Baselworld-2014. Особое мнение
Эксперт журнала "Мои часы" Михаил Гончаров побывал на выставке в Базеле и составил свое представление о главном событии часовой индустрии, существенно отличающееся от обычных "программных" журнальных обзоров.
Эксперт журнала "Мои часы" Михаил Гончаров побывал на выставке в Базеле и составил свое представление о главном событии часовой индустрии, существенно отличающееся от обычных "программных" журнальных обзоров.
Если долгое время погружаться в какой-то предмет, то через определенное время всегда требуется чего-то большего. Так человек устроен. Если речь про часы, то уже недостаточно заученного краткого конспекта девушек в бутиках, чтения пресс-релизов с холодными рендерными фото и разговоров с людьми, которые ТАМ были и с КЕМ-ТО общались. Просто недостаточно. Появляется необходимость самому съездить туда, где все происходит. Ежегодно, грандиозно, глобально и безоговорочно шикарно.
В Базель.
Сам по себе город колоссально устойчив в своей дремучей древности, декоративности, спокойствии и исторической незыблемости - некий столп в центре неторопливой Европы. Как можно подвергать сомнению смысл жизни местного населения вот в таких жилых домах?
В этом историческом году в нашей многострадальной отчизне были перебиты ханские сборщики подати в крупных русских городах, а Александр Невский отправился в Орду с просьбой отменить рекрутский сбор. У швейцарцев же все отлично - позавчера, сегодня и послезавтра. И тем большим контрастом ложится ежегодный тайфун новых индустриальных изысков и технологических идей сотен часовых брендов, собирающихся на эти несколько дней, для того, чтобы показать все лучшее и совершенное на сегодня и завтра в этом удивительном мире не сильно нужных вещей.
Итак, первые впечатления о самой выставке. На мой взгляд, система организации сильно отличается от обычных, известных мне, и московских в частности. Во-первых, отсутствием выставочной демократии. Понятное дело, что лучшие места и большие площади предоставляются локомотивам часопрома. Мы встречаемся с ними еще на улице. Просто так, на проезжей части.
Ну и, в подкрепление, у холла 1.0
Есть очень интересный транспорт - но мы все ближе и ближе к действу.
Зал 1.0 с ходу обрушивается на посетителей трехэтажными шикарными павильонами с обилием ослепительных девушек на стендах: бренды LVMH- Bvlgary, TAG Heuer, Zenith,... тут же Rolex, Patek Philippe, Chopard... дружной командой выступает Swatch Group... но, все-таки Global Brands - это очень сильная планка. Не совсем привычно было встретить среди громких имен Bell&Ross, Carl F.Bucherer и Reimond Well, но я подумал, ладно, известные марки, дела, наверное, неплохо идут.
Кстати, зайдя с противоположного главному вход в первый павильон, попадаешь в на стенды американской группы Movado. Говорят, раньше они гнездились вместе со остальными в зале 1.0. И хорошо, что их отселили через дорогу - все-таки различие между швейцарским и американским менталитетом в плане часового искусства огромно.
Второй этаж глобальных брендов, задумываемый видимо, как "люксовый фэшн", замешанный на добротном высоком часовом искусстве, получился на практике ассорти от ослепительных De Grisogono. Hermes, Jacob&Co, до демократичных Claud Bernard, Louis Erard и Victorinox... А увидев обитателей третьего этажа все того же первого зала - Skagen, Cover, Rotary, я крепко задумался над логикой названия зала Global Brand. Впрочем, надо признать, например, Casio - глобальный бренд, да. И, может, по объему продаж и мировой дистрибьюторской сети его можно было бы поместить и на первый этаж?
Идем дальше. Зал 2.0. Международные бренды. Кого мы видим там? Paul Picot, August Reymond, Cuervo&Sobrinos, Armand Nicolet (на фоне, разумеется прочей географии) - их уже что? Выгнали из Швейцарии? А, чтобы прорваться через ювелиров на третий этаж до Franc Vila и Devon надо иметь стойкость и характер полярного исследователя.
Но оказалось, что плутать по этажам второго павильона - это еще не все приключение. По-настоящему интересные, сложные и смелые часовые проекты, рассчитанные на тех, кто реально интересуется часовым искусством, найти еще труднее. Как будто человек приезжает не на выставку, а на соревнования по спортивному ориентированию.
Все знатоки сразу советуют - надо идти в "Палас". Хотя этот вовсе непохожий на дворец шатер находится в стороне от главных павильонов и на официальном плане выставки размещен в подкатегории "международные бренды", именно там выставляются большинство тех марок (за редким исключением брендов из Франции, Германии и россиянина Константина Чайкина), которые и подогревают сегодня интерес к швейцарскому часовому искусству. Не мейстрим, а с самая настоящая элита.
А ведь есть еще экспозиция независимых брендов в отеле Ramada на 3-м и 30-м этажах, которую каждому уважающему себя специалисту необходимо посетить. И что? На официальном плане выставки на сайте их просто нет.
Но больше всего меня потряс стенд академии AHCI. Всегда, во все времена в прессе к ним было внимание, следили за новинками, очень непросто и далеко не все попадали в кандидаты и члены этой академии. Ко всем именам мы всегда относились с крайним уважением. То, что я увидел на Базеле, меня повергло, мягко говоря, в недоумение. Сейчас академиков 33. Кто-то не приехал вообще. Таких немало. Кто-то выставляется и на собственных стендах большего или меньшего размера. Но от общего стенда AHCI я ожидал большего, чем несколько аскетичных витрин и пары стульев.
Это же не уличный театр, а уважаемые мастера, создающие часы, которые стоят, прямо скажем, немало. Как можно представлять вещи, претендующие на звание произведений часовой искусства, объекты инвестиций и коллекционирования, в такой обстановке, практически на коленке. Кто-то из академиков вообще не участвовал даже в этой общей экспозиции, а прохаживался тут же, при желании доставая заготовки новых часов буквально из кармана. А другие участники наоборот - поставили витрину, но самих создателей часов - и след простыл. Ушли по более важным делам. На фоне давящей роскоши "глобального зала", возникает много вопросов. И не только к организаторам выставки, для которых экспозиция AHCI должна быть вопросом престижа, но и к самим академикам. А все ли ладно в датском королевстве?
Не хочу останавливаться на обсуждении достижений того или иного бренда. Про это можно писать долго и очень долго. Одно могу сказать - выставка на самом деле просто потрясающая. Во многих отношениях. Возможно, рядовым любителям часов будет не просто сориентироваться во всей структуре и что-то обязательно будет упущено, возможно, на кого-то будет оказано слишком сильное давление авторитетов, блеска и мощи - но сама атмосфера мира часов удивительна и неповторима. Я не описываю также встречи вне выставки, которые проходят буквально на единой волне, там собираются профессионалы, знающие наизусть все и вся по теме. Такую массу позитива редко можно получить в обыденной жизни или вне своей среды повседневного обитания. В итоге воспринимаешь организацию экспозиции как должное и уже не обращаешь внимания на какие-то не совсем понятные вещи. Раз так положено - значит пусть так и будет. Просто надо погрузиться в этот Базель - не только в празднично-выставочный, который выдерживают далеко не все, даже искушенные профессионалы, но и в сам город - и тогда мысль, терзающая пытливые умы "почему swiss made?" возможно станет несколько ближе к истине.
Где еще можно встретить убеленных сединами почтенных граждан, самозабвенно гоняющих построенные своими руками радиоуправляемые модели пароходиков в парковом озере?
А мотоцикл в центре часового магазина
Вот так они и живут, эти швейцарские часовщики. Они очень спокойные люди, бережно расходующие свои эмоции, без выпячивания напоказ. Но..... то, что само собой принадлежит им- это не обсуждается. Поэтому можно встретить вот такие свадебные кортежи, спокойно прогуливающихся с собаками горожан, коих там бесчисленное количество.
Перед уже самым отъездом в аэропорт я встретил даму, которой откровенно позавидовал ибо так живо интересоваться часами в ее почтенном возрасте - это дорогого стоит.
Все-таки Швейцария не просто так стала меккой часового мира и ничего не предвещает смену меридианов, в ближайшее столетие как минимум. Будем надеяться, что финансовые инструменты давления не превратят отрасль в несколько глобальных групп, разделивших рынок по сферам влияния. Будем надеяться.
Мой совет приверженцам того или иного бренда - просто посетите Baselworld и зайдите на стенд своих любимцев. Вы поймете, почему вы готовы платить деньги за эти вроде бы ненужные в хозяйстве вещи. Каждые швейцарские часы - от самых простенько-пластмассовых до космических стоят столько, сколько им назначена цена. Каждая цифра выстрадана и достигнута огромным трудом. Трудом отдельного коллектива. Трудом всей отрасли. Трудом людей, оформивших всю выставку шикарными живыми цветами, чудесным образом превратившими бизнес в праздник. Пожалуй вот все, что хотелось рассказать об общей атмосфере выставки. И на последок про часы.
Моя пятерка фаворитов выставки:
1
2
3
4
5
Более подробно непосредственно о часовых премьерах Baselworld читайте в продолжении публикаций.