Выбираем неубиваемые часы
Никто не спорит, что оптимальный материал для корпуса часов по соотношению цены и качества – это сталь. Пожалуй, она не столь гипоаллергенна, как золото, и сложнее поддается гравировке и инкрустации, но зато гораздо тверже и долговечнее. Однако это не мешает производителям искать для своих задач все новые, зачастую редкие и весьма экзотические материалы.
Никто не спорит, что оптимальный материал для корпуса часов по соотношению цены и качества – это сталь. Пожалуй, она не столь гипоаллергенна, как золото, и сложнее поддается гравировке и инкрустации, но зато гораздо тверже и долговечнее. Однако это не мешает производителям искать для своих задач все новые, зачастую редкие и весьма экзотические материалы.
Карбон, керамика, кремний, залиум, тантал, тиан, лунная пыль и подводная ржавь – в последние годы появляется ощущение, что часовые производители готовы изучить всю таблицу Менделеева, исследовать земные недра и небесные выси в поисках новых материалов для корпуса. Зачем? Иногда тем самым часовые мастера пытаются решать практические задачи. Например, хотя сталь и создает антимагнитый экран, защищающий механизм, сам корпус может испытать на себе влияние сильных электромагнитных полей, что может доставить неудобство владельцу.
Вариантом решения этой проблемы являются корпуса из титана или керамики. Сталь слишком тяжелая? Почему бы не попробовать создать корпус из легкого алюминия или практически невесомого, но прочного углеволокна. Или, например, не прекращаются попытки создать корпус, который бы ни за что не поцарапался и не утратил блеск от долгой носки, например из алмаза.
Хотя чаще всего производители решают в первую очередь эстетические задачи или точнее просто греют самолюбие своих клиентов. Ведь понятно, что чем необычнее и труднее в обработке материал, тем меньше из него можно изготовить корпусов, а значит и обеспечить неповторимую, строго лимитированную серию моделей, которую, скорее всего, никто не сможет скопировать. Но и найти такие часы в магазинах бывает весьма непросто.
Audemars Piguet Royal Oak Carbon Concept Tourbillon and Chronograph
Если взять нить карбонового волокна, измельчить и перемолоть ее с разными ингредиентами, затем расплавить и остудить под прессом, получится почти невесомый углеродистый материал, который прочнее стали и в несколько раз легче ее. Карбон завоевывает все больше популярности у часовых производителей, становясь одним из самых трендовых материалов, но, пожалуй, мануфактура Audemars Piguet находится в авангарде этого тренда.
В 2007 году компания представила Royal Oak Alinghi Team Chronograph, в котором и корпус и платина механизма целиком были изготовлены из карбона, а в позапрошлом году в рамках этой же технологии обновила свою культовую модель Royal Oak Concept – хронограф с линейными счетчиками, дополнив его турбиойном. 44-миллиметровый корпус нового концепта полностью изготовлен из карбона за исключением титанового кольца задней крышки и ранта из черной керамики.
Сам калибр 2895 также почти невесомый, поскольку его платина сделана из спрессованного углеволокна, а мосты из легкого алюминия и титана. Еще одна особенность механизма: несмотря на ручной завод, энергии двойного барабана хватает на 237 часов работы.
Harry Winston Project Z5
В 2004 году ювелирно-часовой дом запустил свой нашумевший Project Zalium – линию часов в корпусе, изготовленном из собственного запатентованного сплава на основе алюминия и циркона, который придумал Рональд Винстон, сын основателя компании Гарри Винстона. Этот мате- риал с виду похож на титан, но прочнее и немного легче последнего, к тому же отличается мерцающим блеском, характерным для благородного металла.
Новейшая модель из серии – Project Z5, это, как можно понять по названию, уже пятая вариация в корпусе из этого уникального материала. В ней так же, как и в предыдущей Z4, присутствуют два независимых индикатора часовых зон, но в нижней части циферблата теперь появился модуль турбийона.
Для создания этой модели мастерам Harry Winston пришлось решить сложную задачу компоновки механизма: помимо турбийона разместить модуль GMT с указателем времени в 24 городах мира. Название города появляется в окошке у левого индикатора, а перевод времени в соответствии с часовым поясом осуществляется простым поворотом заводной головки.
Ulysse Nardin Macho Palladium 950
Мы уже писали об известном трагическом противоречии часовых производителей и владельцев часов, которым одновременно хочется, чтобы модели выглядели дорого и престижно, но чтобы при этом их было комфортно носить. Например, платиновые часы на платиновом же браслете получаются почти неподъемными. И в данном случае выходом может стать ближайший родственник платины – палладий.
Палладий легче других драгоценных металлов. Используемый в ювелирном деле в качестве компонента сплава для создания белого золота, самостоятельно он стал применяться лишь недавно. Благодаря своему белому блестящему цвету, который не окисляется, и высокой твердости (прочнее и тверже золота), он является одним из самых многообещающих металлов для часового и ювелирного дела XXI века.
Единственный «недостаток» палладия – его исключительная редкость. Модель Macho Palladium задумывалась главой Ulysse Nardin Рольфом Шнидером как «настоящие часы для настоящих мужчин»: классические жесткие формы, минимум индикации и много драгоценного металла. Даже индикатор запаса хода у отметки «12 часов» похож на датчик бензина в машине.
Rado V10K High-Tech Diamant
Корпусом, инкрустированным алмазами, сейчас никого не удивишь. Совсем другое – сделать из алмаза сами часы. Думаете, невозможно? Модель Rado V10K High-Tech Diamant родилась с помощью особой технологии превращения углерода в нано- кристаллические частицы алмаза. Опытные модели Concept 1 и Vision 1 произвели сенсацию и попали в Книгу рекордов Гиннесса, чтобы стать основой для новой серии.
Странная аббревиатура V10K в названии расшифровывается Vickers 10 000. Vickers – шкала твердости, применяемая в областях техники, связанных с обработкой алмазов. 10 000 – высшая отметка шкалы, соответствующая твердости природного алмаза. Для сравнения: твердость нержавеющей стали составляет всего 200 единиц, т.е. в 50 раз ниже.
Дизайн корпуса отличается ультрасовременными линиями и напоминает обводы боевого корабля. Задняя крышка корпуса и застежка браслета выполнены из не вызывающего аллергию титана. В Rado посчитали, что заводная головка на корпусе нарушит его безукоризненную эстетику, поэтому перевод индикации осуществляется с помощью нажатий на мембраны «+» и «-» на задней крышке.
Montblanc Chronograph Sport Tantalum Automatic
Обычные модели из серии Montblanc Sport Collection обладают водонепроницаемостью до 200 метров, но в данном случае компания поставила перед собой задачу создать профессиональный дайверский хронометр, который реально будет выдерживать давление воды на глубине 300 метров, что составляет нагрузку от 20 о 30 кг на квадратный сантиметр соответственно.
Чтобы создать такой прочный корпус, для сплава был выбран довольно редкий элемент – тантал, открытый в начале XIX века и получивший название в честь известного мифологического персонажа из-за трудности его добычи в чистом виде. У тантала одна из самых высоких температур плавления – он не знает себе равных, выдерживая любые нагрузки, воздействие холода, жара и даже кислоты.
Неслучайно тантал активно используется в военной промышленности для изготовления брони. Кроме сверхустойчивого корпуса в хронографе Sport Tantalum есть все необходимое для профессиональных дайверских часов: поворотное кольцо с 60-минтуной разметкой, люминесцентные стрелки и индексы и автоматический гелиевый клапан.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2010