Новинки & модели

Выбираем ювелирные часы: Мода, стиль, тенденция, вложение капитала

Стремительное превращение часов из прибора для измерения времени в украшение и имиджевую вещь заставляет взглянуть на ювелирные часы с совершенно иной точки зрения

Ювелирная поэма 2003: мороз и солнце
Стремительное превращение часов из прибора для измерения времени в украшение и имиджевую вещь заставляет взглянуть на ювелирные часы с совершенно иной точки зрения: за ними – будущее. И не только потому, что драгоценные часы покупают с целью вложения средств, теперь это – еще и авангард моды и стиля.

О ювелирных часах как самостоятельном направлении декоративного искусства заговорили лишь с возникновением “революционного” для общественного сознания стиля Арт-Деко, расцвет которого пришелся на конец 20-х - 30-е годы прошлого века. И безусловный пионер в деле соединения часового дела и ювелирного искусства - это великий Луи Картье, художник, дизайнер и владелец дома Cartier.

Когда-то часовщики и ювелиры украшали только карманные, каретные и каминные часы, поскольку те все время находились на виду, и было важно, чтобы они демонстрировали не только богатство владельцев, но и их тонкий изысканный вкус. Неожиданные формы, линии и сочетания техник превращали бытовой прибор в самостоятельное произведение искусства.

Поэтому когда Картье начал изготавливать ювелирные дамские часы в 1898 году, его просто не поняли, поскольку тогда в моде господствовали еще пышные длинные рукава, и приобретать такое украшение было просто глупо.

Кстати сказать, и настольные часы Арт-Деко не пользовались такой популярностью, как прочие предметы этого стиля (ткани, посуда или мебель).

Люди по-прежнему предпочитали иметь дело классическими функциональными часами. И если бы не нахлынувшее на Европу влияние Голливуда, заразившее массы тягой к роскоши и эксцентричности, возможно, ювелирные часы так и остались бы уделом любителей и коллекционеров.

Часы-оборотни
И тем не менее благодаря влиянию Арт-Деко союз часов и диадем произошел. И до возникновения самого популярного сегодня направления ювелирного искусства - ювелирных часов – оставлось совсем немного. Тут стоит оговориться: не каждые часы, в корпусе из драгоценных металлов, украшенном бриллиантами, можно назвать “ювелирными”. Настоящие ювелирные часы - это вещь-оборотень, если хотите, - трансформер.

Они в первую очередь воплощают в себе концепцию изысканного украшения, а уже потом - прибора определения времени. И хотя часы с бриллиантовой инкрустацией делают и для мужчин, с самого начала было понятно, что вся эта индустрия роскоши направлена на прекрасный пол. Дам куда сильнее привлекают вычурные формы и блеск камней, пусть иногда даже в ущерб часовой функциональности.

Великий французско-швейцарский мастер Леон Ато (Leon Hatot), также один из первых соединивший в своем творчестве элементы часового и ювелирного искусства, довольно долго не решался открыть собственное производство. Он предпочитал работать на заказ для ведущих часовых или ювелирных домов того времени: Blancpain, Breguet, Cartier, Van Cleef&Arpels, Boucheron. Именно он предвосхитил нынешнюю ситуацию, когда именитые часовые компании с удовольствием создают в рамках своих коллекций роскошные ювелирные модели.

“Чисто бриллиантовые” часы можно встретить в последних коллекциях таких известных марок как Vacheron Constantin (Lady Kalla), Patek Philippe (Twenty~4), Jager-leCoultre (Reverso Floral), Omega. При этом усилия мастеров в этом направлении, обычно, получают весьма высокую оценку как покупателей так и профессионалов, а ювелирная модель становится “визитной карточкой” дома: как например, получившая в прошлом году Grand Prix d’Horlogerie de Geneve (Женевского часового Гран-при) Lady Kalla от Vacheron Constantin с 135 бриллиантами весом 30 каратов или знаменитые LadyBird от Blancpain с рубиновыми сердечками на циферблате.

Vacheron Constantin Lady Kalla

И в то же время каждый уважающий себя ювелирный дом непременно дополняет свои дизайнерские открытия в области “чистого искусства” - колье, браслеты и кольца, созвучными им моделями часов. Помимо уже известных титанов ювелирно-часовой индустрии Cartier, Tiffani&Co, Chaumet, Chopard, Bvrgary и Van Cleef&Arples недавно наладили выпуск часов такие знаменитые дома как Harry Winston, de Grisogono, Corloff, а концерн Swatch Group возродил к жизни легендарный брэнд Leon Hatot, выпускающий ювелирные часы и украшения по сохранившимся чертежам самого Ато.

О последней тенденции не без грусти говорил владелец итальянской ювелирной компании Antonini Джулио Антонини на открытии своего бутика в Москве: “Все спрашивают меня, собираюсь ли я выпускать часы под своей маркой. Конечно, собираюсь - поскольку это самая прибыльная отрасль производства. Ювелирные часы всегда раскупаются лучше всего остального, а комплект продается быстрее, если он дополнен часами. Хотя мне делать часы менее интересно - ведь там фантазия и выбор формы ограничен”.

А вот знаменитый ювелир дома de Grisogono, покоритель черного алмаза Фаваз Груози так не считает. Ему, признался он мне, часы интересны и как прибор и как украшение. Три года тому назад он попробовал сделать часы из интереса. И был очень удивлен, что они понравились людям и неплохо работали.

Так родились ювелирные часы знаменитой серии Instrumento - No Uno и No Duo, дополненные специально разработанными сетами драгоценных украшений серии Ball («Бал»). Секрет триумфа «инструментов» de Grisigono в том, что Груози знает - основной фактор успеха ювелирных часов кроется не только в стильности дизайна и количестве вкрапленных в корпус каменных каратов, но и в функциональности.

Да, часы женщинам так или иначе нужны, и для выхода в свет она предпочтет скорее бриллиантовую отделку, чем обычный дизайн. Но ведь при этом часы больше притягивают внимание окружающих, чем серьги или просто браслет, что дает гордой владелице лишний повод блеснуть в прямом и переносном смысле. А если у часов при этом еще и безупречный механизм…

В отличие от традиционного часового дела, где аредовы веки властвуют мужчины, при изготовлении ювелирных часов часто оказывается в выигрыше именно женская фантазия и знание вкусов своего пола.

Так один из популярнейших ювелирных домов Chopard успешно возглавляют две женщины: Карин Шёфеле (Karin Scheufele) и Каролиной Груози-Шёфеле (Caroline Gruosi-Scheufele). Супруга Фаваза Груози Каролин и занимается разработкой дизайна. А креативным директором швейцарского дома Delaneau, изготавливающего эксклюзивные партии ювелирных часов с 1880 года, также является представительница прекрасного пола - Кристина Тевеназ (Cristina Thevenaz). Так что в мире ювелирных часов, как и в мире haute-couture выбор стилей, и дизайнерских концепций необыкновенно разнообразен, хоть и подчиняется определенным правилам. 

Итак, давайте поближе познакомимся с тем, что из себя представляют женские ювелирные часы сегодня, и на какие тенденции и конкретные модели стоит обратить внимание.


Форма, дизайн и функции
Поскольку производство ювелирных часов давно превратилось в отдельную отрасль, существует ряд принципиальных отличий драгоценных часов от обычных. Например, главное правило, негласно принятое среди дизайнеров ювелирных моделей: чем меньше часы - тем они ценнее. Так крохотный кварцевый механизм, помещенный в похожий на кулончик корпус с парой бриллиантов в два карата (речь о модели First от Van Cleef&Arples) стоит больше, чем иной механизм с турбийоном ручной сборки.

Однако, в этом сезоне наступило хоть небольшое, но все же отступление от “минимализма” - циферблат ювелирных часов стал, если не крупным, то, во всяком случае читаемым. Кстати, этой тенденции придерживаются как часовые, так и ювелирные брэнды: Patek Philippe, Chaumet, Chopard, Harry Winston. Вторая тенденция - постепенная “механизация” часового ряда - коснулась женских моделей. Та же Lady Kalla от Vacheron Constantin - не просто бриллиантовое украшение, но и сложный механизм с ручным заводом, установленный на платине из 18-каратного белого золота. 

Patek Philippe Rendezvous

По-прежнему наиболее привлекательными для производителей ювелирных часов остаются прямые линии и рубленные формы. Квадратные, прямоугольные и даже многогранные корпуса представляет в своих коллекциях практически каждый ювелирный дом. Соответственно, арабская часовая разметка уступает место римской.

Это можно проследить на примере и Twenty~4, и коллекции Atlas Numeric от Tiffany&Co. Прямоугольный корпус последних часов выполнен из скромного белого золота, но четкие римские цифры, выгравированные прямо на безеле, бросаются в глаза сразу же. Дополняют эти часы выполненные в том же стиле колье, кольцо и серьги также украшенные гравировкой из римских цифр.

Тем не менее, традиционно придерживается округлых форм, а точнее, своих излюбленных овалов Cartier. Практически все модели его последней коллекции отличают выпуклые или наклонные поверхности. Даже в относительно “угловатой” модели Himalia впечатление от прямоугольного циферблата скрашивается благодаря двум вытянутым овалам на боках корпуса.

Настаивает на овальной форме и известный дамский угодник Рональд Бартэлей (Ronald Barthelay), уверенный, что он воплощает в своих творениях “все, что хочет женщина”. Модели его последней флагманской коллекции В08 отличает не только оригинальное сочетание бриллиантов двух цветов в инкрустации безеля, но и наличие на достаточно внушительном циферблате трех счетчиков хронографа!

Впрочем, минимализм не собирается сдавать свои позиции без боя, напомнив о себе с помощью модели Apsara от Harry Winston: квадратный циферблат без разметки, рубленные часовая и минутная стрелки. И опять же весьма популярно покрытие бриллиантами не только корпуса и браслета, но и циферблата часов.

Цвет и материалы
Как и ведущие модельеры, ювелирные дизайнеры в сезоне весна-лето 2003 мечтают одеть всех окружающих в белое. Во всяком случае, что-то белое в ансамбле должно быть обязательно: хотя бы гольфики a la Лолита, раз уж разгуливать в кипенно-белом балахоне по городу вам не очень хочется. Но если сами кутюрье настойчиво рекомендуют на фоне ослепительной белизны носить яркие аксессуары (кроваво-красного или синего цвета), то ювелиры имеют свой взгляд на использование “снежной” темы.

Именно снежной, - потому что основной тенденцией ювелирных украшений этим летом станет идея “отражения солнца на снегу”. Если вы приглядывались в февральский солнечный день в лесу к сугробам или деревьям, то, наверняка, обнаруживали, что пейзаж вокруг вас далеко не такой однозначно черно-белый, каким по идее должен быть. Солнце, отражаясь от застывших сугробов расцвечивает снег практически всеми цветами спектра, правда, в слегка приглушенном варианте: розовый, голубой, сиреневый, салатовый, желтый... И все это великолепие сопровождается сверканием снежинок. Именно такую картину нам предлагают изобразить в своих ювелирных творениях мастера известных марок.

Поскольку снег станет главной темой этого лета (пусть это и заставит вас на мгновение зябко вздрогнуть), дизайнеры практически отказались от использования желтого и розового золота и сосредоточили внимание на белом золоте и платине. Это относится прежде всего к Chaumet, Antonini, Tiffany&Co и Breguet. Кстати, тот же прозорливый Swatch Group, первый заметивший, что часы с бриллиантами продаются лучше, ввел в моду и еще одно сочетание: драгоценные камни и нержавеющая сталь.

Именно в такой технике выполнены некоторые модели сверхпопулярной серии Dolce Vita. Идея оказалась настолько удачной, что ее подхватили Patek Philippe, а вслед за ним и Chaumet (модель Class One). Недовольство выразил опять же консервативный Cartier, сказавший, что, по его мнению, “драгоценные камни заслуживают только драгоценных металлов”. Но, тем не менее, новшество прижилось, а уж что выбрать в этом сезоне - сталь или платину, решать вам.

Основным драгоценным камнем по-прежнему остается алмаз, но повышенное внимание дизайнеры советуют уделить и сапфиру. Именно этот камень своим ровным синим цветом лучше всего выражает идею “морозного сияния”, а кроме того отбрасываемый им отсвет (особенно в окружении бриллиантов) может создавать самые разнообразные оттенки – от светло-голубого до ярко-желтого. Не менее популярны в этом году покрытия из бриллиантовой крошки, напоминающей россыпь снежинок.

И, конечно же, не обошли дизайнеры своим вниманием пастельно-розовую эмаль и перламутр для украшения циферблата (La Strada от Chopard, Nouvelle Joaillerie от Corum). В общем, все что вам нужно летним солнечным днем в окружении зимнего сияния своих украшений - блистать!

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2003

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?