Пристойное обнажение
Глоссарий Фонда высокого часового искусства FHH дает следующее определение скелетону: «часы с прозрачным стеклом и задней крышкой, механизм которых лишен платины и мостов с целью открыть колесную передачу».
Глоссарий Фонда высокого часового искусства FHH дает следующее определение скелетону: «часы с прозрачным стеклом и задней крышкой, механизм которых лишен платины и мостов с целью открыть колесную передачу». Причем цель у такой модификации механизма всего одна — эстетическая. То есть в данном случае речь идет не о сравнении усложнений или других практических характеристик, ведь каждый из участников теста ставил перед собой единственную, но весьма сложную задачу: сделать красивые и роскошные часы, демонстрирующие самые сильные стороны классической механики.
Популярность скелетонов в современном часовом деле вполне объяснима, хотя и несколько парадоксальна. Ясное дело, что часовой механизм сам по себе появился первым, и еще до того как мастера научились помещать его в надежный эргономичный корпус, им было как-то сподручнее украшать резьбой и гравировкой сами мосты и платины. Часовое стекло, закрывающее циферблат, появилось только в XVIII веке, тогда же мастера научились делать компактные и надежные корпуса для карманных часов, но еще долгое время именно механизм оставался главным действующим лицом, требующим украшения и тщательной отделки, любоваться на которую пристало, открыв заднюю крышку карманного хронометра. Появление конвейеров и массового часового производства ужесточили требования к надежности и герметичности корпуса и в то же время свели на нет необходимость в эстетической отделке механизма: то есть, фактически, часовые производители, стремясь сделать наручные часы удобными и совершенными, собственными руками похоронили идею скелетонизированных механизмов. И возвращение последних на пик популярности часовой отрасли было обставлено как нарочитый, даже в чем-то самодовольный анахронизм: мол, что может лучше продемонстрировать, что перед нами настоящая механика, а не кварц, как не показанные во всей красе золотые колеса в окружении рубинов. Более того, часовые мастера и компании, специализирующиеся на скелетонах, временами просто упиваются тем, что работают по технологиям столетней давности. Что им для начала необходимо вручную разобрать базовый механизм. Затем аккуратно срезать все лишнее с мостов и платины, произвести так называемое ажурирование, чтобы обеспечить максимальную зрелищность механизму, в результате чего он может потерять до 70% первоначальной массы. Получившие детали полируются, гравируются, покрываются тонким слоем драгоценного металла и вновь соединяются изящными креплениями с рубинами и воронеными винтами. Требуется настоящее мастерство, чтобы при сборке сохранить надежность колесной передачи. И, конечно же, рисунок механизма должен гармонировать с остатками циферблата (если таковые имеются), часовой разметкой и рантом корпуса. Еще приходится учитывать такую проблему, что многие скелетоны эффектно смотрятся в витрине на черной подложке, но теряют привлекательность, будучи надетыми на руку. Так что тезис о том, что создание скелетонов — в первую очередь искусство, верен, и относиться к этим часовым экземплярам надо соответственно. Например, при всех достоинствах кому-то они могут просто категорически не нравиться.
Charles-Auguste Paillard Scelleton Watch Art 1 Automatic
ШарльОгюст Пелар, часовой мастер из швейцарского СенКруа в 1877 году изобрел антимагнитную и неокисляемую спираль баланса, создан ную из сплава палладия. И сегодня ком пания CharlesAuguste Paillard, оставаясь независимой, продолжает традиции сво его основателя.
Конечно, палладиевый баланс самого Пелара уже не использует ся, фабрика приобретает надежные кали бры ЕТА. Однако обработка, гравировка и финальная сборка осуществляются масте рами CharlesAuguste Paillard. Во флагман ской коллекции Scelleton компания смог ла обойти главную «проблему» скелетонов — ручной завод механизма, снабдив авто матический калибр скелетонизированным сектором с клеймом марки.
Также обраща ет на себя внимание необычное положение баланса на отметке «5 часов». Ремонтуар заводной головки, соединенный с заводным барабаном, со стороны циферблата ориги нально закрыт пластинкой с гравированным логотипом марки.
Ref: 302.106.11.15S
Корпус: 42 мм из полированной стали, гравировка «имперскими колоннами», сапфировое стекло и задняя крышка, WR 50 метров
Механизм: автоматический ETA 2824-2, частота работы баланса 28 800 пк/час, родированные мосты с гравировкой, вороненые винты, запас хода 42 часа
Макс. суточный ход*: 22,0 сек/сутки
Мин. амплитуда баланса*: 199о
Изохронная/позиционная погрешность*: 9,0/8,0 сек/сутки
Цена: 72 900 руб.
Где купить: салон «Часовой Клуб», Тишинская пл., д. 1 (ТЦ «Тишинка»)
Андрей Бабанин: «Надо отметить высокую водозащиту и качественное исполнение корпуса, ремешка, застежки, обработку платины и мостов при достаточно демократичной цене».
Maurice Lacroix Masterpiece Skeleton
Несколько лет назад мануфактура Maurice Lacroix решительно взяла курс на стиль, который можно назвать техноклассикой, то есть сочетанием традиционных часовых усложнений с современным индустриальным дизайном.
Соответственно, новые модели в линии Masterpiece Skeleton, показанные на страницах всех специализированных журналов и часовых каталогов, выглядели так, как и полагается современной модной механике, то есть не сразу понятно — то ли перед вами часы, то ли двигатель гоночного болида. Между тем, классические роскошные модели линии Skeleton никуда не исчезли и по-прежнему пользуются огромной популярностью у поклонников марки.
Вневременную ценность аксессуару придает тонкая ручная работа и солидный золотой корпус. В скелетоне Maurice Lacroix открыто обозрению буквально все: и баланс с анкерным спуском, и колесная передача, и ремонтуар, и даже заводная пружина. Скелетон в интерпретации Maurice Lacroix позволяет увидеть, как все действительно устроено в часах.
Ref: MP7048-YG101-000
Корпус: из золота, 43 мм, сапфировое стекло с антибликовым покрытием с двух сторон корпуса, логотип выгравирован на стекле, WR 30 метров
Механизм: с ручным заводом ML 16, на базе Unitas 6497, частота работы баланса 18 000 пк/час, запас хода 46 часов
Макс. суточный ход*: 14,0 сек/сутки
Мин. амплитуда баланса*: 233о
Изохронная/позиционная погрешность*: 8,0/6,0 сек/сутки
Цена: 580 000 руб.
Где купить: Conquest Time, ул. Новослободская, д. 4 (ТЦ «Дружба»)
Дмитрий Гуржий: «Это по-настоящему роскошные часы с дизайном, намекающим на позапрошлый век, и шикарной панорамой работы механизма».
Oris Artelier Skeleton
Несмотря на то что для многих Oris ассоциируется прежде всего со спортивными моделями, у компании есть незыблемая репутация надежного производителя традиционной механики, который вот уже более ста лет на своей исторической фабрике в Гольштейне модифицирует и собирает механизмы собственных калибров.
Было бы странно, если бы при таких возможностях ателье Oris мастера не воспользовались бы этим и не добавили в коллекцию классических часов Artelier скелетон собственного дизайна и изготовления. Конечно, он сохранил присущую всем моделям Oris практичность: например, сочетание скелетонизированного центра циферблата, обнажающего практически весь механизм калибра Oris 723, с четкой индексной разметкой, расположенной по внешнему кругу у ранта.
Также узнается надежный трехкомпонентный корпус с довольно нетипичным для скелетонов стальным браслетом и, конечно же, фирменный красный инерционный сектор Oris, который, надо сказать, совсем не мешает зрелищности скелетона.
Ref: 734 7591 4051
Корпус: из стали, 40 мм, сапфировое стекло и задняя крышка, индексы и стрелки с люминесцентным покрытием, стальной браслет, WR 30 метров
Механизм: автоматический Oris 734, на базе SW 200, запас хода 38 часов, частота работы баланса 28 800 пк/час
Макс. суточный ход*: 21,0 сек/сутки
Мин. амплитуда баланса*: 211о
Изохронная/позиционная погрешность*: 9,0/14,0 сек/сутки
Цена: 92 850 руб.
Где купить: «ЛеЛокль», ул. Маршала Бирюзова, д. 32 (ТЦ «5 авеню)
Михаил Гончаров: «Удачное решение — сохранить элемент циферблата, совместив таким образом скелетон с достаточно удобной разметкой для повседневного использования».
Наши эксперты:
Михаил Гончаров, коллекционер
Charles-Auguste Paillard Scelleton Watch Art 1 Automatic
Я сам не слишком люблю и понимаю идею скелетонов, поэтому не буду пытаться оценить, насколько все эти часы могут быть привлекательны, чтобы их приобретать, носить или дарить. Есть более объективный критерий: сколько труда было вложено в конкретную модель. Например, здесь мы видим, что над базовым калибром была проведена действительно большая творческая работа, и это достойно восхищения. Правда, часы в итоге получились довольно тяжелыми и массивными, что не очень согласуется с идеей скелетона, и накладные элементы на циферблате также не слишком гармонируют с открытым механизмом.
ОЦЕНКА: 7 баллов
Maurice Lacroix Masterpiece Skeleton
Это настоящий классический скелетон с безупречно «расчищенным» механизмом, все лишнее убрано, оставлены только ключевые мосты и передачи, которые поданы очень красиво. Для любителей чистой конструкции часового механизма — 10 баллов за работу. Но в этом кроются и минусы, потому что модель получилась действительно для узкого круга ценителей. К тому же здесь выбран достаточно простой статичный механизм, и подвижных элементов, за которыми интересно наблюдать, в нем не так много.
ОЦЕНКА: 7 баллов
Oris Artelier Skeleton
Очень удачное решение в данном случае — сохранить элемент циферблата, совместив таким образом скелетон с достаточно удобной разметкой для повседневного использования. Я, правда, не понял, зачем вообще понадобилось делать браслетную версию этой модели, потому что скелетон тогда приобретает лишнюю спортивность. К тому же однотонный корпус, браслет, стальные детали механизма визуально сливаются, нет четкого акцента. Можно было бы, например, сделать более яркими метки и стрелки.
ОЦЕНКА: 8 баллов
Дмитрий Гуржий, основатель и креативный директор марки Gourji
Charles-Auguste Paillard Scelleton Watch Art 1 Automatic
Я понимаю, что эти часы могут далеко не всем нравиться, слишком уж они неоднозначные. Но особенно хотелось бы выделить то, что в них есть своя идея. Красивый и увлекательный, я бы даже сказал, завлекающий дизайн скелетона очень удачный. Сразу обращаешь внимание на прекрасные решения в компоновке мелких деталей, например, синие винты, которые образуют свой рисунок как бы над скелетоном. Это на самом деле авторский дизайн, который не спутают с иными моделями и брендами. И, между прочим, этот дизайн прекрасно скрывает тот факт, что сам механизм скелетона обработан без особых изысков. Мне кажется, что здесь мы имеем адекватное соотношение цены, продуманного дизайна и качества механизма.
ОЦЕНКА: 8 баллов
Maurice Lacroix Masterpiece Skeleton
Это по-настоящему роскошные часы со слегка вычурным дизайном, намекающим на позапрошлый век, и шикарной панорамой работы механизма. Хотя такая прозрачность, на мой взгляд, ближе к эксгибиционизму. Ну и конечно, экстаз вызывает цена. Думаю, главное преимущество такого тщательно проработанного скелетона должно быть первую очередь в том, что он выглядит намного дороже, чем стоит на самом деле, а не наоборот.
ОЦЕНКА: 5 баллов
Oris Artelier Skeleton
Здесь весьма сбалансированный с эстетической точки зрения скелетон, «картинка» циферблата получается очень гармоничной, продуманное сочетание стальных и позолоченных элементов. К самой художественной обработке механизма претензий нет, даже хорошо, что дизайнеры не стали увлекаться прикладной отделкой, что не соответствует имиджу марки. Несколько смущает оформление скелетона: корпус, обвеска, браслет, стрелки — это обычный узнаваемый Oris, который лучше выглядит в традиционном варианте. Скелетоны не являются специализацией бренда, и если уж они решили выпустить такую модель, могли бы сделать ее более оригинальной и обоснованной.
ОЦЕНКА: 3 балла
Андрей Бабанин, часовой мастер, реставратор, директор сервисного центра «Точный ход»
Charles-Auguste Paillard Scelleton Watch Art 1 Automatic
Здесь в первую очередь надо отметить самую высокую водозащиту в данном тесте, да и в целом качественное исполнение корпуса, ремешка, застежки, обработку платины и мостов при достаточно демократичной цене. При этом баланс не глюцидуровый, а гравировка мостов во многом более технологичная, чем художественная. Также вызывает сомнения декор циферблата, поскольку на нем довольно много отвлекающих деталей, например, накладных винтов, которые перетягивают на себя внимание, затрудняя считывание. Было бы лучше, если бы создатели сделали акцент на самом скелетоне.
ОЦЕНКА: 4 балла
Maurice Lacroix Masterpiece Skeleton
Безусловно, среди представленных моделей тут самая качественная и красивая ажуровка и обработка калибра, это классический сложный скелетон. Также очень качественные стрелки, вороненые винты и доработанный баланс с винтами, качественная пряжка из золота. К сожалению, определить время на часах откровенно сложно, фаски мостов имеют следы технологической обработки, тогда как при заявленной цене могли бы быть и полированными, то же самое касается и полированных деталей — качество полировки чисто технологическое.
ОЦЕНКА: 8 баллов
Oris Artelier Skeleton
Среди представленных скелетонов это самые «читабельные» часы, причем наличие разметки не влияет на степень открытости механизма. Правда, стальные стрелки немного теряются на фоне стальных колес и стального корпуса, их можно было бы выделить более ярко, из-за этого всего общий вид циферблата кажется немного недоработанным. Хотя тут весьма качественные детали, стрелки, винты, обработка поверхностей на высоком уровне. Баланс не глюцидуровый.
ОЦЕНКА: 7 баллов
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2011