Новинки & модели

Patek Philippe. Репетиры

Пожалуй, не существует в высоком часовом искусстве более дорогого, престижного и одновременно с этим более бесполезного, особенно в наше время, усложнения, чем репетир.

Пожалуй, не существует в высоком часовом искусстве более дорогого, престижного и одновременно с этим более бесполезного, особенно в наше время, усложнения, чем репетир.

Репетиры были изобретены в Англии во второй половине XVII века. Именно Англия являлась в то время законодательницей мод в часовом деле. В 1687 году английский монарх Яков II выдал королевский патент на изобретение четвертного репетира часовщику Дэниэлю Куэру. Чуть позже тот же Куэр придумал получетвертной репетир. В 1710 году англичанин Сэмюэль Ватсон создал пятиминутный репетир. Наконец, в 1750 году еще один англичанин, Томас Мадж, сделал первый минутный репетир. Такова официальная история, хотя на часовые аукционы попадали минутные репетиры, созданные еще в 1710-х годах в Германии.

 

Ref. 5013P с ретроградной датой (платина)


В часовой литературе принято считать, что репетиры сохраняли свою практическую значимость вплоть до конца XIX века, когда появление электричества сделало возможным не только слышать, но и видеть время ночью. Этот тезис давно воспринимается всеми как аксиома. Действительно, легко можно представить, как возвращающийся, скажем, в середине XVIII века поздно ночью домой состоятельный лондонец (в XVIII веке репетиры изготовлялись, в основном, для английского рынка), чтобы узнать точное время, просто нажимает в кармане на скобу репетира, и послушный механизм тотчас сообщает ему часы, четверти, а после 1750 года еще и минуты. Загвоздка в том, что уже в то время для этого достаточно было достать часы и просто посмотреть на циферблат. Даже ночью.

 

Ref. 5104P с вечным календарем (платина)


В самой известной «Биографии Лондона» Питера Акройда говорится, что уже в начале XVIII века «местные и приезжие наблюдатели отмечали яркость английской столицы» и восхищались городом, где «год от года вечерние улицы становились все светлее». В 1736 году в Лондоне был учрежден отдельный «фонарный налог», позволивший городским властям значительно улучшить освещение улиц. Согласно специальному регламенту лондонский район Сити к середине XVIII века получал 4000 часов освещения в год, т.е. освещался в среднем почти 11 часов в сутки. Конечно, так освещались далеко не все районы Лондона, но владельцы часов с репетиром никогда не жили в темных трущобных кварталах. В начале XIX века начался новый этап освещения городских улиц Лондона — на смену фонарям, где горело масло, пришел гораздо более яркий газ, которым стали освещать не только улицы, но и дома лондонцев. Последние масляные фонари в Лондоне были заменены газовыми еще в 1846 году. К этому надо добавить очень яркое освещение крупных лондонских магазинов, которые часто работали и в ночное время.

 

Ref. 5002R Sky Moon Tourbillon

Универсальные гонги
Это отступление от основной темы потребовалось, чтобы серьезно усомниться в устоявшемся мифе об изначальной функциональной пользе часов с репетиром. Такой, например, какую мы имеем в виду, говоря о будильниках, хронографах, календарях либо о часах с мировым временем. В случае с репетиром все обстояло несколько иначе. Часовые мастера создали очень интересное и технически сложное приспособление, позволяющее не только видеть, но и слышать время. Практическая же польза от этого изобретения с самого начала была невелика. Гораздо правильнее было бы считать, что в конце XVII века было создано самое дорогое и престижное часовое усложнение, которое уже в ту пору было призвано подчеркнуть высокий социальный статус или большие финансовые возможности своего обладателя.
Часы с репетиром всегда были штучным товаром и изготавливались, как правило, под заказ. Основной сложностью при их создании было и остается извлечение достаточно громкого и в то же время мелодичного звука, отбивающего разные временные интервалы. Принципиально эта задача была решена в 1783 году гениальным часовым мастером Авраамом-Луи Бреге, заменившем в ударном механизме английские колокольчики на скрученные гонги. Это решило не только про блему чистоты звука, но и уменьшило размеры самих часов с репетиром. С тех пор принципиально в этом механизме мало что изменилось.

 

Ref. 5207Р с турбийоном и вечным календарем (платина)


В течение первых 50 лет своего существования Patek Philippe не входил в число лидеров в изготовлении карманных часов с функциями репетира. В производственных планах компании этому усложнению уделялось гораздо меньше внимания, чем, скажем, календарям или хронографам. Хотя первый карманный репетир компания выпустила всего через 5 лет после своего создания, в 1844 году, и производила их в течение всего XIX столетия, в том числе и для российского рынка. Как и другие мануфактуры того времени, Patek Philippe изготавливала часы с репетиром только по специальным заказам клиентов либо своих дилеров. А клиенты, желавшие заполучить карманные часы с такой функцией, чаще обращались в другие компании, считавшиеся в то время более известными в этой области.
Ситуация стала понемногу меняться в последнее десятилетие XIX века, что было связано в основном с усилиями американских дилеров женевской мануфактуры, и прежде всего главного американского партнера Patek Philippe — компании Tiffany. Бурное промышленное развитие Североамериканских Соединенных Штатов в последней четверти XIX столетия привело к появлению в Америке большого числа очень состоятельных людей, способных легко тратить значительные суммы на разного рода вещи и аксессуары, которые должны были подчеркивать финансовый успех. К таким предметам, безусловно, относились карманные часы с репетиром. Если простые часы Patek Philippe стоили в конце XIX века в районе 200 франков, то наличие репетира увеличивало их цену как минимум в десять раз. Эту тенденцию вовремя подметили в Tiffany и начали заказывать у женевской мануфактуры все больше карманных часов с репетирами. Правда, объемы этих заказов не надо преувеличивать — речь могла идти всего о 5–10 экземплярах в год. И, тем не менее, это был прорыв.

 

Ref. 5078Р с автоподзаводом (платина)


Самым известным «чистым» карманным репетиром Patek Philippe того периода стали часы, изготовленные в 1909 году для испанского гранда, герцога Ригла. Минутный репетир этих часов был снабжен большим и малым боем с пятью гонгами. Ударный механизм репетира отбивал автоматически или по запросу часы и четверти боем курантов Вестминстерского собора. Часы герцога Ригла имеют интересную историю. Они на несколько десятилетий выпадали из поля зрения специалистов, и об их судьбе не было ничего известно до середины 1970-х годов, пока тогдашние владельцы не принесли их в мастерские женевской мануфактуры в крайне плачевном состоянии, вызванном несколькими неудачными попытками отремонтировать часы. Состояние репетира было настолько плохим, что даже в Patek Philippe не сразу взялись за реставрацию. На нее в буквальном смысле отважился один из лучших часовщиков компании того времени Макс Берни. Четыре года у него ушло на приведение часов в порядок, и сегодня они хранятся в музее Patek Philippe.

 

Ref. 5208Р с вечным календарем и хронографом (платина)

Американская дуэль
На рубеже прошлого и позапрошлого веков наметилась еще одна тенденция, которой предстояло стать определяющей в дальнейшем творчестве женевской мануфактуры. Речь идет о создании часовых механизмов с несколькими усложнениями. Когда основатели компании, господа Патек и Филипп, говорили, что они производят одни из лучших часов в мире, имелись в виду, прежде всего, точность хода и качество отделки. По этим параметрам соревновались тогда многие ведущие часовые компании. С конца XIX века часовщики все чаще стали поражать своих клиентов уникальными экземплярами карманных механиз мов с целыми наборами суперусложнений. Не редко в качестве завершающего штриха такие часы снабжались функцией репетира.
Patek Philippe не сразу вышел в лидеры в этом своеобразном «соревновании», уступая поначалу пальму первенства по сложным «накруткам» другим производителям. Однако в 1900–1930-е годы женевская компания выпускает сразу несколько карманных часов с многочисленными функциями, включая репетиры, и становится общепризнанным мировым лидером в создании сложных механизмов. Счастливым лотерейным билетом для Patek Philippe стала уникальная в своем роде «часовая дуэль» двух американских миллионеров: автомобильного магната Джеймса Паккарда и финансиста Генри Грэйвса-младшего. Оба коллекционировали часы, были страстными поклонниками Patek Philippe и стремились обладать самыми сложными часами в мире. Для Паккарда женевская мануфактура, среди прочего, изготовила двое таких часов, одни с 16 усложнениями (1916 год), другие с 10 (1927 год). Конечно, и те и другие имели минутные репетиры, а часы 1927 года стали еще и первыми с картой звездного неба (500 звезд небосвода над штатом Огайо, где родился Паккард).
Победителем в этой «дуэли» оказался, тем не менее, Грэйвс. Полученные им в 1933 году часы изготавливались более шести лет и насчитывали 24 усложнения (включая, естественно, репетир, имевший малый и большой бой с 4 гонгами, и будильник с 5 гонгами). Часы Грэйвса оставались мировым рекордсменом в течение 56 лет и были смещены с пьедестала лишь в 1989 году другим шедевром Patek Philippe — часами Calibre 89. Часам Генри Грэйвса-младшего принадлежит и еще один, до сих пор не побитый абсолютный рекорд стоимости для всех часов — на аукционе Sotheby’s в декабре 1999 года в Нью-Йорке эти часы были куплены за 11 002 500 долларов.

 

Ref. 7000R дамский репетир (розовое золото)


Надо заметить, что «дуэль» американцев сыграла значительную роль в истории женевской компании. Их щедрое по тем временам финансирование, поступавшее в виде оплаты за заказываемые часы, не только помогло Patek Philippe пережить тяжелые времена глобального экономического кризиса, но и способствовало проведению многих прикладных исследований, результаты которых применяются при создании сложных механизмов и в наши дни. Завершая разговор о патековских карманных часах с репетиром, следует сказать, что они регулярно выпускались до конца 30-х годов ХХ века, а в исключительных случаях производятся и в наши дни. Однако если в XIX столетии Patek Philippe изредка изготовлял четвертные и получетвертные репетиры, то в следующем веке это были почти исключительно минутные репетиры с очень редким добавлением пятиминутных в начале века.

 

Пятиминутный репетир 1872 года, изготовленный для российского рынка. Хорошо видны скрученные гонги и молоточки для отбивания часов, четвертей и пятиминутных нтервалов

Вдвойне уникальные
Сегодня специалисты не могут с уверенностью сказать, когда точно были произведены первые наручные часы Patek Philippe с репетиром. Связано это вот с чем. Для создания карманных репетиров женевская мануфактура использовала калибры с 16-го по 19-й. При изготовлении наручных часов с репетиром применялись, естественно, меньшие калибры. В первой половине ХХ века это был, в основном, 12-й калибр. С одной стороны, он вполне миниатюрен (27,07 мм), а с другой — позволял извлекать достаточно громкий звук. Иногда в наручных репетирах Patek Philippe использовались также 10-й, 11-й, 13-й и 14-й калибры. В 1906 и 1907 годах Patek Philippe поставил по заказу Tiffany в Нью-Йорк несколько 12-х калибров с механизмом репетиров. Изначально они предполагались для женских часов-подвесок, а заключать их в корпуса должна была сама американская компания. От получения механизма до заключения его в корпус могло пройти несколько лет, поскольку корпуса очень часто изготавливались с учетом пожеланий конкретного клиента. Процесс мог еще дольше затянуться из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны. К тому же некоторые клиенты в дальнейшем просили переделать часы-подвеску в наручные, а точных данных о том, как были использованы все доставленные Tiffany механизмы, нет.
Из тех часов, что известны специалистам сегодня, самый ранний наручный репетир Patek Philippe датируется 1916 годом. Это — уникальный экземпляр женского пятиминутного репетира, изготовленный из платины с металлическим браслетом из белого золота. Известно также, что всего до начала 50-х годов прошлого века Patek Philippe создал примерно 40 наручных репетиров. Однако в это число не входят экземпляры, переделанные из карманных часов или часов-подвесок. Практически все эти часы — минутные репетиры. Доподлинно известно, что четвертных и получетвертных репетиров в наручном исполнении женевская компания не производила никогда.
До начала 50-х годов прошлого столетия Patek Philippe не имел серийных моделей наручных часов с репетиром. Все созданные в тот период мануфактурой часы с этим усложнением были различны по форме, размерам и оформлению. Если принято считать, что любой репетир уникален и неповторим (что в принципе соответствует истине, поскольку не существует двух одинаково звучащих часов), то созданные в промежутке между мировыми войнами наручные репетиры Patek Philippe уникальны вдвойне. Все они делались персонально для заказчиков, среди которых было много достаточно известных в то время людей, включая уже упоминавшихся американских «дуэлянтов».

 


В 1907 году Паккард заказал у Patek Philippe часы-подвеску с репетиром для своей жены. В начале 30-х годов миссис Паккард попросила компанию переделать свои часы в наручные, что и было успешно выполнено. В свою очередь Генри Грэйвс заказал у женевской мануфактуры наручные часы с репетиром в необычном «подушко образном» корпусе (сегодня известны только три наручных репетира в таком корпусе). Часы были доставлены ему из Женевы в 1927 году. В 2009 году платиновый наручный репетир Грэйвса был куплен за 630 000 долларов.
Другой репетир в таком же корпусе из платины и желтого золота был изготовлен чуть раньше, в 1924 году, для американского инженера Ральфа Титора, ставшего известным после изобретения системы круизконтроля для автомобилей. Титор полностью потерял зрение в детстве после аварии, и это один из чрезвычайно редких случаев, когда можно говорить о несомненной функциональной пользе «говорящих часов».

 

Минутный репетир, изготовленный для компании Tiffany в 1893 году


В 1935 и 1936 годах Patek Philippe по заказу лондонской ювелирной компании Goldsmiths & Silversmiths изготовил две очень интересных модели с механизмом репетира, которые можно было бы назвать «корабельные склянки». Каждые полчаса они отбивали звуком корабельного колокола склянки, причем полный цикл составлял время корабельной вахты — 4 часа. Звуковые сигналы репетира в этих часах звучали в соответствии со старым морским правилом отбивать склянки по песочным часам, рассчитанным на полчаса. На практике это выглядело следующим образом:
00:30 — 1 удар *
01:00 — 2 удара **
01:30 — 3 удара ** *
02:00 — 4 удара ** **
02:30 — 5 ударов ** ** *
03:00 — 6 ударов ** ** **
03:30 — 7 ударов ** ** ** *
04:00 — 8 ударов ** ** ** **
04:30 — 1 удар *
05:00 — 2 удара ** и т.д.
Вахта заканчивалась на 8 склянках, то есть в 04:00. Ударный механизм можно было отключать и снова активировать с помощью отдельной кнопки.
Patek Philippe не был бы самим собой, если бы не создал в 30-е годы наручного репетира на базе своих классических моделей «Калатравы». В этот раз основой послужила модель 570. Часы были изготовлены в 1939 году для клиента из Франции. Они представляют особый интерес тем, что это был первый наручный репетир женевской мануфактуры, совмещенный с вечным календарем и индикатором фазы Луны. Для своего времени часы стали одними из самых сложных в категории наручных. Этот репетир дважды выставлялся на аукционные торги. Первый раз он был куплен в 1981 году за рекордные в то время 185 000 швейцарских франков одним калифорнийским коллекционером. В его коллекции часы хранились до 1996 года, когда были выставлены на торги во второй раз. За прошедшие 15 лет стоимость репетира возросла многократно, и он был продан уже за 2 093 500 франков. На этот раз покупателем стала сама женевская мануфактура. Часы прошли полное сервисное обслуживание, а платиновый браслет, с которым их продавали оба раза, был заменен на «родной» ремешок из кожи аллигатора. Теперь эта модель занимает почетное место в экспозиции музея Patek Philippe в Женеве.

 

Наручный репетир миссис Паккард, 1908–1931 гг.

Первые серийные репетиры
Первый наручный репетир Patek Philippe, получивший серийный номер, был выпущен в 1946 году. Им стала Ref. 2421 с калибром 14” от Piguet. Сейчас трудно сказать, сколько всего было сделано этих часов. Уверенно можно говорить лишь о том, что выпускались они совсем недолго. Достоверно известен, по крайней мере, один экземпляр с корпусом из желтого золота. С таким большим калибром женевская мануфактура выпустила репетир еще только один раз — в 1958 году модель 2534. Большинство наручных репетиров Patek Philippe имеют 12-линейный калибр. До начала 1960-х годов заготовки для них компания получала от Piguet, а с конца 1980-х разработала для часов с репетиром собственный калибр такого же размера — R27 в различных вариациях.

 

Платиновый репетир Генри Грэйвса, 1927 г.


Первую по-настоящему серийную модель наручных часов с репетиром (Ref.2524) Patek Philippe запустил в производство в 1952 году. Эта модель изготавливалась в двух вариантах. Первоначально размер корпуса часов составлял 33 мм. В 1955 году для получения лучшего звука корпус был увеличен на 1 мм, и модель стала обозначаться как Ref.2524/1. Некоторые часы этой модели выходили с секундным субциферблатом, который размещался в положении «6 часов». Основные циферблаты могли быть разных цветов, но всегда имели стрелки типа «дофин» и накладные «батоны» из желтого золота для обозначения часовых меток. Иными словами, часы изготавливались в стандартном серийном исполнении, а не подгонялись под пожелания заказчика. Хотя в некоторых случаях небольшие отклонения допускались. Известен, например, экземпляр с нарисованной минутной шкалой и римскими цифрами для обозначения часов.

 

Первая серийная модель наручного репетира Ref.2524/1, 1955 г.


Модель 2524 выпускалась более 10 лет и была снята с производства в 1965 году, хотя само решение об этом было принято чуть ранее. Мысленно возвращаясь сегодня к тому времени, Филипп Штерн вспоминает: «Мы решили остановить производство механизмов для репетиров где-то в районе 1960 года. Мы еще изготовили несколько экземпляров, но было уже ясно, что спрос на эти часы прошел. Почти никто не стремился приобрести их, и другие компании также прекратили выпуск репетиров. Серьезные коллекционеры в то время отдавали предпочтение сложным карманным часам, а люди кругом говорили о кварцевых моделях». Можно предположить, что решение далось руководству компании нелегко, но рынок неумолимо продиктовал свои условия.

 

Серийный репетир Ref.3979HJ появился в год 150-летия Patek Philippe в 1989 году

Юбилейное возвращение
Возвращения патековских репетиров пришлось ждать почти четверть века, и только в середине 1980-х компания снова приступила к их изготовлению. Сначала, в 1986 году, появился второй в истории Patek Philippe сложный репетир, получивший модельный номер 3615. Это был уникальный экземпляр, на изготовление которого ушло четыре года. Кроме репетира часы имели функции вечного календаря, хронографа с 30-минутным счетчиком и индикатор фазы Луны. Все это помещалось в корпусе 37 мм из желтого золота. Часы имели увеличенный и крайне редкий для патековских репетиров 13-й калибр, необходимый для извлечения хорошего звука из часов с таким количеством усложнений. Естественно, что они стали самыми сложными наручными часами для своего времени.
Надо сказать, что, приняв решение о возобновлении производства часов с репетиром, Patek Philippe столкнулся с неожиданными трудностями. За прошедшие с момента выпуска последних репетиров четверть века в компании, как это ни странно звучит сегодня, были в значительной мере утеряны навыки в производстве таких часов. Конечно, на мануфактуре еще работало несколько старых мастеров, помнивших, как это делается, но свои последние репетиры они собирали очень давно. Поэтому им пришлось, как ученикам, раз бирать старые репетиры и заново постигать все нюансы и сложности их изготовления. Одновременно в специально созданной научно-исследовательской группе шла напряженная работа по созданию самых сложных в мире часов — Calibre 89, выпуск которых был приурочен к 150-й годовщине образования женевской компании. Как известно, обе задачи были успешно решены, а полученные в результате работы над этими проектами знания и опыт неоднократно применялись в дальнейшем при создании многих других моделей.

 

Ref.5016, выпущенная в 1993 году, долго считалась самыми сложными наручными часами Patek Philippe


Первым серийным репетиром после возобновления производства стала модель 3979, появившаяся в год 150-летнего юбилея мануфактуры в 1989 году. Это был чистый репетир, без дополнительных усложнений. Он имел классический 33-миллиметровый корпус и дополнительный секундный субциферблат в положении «6 часов». На этой модели Patek Philippe впервые опробовал свой собственный новый калибр, разработанный специально для репетиров, — R27PS. Механизм оказался настолько удачным, что его продолжают в различных вариациях ставить на все часы женевской мануфактуры с функцией репетира. Модель 3979 выходила до 1998 года, главным образом в корпусе из желтого золота, хотя было изготовлено несколько экземпляров из платины.
Тогда же, по словам Филиппа Штерна, он впервые задумался над тем, как сделать часы с репетиром менее уязвимыми к сторонней критике. Дело в том, что даже человек, абсолютно не разбирающийся в сложной часовой механике, всегда имеет свое мнение о качестве звучания часов. Естественно, это мнение субъективно, и то, что нравится одному, может не устраивать другого. Поэтому необходимо было как-то стандартизировать процесс, привнести в него объективные критерии оценки качества звука. Таких критериев сегодня три — громкость, гармоничность сочетания разных тональностей, в которых звучат часы, четверти и минуты, и, конечно, размер такта, который должен быть и не слишком медленным и не чересчур быстрым.

 

Ref.5033, минутный репетир с годовым календарем

Экзамен для репетира
Сегодня в компании существует сложная двухступенчатая процедура оценки звучания каждых часов с репетиром. На первом этапе готовые часы помещаются в звуконепроницаемую камеру, где происходит запись звучания каждого минутного репетира. Затем эта запись переносится в компьютер, специальная программа которого преображает звук в графический формат. Эту процедуру в компании сравнивают с процессом дактилоскопии. Как и в случаях с отпечатками пальцев, графические изображения звучания разных часов не бывают одинаковыми. Если часы отвечают заданным параметрам, они выдерживают первую стадию тестирования и переходят ко второй, еще более сложной. Репетиры поступают на персональное прослушивание Филиппа и Тьерри Штернов, пройти которое удается далеко не всем.
«Экзамены» идут по строгим правилам. Взять, к примеру, время звучания репетира. Штерны считают 17–18 секунд оптимальным временем для мелодии из 32 звуков (12 — для отбивания часов, 6 — для четвертей и 14 — для минут, когда часы показывают 12:59). Интересно, что после того как в этих «экзаменах» стал принимать участие повзрослевший Тьерри Штерн, критерии несколько поменялись, поскольку в 1989 году Филипп Штерн считал идеальной продолжительностью 15–16 секунд. И такое «собеседование» каждые часы проходят по нескольким позициям.

 

Ref.5013R, минутный репетир с вечным календарем и ретроградной датой


Из каждых десяти часов с репетиром по крайней мере одни, а то и двое отправляются на переделку. Это означает, что часы будут полностью разобраны и затем собраны заново с другими гонгами. Обычно процесс создания мастером одного наручного репетира занимает 200–300 часов, но если их приходится переделывать, это время возрастает до 500 часов и более. Нетрудно посчитать, что при 40-часовой рабочей неделе процесс создания одного репетира может занимать 13 и более недель.
Следует также отметить, что сегодня в Patek Philippe ведутся серьезные исследования по оптимизации чистоты звука выпускаемых репетиров в самых разных направлениях. Специалисты компании просчитали, например, что платина, будучи наиболее дорогим и востребованным коллекционерами металлом корпуса, является одновременно и самым худшим проводником звука, гася до 30% его громкости. А наиболее чистый и громкий звук передает, по мнению Филиппа Штерна, круглый корпус из розового золота.

 

Ref.3974, минутный репетир с вечным календарем, выпускался с 1989 по 1999 гг

Не только звук
С середины 1990-х Patek Philippe сделал ставку на производство репетиров с дополнительными усложнениями. Сегодня компания предлагает своим клиентам лишь два «чистых» репетира — мужскую модель 5078, выходящую только в платиновых корпусах, и первую женскую модель — Ref.7000R, представленную широкой публике на выставке в Базеле в 2011 году. С 2001 по 2005 годы Patek Philippe выпускал еще одну модель с чистым репетиром — Ref.5079. К этому перечню можно добавить только памятную модель 5029, выпущенную в 1997 году тиражом 30 экземпляров. Все остальные наручные часы с репетиром, выпускаемые женевской мануфактурой последние двадцать лет, имеют как минимум еще одно усложнение. Надо полагать, что такое решение далось руководству компании непросто. На чашах весов находились, с одной стороны, личная привязанность Филиппа Штерна к репетирам с громким и чистым звуком, а с другой — устоявшаяся репутация производителя самых сложных часов. Совместить одно с другим без потерь в качестве звучания крайне сложно, и следует признать, что интересы компании взяли верх над личными пристрастиями.
Если оставить в стороне Sky Moon Tourbillon, о которых много написано, то самыми сложными часами Patek Philippe на сегодняшний день является модель 5208, объединяющая под платиновым корпусом три усложнения — минутный репетир, вечный календарь и однокнопочный хронограф с 60-минутным и 12-часовым счетчиками. Часы были представлены на BaselWorld-2011. В этих часах Patek Philippe использовал результаты своей исследовательской программы по применению в часовых механизмах новых материалов. Модель 5208 имеет балансовую спираль Spiromax и спусковой механизм Pulsomax, изготовленные из силинвара.

 

Специальный выпуск минутного репетира с турбийоном Ref.3939H в стальном корпусе был продан на аукционе Only Watch 2011 за 1 400 000 евро


Следующей по сложности является модель 5207, которая выпускается в платиновом корпусе с 2008 года. У нее другой набор из трех усложнений — минутный репетир, вечный календарь и турбийон. На четвертом месте сегодня стоит модель 5216, имеющая те же усложнения, что и 5207. Эта модель оттеснила на пятое место Ref.5016, которая долгие годы считалась самыми сложными наручными часами Patek Philippe (с 1993 по 2001 г., когда появились Sky Moon Tourbillon). Модель 5216 была представлена в 2011 году на выставке в Базеле и призвана заменить выпускаемую уже 18 лет модель 5016. Пока они продолжают выходить вместе, но скорее всего, когда женевская компания выполнит оставшиеся у нее заказы на старую модель, ее перестанут выпускать. У новой модели размеры корпуса (39,5 мм) на 2,7 мм больше, чем у старой, что крайне важно для громкости и чистоты звука репетира. Пока Ref.5216 доступна только в корпусе из розового золота.
Долгие годы образцом элегантности коллекционеры считали модель 3939Н, в которой минутный репетир совмещен с турбийоном. Она продолжала выпускаться 15 лет, с 1995 по 2010 гг. Ее отличал строгий классический дизайн, не предусматривавший ничего лишнего. В 2010 году на смену этой модели пришла Ref.5339, которая стала на 2, 4 мм больше в диаметре (36,4 мм) и получила очень изящный резной рант.
Еще у нескольких моделей Patek Philippe минутные репетиры соседствуют с различными календарями. Бочкообразная модель 5033 имеет в качестве дополнительного усложнения ежегодный календарь, а другая модель с таким же корпусом — Ref.5013 — «вечник» с ретроградной датой. C 1989 по 1999 год Patek Philippe выпускал очень популярную модель 3974, объединявшую репетир с вечным календарем, а в 2001 году ей на смену пришла новая — Ref.5074, которая производится и сегодня. Наконец, с 2006 года женевская мануфактура выпускает скелетонизированный репетир с вечным календарем — модель 5104 в платиновом корпусе. Надо отметить, что все упомянутые модели являются серийными, то есть выпускаются, по крайней мере, в количестве нескольких экземпляров в год. Конечно, часы Patek Philippe с репетиром нельзя купить, просто зайдя в специализированный магазин. Они производятся только по предварительному заказу. Но если заказ принят, то будущий владелец обязательно получит приглянувшуюся ему модель через год-два, в зависимости от сложности часов и наличия на них листа ожидания.
В общей сложности женевская мануфактура продолжает выпускать 14 моделей наручных часов с репетиром, что является достижением само по себе. Ни одна другая компания не может похвастаться сегодня таким большим модельным рядом. Как и в прошлые годы, репетиры продолжают играть роль одного из самых статусных мужских аксессуаров. Но за последние два десятилетия к этому добавилась еще одна особенность этих часов — их инвестиционная привлекательность. Опыт часовых аукционов показывает — в том числе и рекорд последних торгов Only Watch в Монако, — что репетиры Patek Philippe продолжают оставаться востребованными и не падают в цене даже в годы кризиса.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?