют к его результату минимум пару секунд. Но представить гордость отечественного плавания без эксклюзивного Seamaster на традиционном ежегодном балу Gala Sport в Монте-Карло невозможно.
Тоже самое можно сказать и о другом великом посланнике Omega – Шумахере и его Speedmaster. В принципе эти имена уже неразделимы, но только не во время Гран-при, когда вес болида Ferrari рассчитывается до нескольких десятков граммов и 100-граммовый именной золотой Speedmaster в расчеты инженеров-конструкторов не входит.
Почему же тогда производство наручных спортивных часов переживает бум? Тут дело в другом. В 1996 году на долю спорта в мировом объеме производства товаров и услуг приходилось всего 0,9 процента. В 2002-м эта доля выросла до 6 процентов. И дело отнюдь не в том, что с тех пор «найки» с «адидасами» стали делать больше кроссовок, костюмов, тренажеров, велосипедов и прочей экипировки. В современный спорт хлынули большие деньги большого бизнеса.
Крупнейшие спортивные клубы превратились в солидные акционерные общества, чьи ценные бумаги пользуются спросом на всех биржах мира. В сотни раз выросли доходы различных чемпионатов от рекламы, в тысячи раз – гонорары профессионалов. Причем не только за рубежом. Если раньше в раздевалке футболисты спорили о достоинствах и недостатках «девятки» и «99-й» модели «Жигулей», а также часов Casio и Citizen, то сейчас, возвращаясь из Европы на борту клубного самолета спартаковцы, армейцы и динамовцы сравнивают BMW X5 с Lexus RX330 и Rolex с Omega.
Когда 17-летний паренек-баскетболист из неблагополучной семьи из негритянского гетто получает первый чек от 120-миллионного контракта на 8 лет, первым делом он покупает два дома (себе и маме), 10 машин (две себе, и по одной маме и всем братьям-сестрам). Покупка №3 – это часы – дорогие броские в золотом или платиновом корпусе, инкрустированном алмазами.
Он не сможет выйти в них на площадку – это запрещено правилами. Цель в другом – дать понять окружающим, что перед ними уже не темная личность с преступным прошлым и будущим, а профессиональный спортсмен с шикарным контрактом, который заключают только с мастерами высочайшего класса.
Спортсмены-профессионалы - чуть ли не единственные концептуальные потребители брэндов, работающих в нише sport de luxe, - будь то производители спорткаров или сравнимых с ними по стоимости часов. Обыкновенные люди прекрасно понимают, что никогда не смогут плавать или водить машину со скоростью Попова или Шумахера, играть в баскетбол, как Шакил О’Нил, иметь светский успех, как Анна Курникова, и носить эксклюзивные Omega Speedmaster или, к примеру, Blancpain Le Brassus Joaillerie.
Но подспудно стремятся к этому и хотят быть на них похожими во всем. Быть спортивным модно. Во всем мире, и даже в России, наконец, поняли: лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным.
А спортивные часы, пусть даже среднего класса и ниже, - неотъемлемая часть имиджа человека, заботящегося о своем здоровье, а значит, в конечном счете, и о собственной работо- и кредитоспособности. Кстати, именно эту карту разыгрывает Swatch Group, сделав Шакила О’Нила посланником детско-юношеских часов Swatch.
Все это привело к значительному и повсеместному росту популярности и продаж спортивных часов. Спортивные коллекции, причем не одна, а несколько ныне есть в модельном ряду и ревнивых хранителей классических традиций Patek Philippe (Nautilus и Aquanaut) и Blancpain (Leman, Le Brassus, Trilogy), Jaeger-LeCoultre (Reverso и Master Memovox) и Breguet (Marine и Type XX). Сделали реверанс в сторону большого спорта и не привыкшие обращать внимание на моду и баловать своих адептов новыми моделями Rolex (Cosmograph Daytona, Yacht Master, Submariner) и Cartier (Santos, Pasha и Roadster).
В подчеркнуто спортивном стиле выполнены большая часть свежих коллекций ювелирных домов Harry Winston (Ocean и Excenter), Chopard (Mille Miglia, L.U.C, Happy Sport, Beach, Elton John), Bvlgary (Diagono, большая часть Rettangolo), Chaumet (серия W031 и Class One). И чтобы там не говорили о независимости творческой мысли дизайнеры уровня Северина Вундермана и Алена Зильберштейна, вы посмотрите на их часы – корумовские Admiral и хронографы Bubble, зильберштейновские Bolido, Rondo и Bauhaus… Это «часовой спорт» в чистом виде.
Похоже, почти полностью переориентировались на выпуск sport watches Breitling и Officine Panerai, TAG Heuer и IWC, Victorinox и Wenger, близки к этому шагу Ulysse Nardin и Tissot. Изначально спортивными волею своих основателей родились фирмы Technomarine и Hublot, Jean-Richard и Quinting, Sector и Festina, Fortis и Alpina, многочисленные производители авточасов, вроде Porshe Desing и Momo design, не говоря уже о брэндах, которым сам бог велел пропагандировать спорт – Adidas, Nike, Reebok, Camel Active и других.
Так что же такое современные спортивные наручные часы? Ответ «Ну это такие большие хронографы с ярким циферблатом и безелем с тахиметрической шкалой или дайверской разметкой» не объяснит практически ничего. Подобное описание без преувеличения подходит к 80 процентам продукции ведущих часовых компаний. С таким же успехом к этому определению можно добавить, мол, «внутри у них заводной барабан, колесная передача, узел баланс-спираль и камни».
Есть еще один способ договориться о том, что имеет право называться спортивными часами – это все, что не относится к сложной механике, двустрелочной классике, ювелирным и детским, хотя… Хотя что собственно не позволяет нам с полной уверенностью заявить: спортивные часы – любимый как производителями, так и покупателями продукт, классика конца XX – начала XXI веков. И это будет наиболее точное определение.
Harry Winston Project Z1
То, что король бриллиантов Harry Winston впервые выпустил часы в корпусе не из драгоценного металла, уже сенсация. Вторая сенсация – материал, из которого сделаны часы Harry Winston Project Z1. Это абсолютно новый сплав на основе циркония – залиум.
Его изобрел сам Рональд Уинстон. Их похожих чудовищно прочных сплавов делают сопла ракетных двигателей. После выточки пары таких корпусов, станок идет на списание, так как технология запрещает применять масляное охлаждение (из-за опасности взрыва). Смысл создания таких сплавов - поиск идеального универсального металла, который предохранит механизм от перепадов температур ( в идеале до 1000о), а также электрических, магнитных и радиационных полей.
IWC Aquatimer
Автоматический хронограф, корпус из титана, каучуковый ремешок, внутренний вращающийся безель – без всякого преувеличения, вечные часы.
Jaeger LeCoultre
Master Compressor Dualmatic
Фирменная система водонепроницаемости, индикатор второго часового пояса, автоподзавод, оригинальный механизм собственного производства – таковы стандарты создания спортивных часов у одного из самых рафинированных брэндов Haute Horlogerie.
Cartier Santos 100
Улучшенная реплика первых наручных часов, которые в 1904 году Луи Картье создал для своего друга – бразильского авиатора Сантуша Дюмона. Биколорный корпус вновь входит в моду.
Vacheron Constantin
Malte Chronographe Manuel
Vacheron Constantin представляет изысканный классический хронограф в корпусе из желтого или розового 18-каратного золота с задней крышкой из сапфирового стекла и посеребренным циферблатом. Модель оснащена механизмом калибра 1141 с ручным заводом.
На циферблате расположены секундный и 30-минутный счетчики, а по окружности разметки нанесена телеметрическая и тахометрическая шкалы (как на хронографе образца 1949 года), а часовая разметка в виде арабских цифр позаимствована у хронографа Vacheron Constantin образца 1954 года.
Breitling
Chronomat Evolution
Очередное усовершенствование самой одного из самых популярных брайтлинговских хронографов в биколорном корпусе, водонепроницаемость составляет 300 метров. Профессиональный инструмент для работы под водой оснащен знаменитым калибром Breitling 13, который справедливо считают самым лучшим автоматическим механизмом с хронографом.
Officine Panerai
Radiomir GMT Alarm
Легендарные часы в знаменитом подушкообразном водонепроницаемом корпусе обрели в этом году самые актуальные усложнения – индикатор второго часового пояса и будильник.
Audemars Piguet
Juan-Pablo Montoya Royal Oak Chronograph
Часы для одного из самых талантливых пилотов «Формулы-1» Хуана-Пабло Монтойя выпущены лимитированной серией в 1500 экземпляров (75 - в платине, 425 - в розовом золоте, 1000 - в титане).
Безупречный с дизайнерской и технической точки зрения продукт, очень мужские часы, в которых объединились революционные технологии F1 и Audemars Piguet: Корпус скрепляют 8-угольные винты, циферблат и безель выполнены из карбона, а ремешок прошит, как огнеупорные костюмы пилотов.
Bvlgari Diagono Professional GMT Fly-back
Ответственно подошла к созданию GMT-часов и Bulgari. Компания заказала оригинальный механизм на знаменитой фабрике, специализирующейся на производстве сверхсложных калибров, Dubois-Depraz. Зато хронограф способен показывать время сразу в трех часовых поясах.
Arnold & Son
Longitude II Arctic
Эти часы могут использовать как покорители Арктики, так и моряки, ходящие по Северному морскому пути. Стальной 44,5-миллиметровый корпус, автоматический механизм, сертификат COSC. Ярко-желтый (цвет арктических спасательных служб) циферблат со светящимися стреками и часовой разметкой, вращающаяся шкала для определения долготы, солнечный компас.
Если нажать на одну из боковых кнопок, корпус часов поднимется и вашему взору откроется тайный циферблат-индикатор уравнения времени – то есть реальной продолжительности суток. Часы на мощном морозоустойчивом каучуковом ремешке желтого цвета имеют водонепроницаемость 100м, на черном – 50 м.
TAG Heuer
SLR Chronograph
Прощаясь с королевскими гонками (TAG Heuer покидает F1 ради Indy Racing League), многолетний официальный хронометрист «Формулы» сделал царский подарок пилотам и поклонникам команды McLaren-Mercedes – хронограф-регулятор.
Он отличается как безупречным авангардным дизайном (интегрированная заводная головка, расположенные в одной плоскости с циферблатом кнопки хронографа, календарь на отметке «7.30»), так и богатым внутренним миром – творчески переработанным лучшим, самым скоростным (36 000 пк/час) и точным часовым механизмом El Primero от Zenith.
Girard-Perregaux
Laureato EVO3 Chronograph
Этот мощный (диаметр 44 мм, высота 15 мм) хронограф можно назвать идеальными универсальными часами для спорта. Компания причисляет их даже не к классу sport de luxe, а к новой категории sport haute horlogerie. Они оснащены 24-часовым индикатором, стрелочным календарем (у 12 часов). Секундный и 12-часовой счетчики хронографа расположены соответственно у 3 и 6 часов.
Очень интересно, что 60-минутным счетчиком служит главный циферблат часов, по которому бежит центральная минутная стрелка с красным треугольником на конце. Заводная головка, как и кнопки хронографа завинчиваются. Прозрачная задняя крышка привинчена к корпусу 6 винтами. Стальной интегрированный браслет дополняется каучуковым.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2003