Деньги на бочку
Корпус «бочка» соединяет в себе черты двух самых популярных форм наручных часов — «естественного» круга и «индустриального» прямоугольника. Он также объединяет и преимущества обеих конструкций.
Корпус «бочка» соединяет в себе черты двух самых популярных форм наручных часов — «естественного» круга и «индустриального» прямоугольника. Он также объединяет и преимущества обеих конструкций. Благодаря параллельным граням часы лучше сидят на запястье, тогда как выгнутые стороны позволяют разместить внутри классический круглый калибр. Но все это не означает, что у бочкообразных корпусов больше всего поклонников. Даже наоборот — на сотни примеров успешной круглой и прямоугольной классики едва наберется несколько действительно популярных «бочек».
Считается, что своим появлением корпус часов в форме бочки (французское название tonneau, английское barrel-shape case) обязан стилю ар-деко. В целом верно, но не совсем: художники декоративного искусства обожали ромбы и пирамиды, которые активно использовали в дизайне, прежде всего, карманных часов.
Классические часы-бочки, как они существовали на заре наручной механики — это очевидно те же прямоугольные «танки» луи Картье, только со слегка выпуклыми гранями для повышения эргономики. Эти часы действительно больше всего по форме напоминают бочку, чем и оправдывают свое название.
Послевоенные эксперименты с дизайном и фрезеровочными станками — прежде всего, многогранные конструкции джеральда дженты и всевозможные корпуса-телеэкраны — привели к тому, что классическая бочка была признана устаревшей и окончательно забыта. TV-Screen одержал полную победу, когда оказалось, что эта форма также идеально подходит для электронного цифрового дисплея. Даже когда началось возрождение традиционной часовой механики, на первое время брендам вполне хватало круга и прямоугольника.
Фактически о бочке не вспоминали до 1991 года, когда Франк Мюллер представил свой знаменитый корпус Cintree Curveux. Мюллер говорил, что решал задачу размещения большого числа усложнений в механизме и на циферблате, сохранив при этом строгие размеры и небольшую высоту корпуса — для чего использовал традиционную длинную бочку 20-х годов, максимально искривив в ней все округлости.
Сегодня корпус tonneau переживает второе рождение — а по сути, скорее первое, потому что никогда раньше он не был так популярен. Современные технологии позволяют создавать формы, не доступные прежде производителям. Доказательство: несколько оригинальных бочек, ставших бестселлерами буквально в последние годы, в том числе и в массовом сегменте.
Charles-Auguste Paillard Curved Tonneau Classic
Шарль-Огюст Пеллар — знаменитый часовой мастер XIX века из швейцарского Сен-Круа (где он и основал собственную часовую мастерскую), изобретатель антимагнитной спирали из сплава на основе палладия, создатель часов, получавших награды на выставках от Женевы до Чикаго.
Названная его именем компания и сегодня располагается в Сен-Круа, представляя коллекции классических механических часов высокого качества по весьма демократичной цене.
Среди многочисленных линий марки представлены два варианта «бочек»: точная реплика дизайна 20-х годов Classic Tonneau и более изысканная Curved Tonneau Classic, в которой сложный изгиб боковой линии корпуса подчеркнут ретроградным полукругом индикатора запаса хода на циферблате.
Ref.: 200.104.11.36S
Корпус: 36x48 мм, сталь, сапфировое стекло, черный гильошированный циферблат с накладными римскими индексами, ремешок из кожи аллигатора, WR 30 метров
Механизм: автоматический ETA PR 2897, запас хода 42 часа, индикатор запаса хода у «7 часов»
Макс. суточный ход: 15,0 сек/сутки
Мин. амплитуда баланса: 209o
Изохронная/позиционная погрешность: 21,0/16,0 сек/сутки
Цена: 63 480 руб.
Где купить: бутик Concept by Time Code, пл. Киевского вокзала, д. 2 (ТРЦ «Европейский», галерея Pret–a-Porter)
Longines Evidenza
После успеха La Grande Classique потому что художникам Longines удалось и Dolce Vita, охарактеризовавших стиль Longines в конце ХХ века, коллекция evidenza, несомненно, стала первым «лицом» марки в третьем тысячелетии. Представленная в 2003 году на выставке в Базеле, модель произвела настоящий фурор среди как специалистов, так и простых покупателей.
Во-первых, потому что представляла респектабельную и в то же время доступную механическую классику. Во-вторых, соединить все лучшие «бочки» в истории марки: от похожей на фишку «скрэббла» модели 1925 года до золотых часов Хэмфри Богарта, в которых он снимался в фильме «Касабланка».
Ну и конечно прибавить много современных дизайнерских находок, например, сразу же ставшие культовыми нарисованные курсивом синие арабские цифры на циферблате цвета яичной скорлупы.
Ref.: L2.643.4.73.9
Корпус: 35х40 мм, сталь, сапфировое стекло, задняя крышка с гравировкой, гильошированный циферблат, ремешок из кожи аллигатора, классическая застежка, WR 30 метров
Механизм: автоматический хронограф ЕТА 2894, частота работы баланса 28 800 пк/час, запас хода 46 часов, центральный секундомер, 30-минутный и 12-часовой счетчики
Макс. суточный ход: 16,0 сек/сутки
Мин. амплитуда баланса: 228o
Изохронная/позиционная погрешность: 6,0/12,0 сек/сутки
Цена: 100 700 руб.
Где купить: салон Hour Passion, ул. Тверская, д. 9
Louis Erard 1931
Ален Спинеди, нынешний владелец и идейный вдохновитель независимой часовой компании Louis erard, в 2006 году в рамках празднования 75-летнего юбилея компании, придумал лимитированную серию «1931», выполненную в лучших традициях «строгого конструктивизма», когда остальные марки еще и не интересовались подобным направлением, называя «классикой» исключительно римскую разметку.
Коллекция оказалась настолько популярной, что о лимите и юбилейной теме скоро забыли, а Спинеди начал извлекать на свет очередные гениальные находки 30-х.
Например, корпус прямоугольной бочки, который позволил разместить лунный модуль Dubois Depraz 9000 не в виде маленьких окошечек (как у большинства производителей), а роскошным панорамным скелетоном.
Ref.: 95211 AA12
Корпус: 51х34 мм, сталь, сапфировое стекло, сапфировое окно на задней крышке, ремешок из натуральной кожи с имитацией крокодила, браслетная застежка, WR 50 метров
Механизм: автоматический ЕТА 2824 с модулем полного календаря DD 9000 (дата, день, месяц и фаза Луны), частота работы баланса 28 800 пк/час, запас хода 40 часов
Макс. суточный ход: 13,0 сек/сутки
Мин. амплитуда баланса: 227o
Изохронная/позиционная погрешность: 4,0/4,0 сек/сутки
Цена: 125 550 руб.
Где купить: салон «Тайм Авеню», пл. Киевского Вокзала, д. 2 (ТРЦ «Европейский»)
Наши эксперты:
Михаил Гончаров, коллекционер
Charles-Auguste Paillard Curved Tonneau Classic
С каждым годом растет число экспериментов с некруглыми корпусами. Посмотрите на часы Кларе, Скотта девона, Баумгартнера — среди престижных дорогих часов все реже встретишь классическую форму. На этом фоне растет и популярность «бюджетных» бочек. Например, Charles-Auguste Paillard продемонстрировал очень хорошее решение с минимальным, но приятным усложнением — индикатором запаса хода. Красный сектор не громоздкий, привлекает внимание, но не вредит общей эстетике часов. Сам корпус красивой формы, универсального размера, сапфировое стекло отлично прилегает, что в сочетании с хорошим калибром, гильошированным циферблатом и кожаным ремешком на застежке-клипсе превращает часы в отличный повседневный аксессуар.
ОЦЕНКА: 8 баллов
Longines Evidenza
Существует профессиональное мнение, что идея корпуса-бочки как раз в том и заключается, чтобы как можно плотнее заполнить циферблат различными индикаторами. Это придумал Франк Мюллер, а он, в свою очередь, позаимствовал идею у Longines — главного «специалиста по бочкам» в ХХ веке. Но, как ни странно, именно у линии evidenza самыми удачными, на мой взгляд, оказались наиболее строгие и минималистичные модели. Лучшая evidenza — это трехстрелочник. Тогда как хронограф в стиле ар-деко мне кажется очень неуместным. Впрочем, цена для такого калибра неплохая.
ОЦЕНКА: 7 баллов
Louis Erard 1931
Модель с этим же калибром и комплектацией уже раньше появлялась у Louis erard, причем в той же коллекции «1931», только в круглом корпусе. Идея понятна: благодаря увеличенной «бочке» удалось превратить счетчики-окна в красивый скелетон с «лунником», но... а надо ли было это делать? Во-первых, такая многоуровневая технически-продвинутая компоновка сказалась на читаемости циферблата. Диски месяца и дня недели мешают четко видеть стрелки. Лунный календарь вообще теряется как украшение. А во-вторых, с усложнением дизайна не могла не вырасти и цена часов.
ОЦЕНКА: 7 баллов
Дмитрий Гуржий, основатель и креативный директор марки Gourji
Charles-Auguste Paillard Curved Tonneau Classic
Для часового дизайнера бочка — это всегда вызов. Форма корпуса предоставляет большой простор для экспериментирования: вот тут можно сделать угол острее, вот тут чуть сплющить, вот здесь поддержать пространство счетчиком... Но и ошибки острее видны, чем в симметричных круглых часах, потому что угол зрения искажается, и все «несуразности» бочек тут же вылезают на первый план. В Curved Tonneau Classic все просчитано очень правильно, даже жалко, что дизайнеры не захотели как-то оживить дизайн, но при этом разметка, на мой взгляд, смотрится тяжеловато.
ОЦЕНКА: 6 баллов
Longines Evidenza
Меня восхищает, как при таком мощном производстве Longines уделяет так много внимания качеству проработки деталей. Существует мнение, что поскольку гильоширование циферблата — процесс сегодня максимально автоматизированный, то и брака тут практически не бывает, а между тем, очень часто можно увидеть нечеткие полосы, «съехавшие» цифры, несовпадение рисунка. Циферблат у этого хронографа evidenza достаточно сложный, трехуровневый, при этом решен всего двумя цветами, белым и синим, но как четко все выполнено. Не удивительно, что за десять лет коллекция стала символом часов-бочек.
ОЦЕНКА: 9 баллов
Louis Erard 1931
Главный плюс этих часов — когда они надеты на руку, их заметит каждый. Весьма внушительная длина, при этом скромный поперечник позволяют носить модель обладателям хрупких запястий, любящим покрасоваться. Тут же сразу обращают на себя внимание многоуровневые счетчики, открытый механизм, в общем, если смотреть на часы с расстояния в пару метров, то они производят впечатление. Еще я бы отметил удобные кнопки управления календарем. Но при близком общении, часы кажутся слишком перегруженными, пропадает логотип марки.
ОЦЕНКА: 7 баллов
Андрей Бабанин, часовой мастер, реставратор, директор сервисного центра «Точный ход»
Charles-Auguste Paillard Curved Tonneau Classic
За вполне приемлемую цену создатели этой модели сумели подать хороший механический калибр в наиболее выгодной интерпретации. Достаточно интересный рельефный дизайн циферблата с крупными римскими цифрами защищает качественное сапфировое стекло с антибликовым покрытием. В результате показания считываются буквально краем глаза, хотя сами стрелки блестят. На очень выгодном месте расположено полезное усложнение — индикатор запаса хода. Ничего лишнего. Чуть доработать корпус, качество застежки, сделать более удобной заводную головку — и часы получили бы высший балл.
ОЦЕНКА: 8 баллов
Longines Evidenza
У меня нет претензий к Longines evidenza: хорошо известный механизм, качественный корпус, прекрасная считываемость стрелок, удобные кнопки хронографа и заводная головка, долговечный ремешок с надежной застежкой. С технической точки зрения недостатки не выявлены.
ОЦЕНКА: 10 баллов
Louis Erard 1931
Ясно, что тут в основе лежит очень хорошая и оригинальная идея, и многое сделано, чтобы превратить часы в престижную сложную механику представительского класса, но все же не до конца доработано. Например, кнопки задуманы интересно, и в них встроены пружинки, но все равно выглядят аляповато. Интересный корпус, но из-за слишком прямых скосов выглядит толще. Застежка могла бы быть и посолиднее. Престижный сложный модуль Dubois Depraz, но баланс не из глюцидура. Зато очень высокое качество проработки корпуса: полировка даже в труднодоступных местах, стекло закреплено на прокладке, самая высокая водозащита в данном тесте.
ОЦЕНКА: 6 баллов
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2013