Часовое искусство. D. Candaux 1740 Half Hunter Tourbillon
Наклонный турбийон и четыре моста каскадом за 235 000 франков
Можно сказать, что Давиду Кандо было предначертано стать часовщиком. Он родился в деревушке Ле-Солья в сердце долины Жу, где почти 300 лет назад Самуэль-Оливье Мейлан основал первую мастерскую, дав старт жизни главного часового региона в мире. Его дед собирал часы, его отец много лет проработал в мастерских Patek Philippe, по соседству трудится великий мастер Филипп Дюфур. Такое бытие безусловно определяет сознание. Особенно, если это сознание полно ярких замыслов.
Мастерская D. Candaux Le Solliat располагается в здании бывшей фермы La Grand Piece (Большое помещение), построенной в деревне Ле-Солья в 1850 году
Выход из тени
Резюме Давида Кандо может служить отраслевым образцом — около 20 лет работы на мануфактуре Jaeger-LeCoultre, где он начинал совсем юным парнем в 14 лет, а заканчивал создателем гиперсложного концепта Hybris Mechanica Grande Sonnerie. Затем была разработка нескольких ярких проектов для небольших марок, среди которых отдельного упоминания заслуживают центральный турбийон с двумя ретроградами и прыгающим часом в стиле раннего Даниэля Рота для канувшего в Лету бренда Fonderie 47, который собирался в донкихотовском стиле избавить планету от автоматов Калашникова, и биоморфная машина HM6 для MB&F. Собственно работа с Максом Бюссером послужила промежуточным и вполне логичным шагом на классическом и очень желанном пути перехода от роли анонимного героя невидимого часового фронта к запуску собственного бренда, что и произошло на Baselworld-2017.
В 2017 году Давид Кандо представил свой бренд на стенде AHCI, до этого мастер успел поработать на Jaeger-LeCoultre, а также сделать турбийоны для MB&F, Fonderie 47 и Badollet
Давид Кандо спроектировал очень необычные часы, которые сочетают смелые и оригинальные инженерные решения с традиционным швейцарским мастерством. В концепции часов 1740, названных в честь года появления первой часовой мастерской в Вале-де-Жу, просматривается аналогия с архитектурой калибра HM6. Давид использовал тот же принцип сепарированных симметричных круглых блоков для отображения времени и для большого турбийона. Первая модель была оснащена дополнительно пятисекундным ремонтуаром и центральной секундной стрелкой, а вот представленное в прошлом году второе издание 1740 Half Hunter их лишилось, зато его дизайн не только архитектурой, но и стилистически вызывает аллюзии на биоморфные линии уникального корпуса HM6. Достигается это прежде всего за счет двух полусфер из сапфирового стекла, накрывающих куполообразный циферблат справа и наклонный турбийон слева.
Первая серия 1740 — The First Eight была представлена в 2017 году, она названа в честь года начала часового промысла в Вале-де-Жу и лимита выпуска
Эротический завод
В целом можно сказать, что вторая итерация Half Hunter доводит замысел первых 1740 до завершенного и законченного вида. Такой термин используется для описания особой конструкции карманных часов, где в отличие от закрывающейся глухой крышки Hunter, предохраняющей стекло часов, использовалось стекло с круглыми стеклянными иллюминаторами, позволяющими увидеть время, не открывая крышку. Давид Кандо обошелся без крышки вовсе, точнее она не открывается, но вся ее поверхность из белого золота декорирована гильоше в особой стилистике Pointe du Risoux, которая должна отражать форму елей из одноименного леса в горном массиве Юра на границе Франции и Швейцарии.
Удерживают всю эту симметричную конструкцию еще два важных элемента — арка запаса хода на «12 часов» с поэтичным девизом месье Кандо «Le coeur et l’esprit», то есть «Сердце и душа», и предмет особой гордости мастера — ключ-кнопка управления часами на «6 часов». Этот телескопический поднимающийся ключ защищен двумя патентами и состоит из 31 детали. Расположен он практически в одной плоскости с калибром и для его использования необходимо на него нажать, после чего он эротично предстанет во всей своей красе и позволит в двух положениях переводить стрелки и заводить пружину. На самой кнопке красуется голова медведя, мужественный логотип Давида Кандо, отлично сочетающийся с древесным гильоше.
Турбийон-биплан
Конечно, все внимание при общении с часами 1740 Half Hunter захватывает магический регулятор, поэтому Давид Кандо сильно постарался сделать свой турбийон импозантным и породистым. Во-первых, это парящий турбийон на керамическом шарикоподшипнике с титановой кареткой.
Во-вторых, баланс оснащен золотыми регулированными массами, а также спиралью с завитком Breguet и концевой кривой Phillips. И, наконец, его каретка наклонена к платине под углом 3°, а сам баланс по отношению к каретке наклонен под углом 30°, как в некоторых моделях Greubel Forsey. Такую конструкцию турбийона Давид называет «биплан», по его словам, это позволяет достичь отличных показателей точности хода и избежать пресловутой низкой эффективности плоского турбийона в наручных часах. Свои часы Давид тестирует с помощью известной системы проверки надежности Chronofiable, в ходе теста часы подвергаются разнообразным встряскам и небольшим ударам, также мастер планирует получить сертификации COSC.
А вот чему действительно невозможно найти аналогов, так это решению мастера расположить четыре моста калибра каскадом, наклонив каждый из них под тем же углом 3° к основной титановой платине.
Такой шаг связан, во-первых, с особой эргономикой ключа, расположенного для комфорта под углом к корпусу; во-вторых, позволяет наклонить циферблат на соответствующий угол для удобства считывания времени; а в-третьих, обеспечивает особую игру света на специальном узоре Cotes du Solliat — более широком варианте «женевских полос», который придумал Давид Кандо. Еще одно оригинальное решение заключается в лазерной гравировке полной спецификации механизма на боковой части платины, которая сама по себе занимает 150 часов работы. Таким образом Давид заботится о часовщиках, которым в будущем придется обслуживать его сложные часы.
В целом уровень отделки механизма поражает — например, в калибре насчитывается около 30 очень сложных для англажа вогнутых поверхностей фасок мостов; некоторые камни удерживаются в золотых шатонах, а их крепления и головки винтов отполированы в самой сложной технике черной зеркальной поверхности.
Титановое сердце
Первый выпуск 1740 First 8 был выполнен в стальном корпусе относительно классического дизайна с привинченными ушками. Для 1740 Half Hunter Давид Кандо решил радикально перестроить корпус часов, особое внимание уделив эргономике ушек. В качестве материала был использован титан пятого класса, тем самым часы стали титановыми как внутри, так и снаружи. Ушки мастер сделал арочными, воздушными, вытянутыми, не только облегчив корпус по весу, но и визуально.
Каретка турбийона наклонена к платине под углом 3 градуса, а сам баланс наклонен относительно каретки под углом 30 градусов, такую конструкцию Давид Кандо называет бипланом
Благодаря такому решению достаточно крупный корпус диаметром 43 мм и толщиной 12,6 мм удобно обхватывает запястье. Несмотря на повсеместные стенания о том, что CNC-машины и прочие роботизированные станки захватили и уничтожили романтическую идею старинного часового промысла, появление таких часов, как David Candaux снова напоминает нам, что уникальные и интересные идеи с безукоризненным воплощением будут востребованы всегда, потому что они сделаны сердцем и душой.
Одной из уникальных особенностей корпуса 1740 является асимметрично выпуклое стекло, выступающее в верхней части корпуса
D. Candaux 1740 Half Hunter Tourbillon
Ref.: 1740-Half Hunter
Корпус: 43 мм из титана, высота 12,65 мм, две сапфировых полусферы, сапфировая задняя крышка, WR 30 метров
Механизм: мануфактурный калибр 1740 с ручным заводом, парящий турбийон с наклоненным балансом 30°, частота 21 600 пк/ч, запас хода 55 часов, 309 деталей, 47 камней
Функции: часы, минуты, секунды на каретке турбийона, запас хода
Циферблат: белый куполообразный, стрелки из белого золота
Ремешок: из черной крокодиловой кожи с классической застежкой из титана
Лимит: 8 экземпляров
Цена: 235 600 CHF