Часы для глубины и не только
История военной продукции Златоустовского часового завода, так полюбившейся гражданским
В летописи Златоустовского часового завода есть страница, о которой говорить очень тихо, руководствуясь соображениями секретности. Речь идёт о заказе Министерства обороны СССР, когда часы из Златоуста производились и поставлялись исключительно для водолазов-диверсантов – прославленных боевых пловцов. Легендарная серия 191 ЧС размером в 60 мм делалась в 70-х годах ХХ века и чрезвычайно ценилась советскими водолазами за полное соответствие заявленным возможностям: полная влагонепроницаемость даже на серьезной глубине, отличная подсветка, абсолютная точность. А большой размер был в первую очередь обусловлен функционалом - водолазные часы надевались прямо поверх гидрокостюма.
И именно такой советский златоустовский легендарный хронометр в начале наступившего века подарил Владимиру Путину при встрече известный российский полярник и Герой России Артур Чилингаров. Снял со своей руки, а довольный Президент их тут же надел. А Чилингаров потом в течение нескольких месяцев практически каждый день звонил на Златоустовский завод, просил продать ему «водолазные часы», видимо, настолько к ним привык.
Интересное совпадение, в тот момент, когда полярник и подводник, расчувствовавшись, презентовал свои родные «водолазные» Путину, на ЗЧЗ задумали вновь производить те заслуженные часы. Нашли полувековой давности техническую документацию на них, чертежи и тут Чилингаров со своими звонками: «А помните, вы в Златоусте классные часы производили? Сделайте такие же – я свои от ЗЧЗ президенту России подарил». Настойчивые запросы Героя России на подводный эксклюзив сделали свое дело. Новые водолазные часы ЗЧЗ были запущены в серию.
Но просто продолжать выпуск военной продукции по сохранившимся на ЗЧЗ чертежам Министерства обороны – это дурной вкус. Решено было поэкспериментировать с размерами – так родилась идея выпускать более гражданские версии в 46 мм и в 53 мм. Появилась идея разнообразить материал для корпуса, кроме нержавеющей стали мастера Златоуста начали использовать титан, цирконий и морскую бронзу. А чтобы не быть голословными, на заводе… решили вначале посоветоваться с покупателями.
Началось всё с того, что в 2014 году маркетолог Златоустовского часового завода Вадим Хасанов внёс смелое предложение делать часы диаметром в 46 миллиметров. «Хотя все вокруг возмущались, - вспоминает Вадим, - чего он нас жизни учит! Всю жизнь с циферблатом в 60 мм выпускали!». Тогда была изменена сама стратегия выхода продукции Златоустовского завода на рынок. Опытная партия часов размером в 46 мм прошла через специально собранную фокус-группу. Дикость?! Но заводские маркетологи убедили тогда всех, что часы – это продукт, на который смотрят и обсуждают люди. И от мнения конечного потребителя зависит очень и очень многое.
- С тремя десятками людьми, к ЗЧЗ не имеющих не малейшего отношения, мы обсуждали в часах из Златоуста каждую мелочь, каждую деталь и заводскому коллективу такое мнение фокус-группы казалось ненормальным явлением, - вспоминает Вадим Хасанов. – Но уже через несколько месяцев предварительное обсуждение будущей продукции для завода стало нормой. И критика людей, которым мы свои часы показываем и собираемся их делать, это главное.
Таким же образом в Златоусте родились водонепроницемые часы из титана. Часы особенные, они делаются из отечественного титана марки ВТ6, выплавляемого здесь же на Урале, на знаменитом предприятии «ВСМПО-Ависма», делающего «летучий металл» для ответственного военно-промышленного комплекса.
- С заместителем генерального директора нашего предприятия мы полтора месяца искали нужную марку титана, - вспоминает генеральный директор ЗЧЗ Виктор Фиронов. - Хотя на заводе меня уговаривали с военным титаном вообще дел не иметь, это правда, такие марки просто не поддаются обработке на наших станках. Но мы нашли выход, используя ВТ6, создав часы по-настоящему уникальные. То есть титановые часы делают многие, но применяет при этом «морской титан», идущий для производства подводных лодок, только Златоустовский часовой завод.
Не обращаясь к рознице или оптовикам, на Златоустовском часовом заводе стали использовали различные мессенджеры и нашли дорогу непосредственно к людям, часовую продукцию покупающим. И через коллективный социальный заказ обеспечили завод дополнительной работой. Плюс живые деньги для поставщиков металлов – того же титана или циркония с нержавеющей сталью, им очень понравилось, что даже при малых заказах Златоустовский часовой завод платит вовремя – с предприятием выгодно работать. Таким образом, обещанный через четыре года отечественный цирконий из Глазова оказался у златоустовских часовых мастеров намного раньше. И появились часы из циркония, и пошла на рынок абсолютно новая изюминка.
Потом, по предложениям людей из введенных в обиход фокус-групп, на ЗЧЗ стали делать часы из бронзы. Добавился размер в 53 мм. Циферблат для традиционной военной продукции обрел число златоустовский художественный колорит, его начали производить с применением технологии «мокумэ-ганэ». Часы, некогда украшавшие запястье советского или немецкого боевого пловца (да-да, это теперь не военная тайна, часть продукции Златоустовского часового завода поставлялась морякам из армии ГДР), сохранив свою легендарную историю, начали пользоваться успехом у людей, которые хотели иметь действительно неповторимые часы. И вдвойне приятно, когда это делают люди известные и знаменитые. Например, Сергей Бадюк – популярный телеведущий, спортсмен и шоумен.
- В часах Златоустовского часового завода меня привлекает их качество и подлинная история, - говорит Сергей Бадюк. – Военный бэкграунд этих часов, их тесная связь с ВМФ СССР и боевыми пловцами советского спецназа, задаёт мужественный тренд. Это надежные, мощные и качественные часы.
А маркетологи пошли дальше, привлекая в фокус-группы граждан других государств (а ЗЧЗ, естественно, значительно расширил географию поставок) и придумали (впервые в часовом производстве) практику предварительных коллективных заказов – краудфантинг, когда люди отдают деньги за заказ и спокойно ждут его выполнения.
Чем хороши часы из Златоуста?
Водонепроницаемые часы из-за их профессиональных характеристик охотно приобретают дайверы. Ведь эта продукция изначально создавалась не просто для плавания, а для РАБОТЫ под водой. Такие часы использовались как один из инструментов водолаза, который не имеет права в темной морской глубине подвести своего владельца. ВМФ требовал только высочайшего качества своей продукции.
Что помогает водолазным часам от ЗЧЗ идти секунда в секунду даже на глубине до 700 метров?
Минимальное число деталей корпуса позволяет воздействие давления на механизм, надежно защищенный сталью, стеклом и уплотнителями.
Цельнометаллический корпус «монокок» производится из более толстого слоя стали. Его делают из отдельного металлического куска, так называемого «unibody».
Усиленное сапфировое стекло. Златоустовский часовой завод закупает этот уникальный материал на предприятии, основном поставщике сапфирового стекла для глубоководных аппаратов отечественного ВМФ.
Специальные уплотнители изготовленные из специальных материалов. Их не найдешь в обычных «гражданских» часах. Не зря Златоустовский часовой завод в ХХ веке поставлял свои часы для танковых войск, авиации, а главное, военно-морского флота. В Интернете есть немало фотографий моряков-водолазов со златоустовскими глубоководными часами на руке. И это очень хорошо понимают иностранные покупатели, златоустовский бренд хорошо известен среди любителей особенных часов на Западе.
Да, к моменту, когда предприятие из Златоуста получило заказ от советских военных на создание «часов, уверенно показывающих время под водой», мир уже знал множество моделей хронометров, заявляющих о своей «водонепроницаемости». Тут-то и возникает путаница. Под словом водонепроницаемый по умолчанию подразумевается «герметичный», «абсолютно не пропускающий жидкость». На деле же водонепроницаемость связана скорее не с герметичностью, а с уровнем давления, которое способен выдержать корпус часов, сохраняя механизм неуязвимым для воды.
Поэтому получив заказ от военных, инженеры Златоустовского часового завода сразу стали решать проблему в комплексе, защитив от проникновения влаги механизм специальной крышечкой с уплотнителем, но и сам механизм его в поместив корпус системы монокок, не имеющий задней крышки. Именно стальная цельнометаллическая оболочка (первые модели часов производили из стали, только в XXI веке корпуса стали делать из титана и циркония) даёт защиту при погружении на глубину.
При испытаниях часов от ЗЧЗ в специальной барокамере нагнеталось давление в 70 атмосфер, что соответствует погружению на глубину в 700 метров, и часы шли секунда в секунду. Плюс стальные анкерные колеса и вилки, часовые пружины из специальных прецизионных сплавов и противоударное устройство узлов баланса обеспечивают часовому механизму главное – надёжность и водонепроницаемость.
Вы замечали картину, когда поднявшись с лежака на песке, какой-нибудь мужчина с размаху забегает в волны, не снимая при этом своих наручных часов. И вернувшись через минуту из воды на землю, внимательно смотрит на циферблат – а долго ли я плавал…
Зачем он это делает? Ну, конечно, не для того, чтобы знать точное время. Часы на руке пловца нужны исключительно для привлечения внимания окружающих дам (в исключительных случаях – мужчин, но об этом не хочется даже думать). Нехитрый приём со стопроцентной эффективностью!
Есть только два момента – часы и после погружения должны работать как часы. Не дай бог подсевшая к вам дама спросит, который час, а вы не сможете дать ответ. И второй – часы должны быть красивые, видные издалека, броские, яркие, но не китчевые, дешевые даже с виду. Ведь часы ИНТЕРЕСНЫЕ, необычные и оригинальные – это отличные повод завязать беседу с подошедшей поинтересоваться «который час» красоткой.
Хочешь на пляже быть «не как все», мало нырять в волны, не снимая часов, сами часы должны быть «не как у других».
Златоустовский часовой завод гарантирует, что даже погружение на сотню метров не остановит ход стрелок. Теперь, когда продукция ЗЧЗ продается и гражданскому населению, часы с диаметром в 46 мм, 53 мм и даже 60 миллиметров видны реально издалека. А их лаконичный брутальный по-настоящему мужской дизайн делает ваш образ законченным.