Обзоры & сравнения

Часы Земли. Эко-тренды и часовые бренды

Как часовые марки следуют актуальному экологическому тренду?

22 апреля, как известно, родился Ильич, вождь мировой революции. Но все прогрессивное человечество в эту дату отмечает день Земли. И, кстати, в 2020 году будет 50 лет проведения первой акции и 10 лет, как праздник получил официальный международный статус от ООН. Что является отличным поводом для создания специальных юбилейных коллекций для тех часовых марок, которые следуют актуальному экологическому тренду.

Красная зона

В конце 2018 года Всемирный фонд защиты дикой природы (WWF) представил отчет двухлетнего исследования экологической ответственности швейцарских часовых производителей. В него вошли 15 известных брендов, включая марки Richemont Group, LVMH и Swatch Group, а также Audemars Piguet, Chopard, Rolex и Patek Philippe. Вместе с консалтинговым агентством BHP (Brugger and Partner) WWF изучил различные аспекты работы швейцарских компаний в деле защиты окружающей среды: контроль над ресурсами, стандарты производства и просветительскую деятельность. Результат, по мнению фонда, получился весьма плачевным. Высшей оценки не получил никто, максимально к ней приблизился IWC, также в продвинутой зеленой зоне оказались Vacheron Constantin, Cartier, Piaget, Jaeger-LeCoultre, Chopard и TAG Heuer. Все бренды Swatch Group вместе с Patek Philippe и Rolex остались в красной зоне.

Jaeger-LeCoultre

Jaeger-LeCoultre, чья мануфактура находится в Ле-Сентье уже 186 лет, заботится о сохранении природного ландшафта и экосистемы региона

Что вовсе не означает, что этим компаниям плевать на планету. Как указано в самом отчете, низкие оценки бренды империи Ника Хайека получили за то, что попросту проигнорировали все запросы WWF и BHP на доступ к соответствующим документам, хотя Swatch Group нередко использует экологический фактор для своего имиджа — достаточно вспомнить новое здание штаб-квартиры компании в Биле, построенное японским архитектором Сигеру Баном из стекла и сосны по всем правилам энергосбережения и сохранения окружающей среды.

Очевидно, что даже самый пессимистичный отчет WWF вряд ли повлияет на продажи Breguet и Rolex, но «красная карточка» от экозащитников может сослужить плохую службу в перспективе. В интервью нашему журналу глава Chopard Карл-Фридрих Шойфеле признавал, что в отношении к этической добыче золота Fairmined есть только два типа клиентов: одним глубоко наплевать, зато другие реально ценят этот сертификат при покупке. И если еще лет десять назад вторых было до смешного мало, то сейчас стало модно всерьез интересоваться происхождением золота и алмазов в новом турбийоне.

Поэтому стоит все-таки изучить суть претензий WWF к швейцарской часовой индустрии, чтобы попробовать представить, насколько экологический тренд сможет изменить всю философию потребления роскоши.

Часы Chopard L.U.C XPS Twist QF Fairmined

Chopard L.U.C XPS Twist QF Fairmined в корпусе из розового золота Fairmined, которое добывается небольшими артелями, не наносящими урон ареалу шахт

Экологическая цепь

В отчете справедливо отмечено, что все шишки достались швейцарским брендам, потому что именно swiss made является локомотивом мирового ювелирно-часового люкса. Например, в том, что касается золота и драгоценных камней. Так, 53% ежегодной мировой добычи золота (около 2200 тонн) используются в производстве часов и украшений. Понятно, что львиная доля этого золота уходит на массовые индийские ювелирные заводы, но их оборот несопоставим с грандами отрасли, которые успешно сочетают в одном бренде линии Haute Joaillerie и Haute Horlogerie. К тому же нельзя забывать, что 60-70% мировой добычи золота все равно концентрируется в Швейцарии — поскольку его очисткой и обогащением занимаются четыре ведущих компании страны: Valcambi, PAMP, Agor-Heraeus и Metalor.

И, как правило, ведущие часовые марки не отслеживают происхождение золота дальше своего ближайшего поставщика. Клеймо кантона является вполне удовлетворительным источником информации о том, откуда оно взялось. Между тем в мире каждый год добывается более 4000 тонн золота в 100 различных странах. И прежде чем оказаться в виде слитка где-нибудь в кантоне Тичино, металл проходит десятки посредников и стадий очистки. И чем крупнее концерн и больше добыча, тем менее прозрачными и контролируемыми являются все эти этапы. Например, выброс углекислого газа при переработке двухсот тонн руды в килограмм золота в зависимости от технологии будет равен от 8 до 46 рейсам реактивного самолета из Цюриха в Нью- Йорк. Но кто же считает? Так же, как никто не считает отходы ртути и цианида, остающиеся в атмосфере после очистки золота.

Главная идея WWF в том, что поскольку ювелирно-часовая отрасль является крупнейшим потребителем золота и бриллиантов (90 миллионов карат в год, или 67% всей мировой добычи), а швейцарский люкс — флагманом этой отрасли, то именно на его плечи ложится весь груз ответственности за правильную добычу и дистрибуцию. Стать примером, которому последуют и остальные.

Надо отметить, что, хотя многие швейцарские производители уже присоединились к международным инициативам Kimberly Process, IRMA (инициатива ответственной добычи), RJC (совет ответственных ювелиров), Fairmined и Fairtrade, люксовые бренды пока как-то игнорируют вторичное золото, которое сегодня составляет 25-30% от годового мирового объема. Между тем новую клиентуру наверняка зацепит идея золотых украшений, переплавленных из компонентов старой электроники, как это сделал, например, молодой бренд BaYou with Love из Лос-Анджелеса.

Slow watch

Возглавить экологическое движение в мире роскоши — с одной стороны, жутко утомительно, но с другой, сулит много выгод. Особенно производителям часовой механики, которых просто положение обязывает как главных хранителей традиционных технологий XVI века. Так, экологическая тема стала неожиданным оружием в борьбе с главным врагом часового люкса — батарейкой. И даже солнечным аккумуляторам швейцарские часовщики пока что легко могут противопоставить пятьсот лет опыта производства вечных безотходных механизмов.

Естественно, экологические изделия требуют и соответствующего производства. Поэтому прямыми наследниками горных ателье с овчиной и лучиной стали продвинутые мануфактуры нового поколения, заменившие энергозатратные фабрики прошлого века. Снижение потребления тепла и электричества, химических выбросов, сохранение окружающего ландшафта, а также повторное использование воды, масла и даже отходов (например, обрезков металла и стружки) — таков стандарт инновационного часового производства в Шаффхаузене, Невшателе, Вале-де-Жу и План-лез-Уатт.

Необходимость собственного изготовления как можно большего числа компонентов часов также можно обосновать с позиции экологии, сравнив с концепцией Slow food — органической кухни, где все ингредиенты выращены на местном огороде. Кроме пользы для желудка, такая еда экономит средства на доставку, снижая транспортные расходы и выбросы углекислого газа. Правда, образ Slow watch немного тускнеет, стоит бросить взгляд на заполненную парковку для сотрудников мануфактуры.

Двадцать бутылок

Наконец, кроме контроля над добычей драгоценных материалов и производственным процессом, есть еще один интересный аспект, который набрал силу за последние два года. Подчеркнуто экологичные материалы корпуса вроде дерева и переработанной резины как-то не вызвали отклика в часовом деле, зато неожиданно огромную популярность снискали альтернативные ремешки, изготовленные из переработанного пластика. Видимо, потому что нанесли двойной идеологический удар: стали ответом на претензии зоозащитников, шпынявших люксовые бренды за шкурки телят, ящериц и крокодилов, и создали эффектную программу утилизации, ведь на ремешки идут те самые пластиковые бутылки, которые могли бы гнить в океане. Примерно 20 бутылок на один ремешок.

Часы Carl F. Bucherer Patravi ScubaTec Black Manta

Carl F. Bucherer Patravi ScubaTec Black Manta с переработанными ремешками выпущены специальной серией, средства от которой пойдут на финансирование экспедиции Manta Trust на Юкатан

Такие ремешки можно найти и в Oris Diver Sixty-Five r-Radyarn и в прошлогодней версии Breitling Superocean Heritage II Chronograph 44 Outerknown, и в дебютировавшей в начале 2019 года Panerai Submersible Mike Horn Edition, а также в новой версии Carl F. Bucherer Patravi ScubaTec Black Manta Special Edition.

Часы Panerai Submersible Mike Horn Edition 47mm

Panerai Submersible Mike Horn Edition 47mm с ремешком из переработанного пластика выпущена совместно с экологом Майком Хорном, а открывшаяся в 2014 году новая мануфактура Panerai в Невшателе соответствует высшим экологическим стандартам

Ремешки из переработанного пластика в качестве ключевого компонента своих коллекций позиционируют новые бренды для миллениалов — например, лондонский Votch (сокращение от Vegan Watch), краудфайндинговый проект Awake Watch, позиционирующий себя как самые ответственные часы в мире и наделавший в 2018 году много шума проект Baume, отколовшийся от стагнирующего Baume&Mercier.

Часы Baume

Baume изготавливается на заказ, но непременно с ремешком из переработанных материалов

В нишу экологической переработки перешел и некогда самый люксовый бренд Timex Group — Vincent Berard, в 2006 году открывший в Ла-Шо-де-Фоне мануфактуру, возглавляемую мастером усложнений Венсаном Бераром, вскоре исчезнувшим с часового горизонта.

Пока что, правда, клиентов не удается убедить, что ремешок из отходов — это сама по себе роскошь. Как правило, он подается под общим соусом с респектабельным благотворительным проектом по защите мирового океана, которые для швейцарского люкса уже давно стали традицией. Но вот что интересно. Если раньше клиентам было достаточно симпатичной гравировки и знания, что часть денег, уплаченных за часы, пошла на спасение морских львов и котиков, то теперь они хотят более активного личного участия.

Часы Breitling Superocean Heritage II Chronograph 44mm Outerknown

Breitling Superocean Heritage II Chronograph 44mm Outerknown с ремешком, изготовленным из волокна ECONYL, инновационного материала, полученного из собранных в рыболовных сетях отходов нейлона по всему миру

Так что в идеале современный экологический часовой люкс — это целая смесь продуманных компонентов: от материалов и технологий до зажигательного приключения в стиле канала Discovery с элементами субботника.

Часы Oris Great Barrier Reef Limited Edition III

Oris Great Barrier Reef Limited Edition III, выпущенная ограниченным тиражом 2000 экземпляров в поддержку фонда Reef Restoration Foundation, занимающегося защитой и восстановлением кораллов Большого Барьерного рифа

Бренды

BreitlingCarl F. BuchererOrisChopard

Новое на сайте

Больше о Breitling


где купить Часы Breitling

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?