Обзоры & сравнения

Michel Herbelin: Наследник по прямой

Когда говорят «часовые традиции региона Юра», мы сразу же представляем себе швейцарский кантон Невшатель и его центры в Ля Шо-де-Фоне и Ле- Локле. А между тем по другую сторону Юрских гор во Франции находится вторая половина этого исторического центра часового искусства

Когда говорят «часовые традиции региона Юра», мы сразу же представляем себе швейцарский кантон Невшатель и его центры в Ля Шо-де-Фоне и Ле- Локле. А между тем по другую сторону Юрских гор во Франции находится вторая половина этого исторического центра часового искусства. И марки, производимые там, вполне могут конкурировать с легендарным Swiss Мade

 «Юрские» часы

Понятие «швейцарские часы» начало складываться двести лет тому назад, и в ту пору оно существенно отличалось от своего современного аналога. Женева тогда была независимой республикой и производила собственные «женевские часы». Кантон Невшатель входил в состав Швейцарской конфедерации, а соседний северный кантон Эргюэль (чей главный город Бьен, он же Билль, является сегодня штаб-квартирой Swatch Group и одним из центров швейцарской часовой индустрии) принадлежал другому государству — Базельскому княжеству.

С запада часовой регион Юрских гор продолжала французская провинция Франш-Конте со столицей в Безансоне. Несмотря на то что это были три разных государства, их объединяло нечто большее, чем национальная принадлежность: к концу XVIII века основным традиционным ремеслом в Юрских горах стало часовое дело.

Часовщики из Невшателя переезжали в соседний Эргюэль или Безансон и там открывали свои мастерские, а французские мастера свободно работали в Швейцарии. Они объединялись в общины, чтобы помогать друг другу находить покупателей. Об истории и традициях часового дела в Юрских горах современные буклеты часовых компаний рассказывают достаточно, однако мало кто знает, что французский Франш-Конте (один из департаментов которого так и называется Юра) также является историческим часовым регионом.

Michel Herbelin Ladies

Более того, с началом военных кампаний Наполеона французский император аннексировал независимое Базельское княжество и политически дальновидно принялся перевозить из Эргюэля оборудование и лучших мастеров на западную сторону гор — в Безансон, чтобы еще больше укрепить часовое производство региона.

Поскольку версальские королевские часовые мастерские к тому времени уже были разрушены и раз? граблены революционерами, именно Безансон стал главным часовым центром Франции и сохраняет это звание до сегодняшнего дня.

В Безансоне располагается знаменитый французский часовой завод Lip, который в ХХ веке был успешнее и известнее многих швейцарских марок, правда, к сожалению, не смог выжить во времена печально знаменитого «кварцевого бума» 70?х. В Безансоне располагается и штаб- квартира другого знаменитого французского брэнда Alain Silberstein.

Кроме того, в регионе Франш-Конте успешно функционируют фабрики по производству механизмов (France Ebauches), корпусов и циферблатов. Хотя, конечно же, ничто не мешает французским часовщикам приобретать механизмы у восточных соседей: благо Невшатель находится менее чем в часе езды, а границы в Юрских горах, как и двести лет назад, по-прежнему остаются всего лишь условностью.

Именно во Франш-Конте в департаменте От-Дуб в небольшом местечке Шаркемон и находится фабрика Michel Herbelin, которая производит часы, французские по духу, но абсолютно «юрские», то есть швейцарские, по качеству и надежности.

Остается сильнейший

Как уже было сказано выше, часовые традиции в Безансоне в 70?е годы пострадали едва ли не больше, чем в Швейцарии. И если швейцарской часовой традиции удалось выжить и полностью возродиться, то понятие «французское часовое искусство» стало частью истории. Выжить, не обанкротиться, не переехать в соседнюю Швейцарию, сохранить свой собственный стиль и независимость удалось лишь нескольким маркам — самым лучшим.

Уже только за это они заслуживают огромного уважения и большого интереса. Одной из таких компаний является Michel Herbelin. Мишель Эрбелен основал собственную часовую марку в Шаркемоне сразу после войны в 1947 году, когда французская часовая индустрия была на подъеме.

Он тут же придумал собственную формулу часов, которая позволила ему в кратчайшие сроки стать одним из лидеров в своей стране: безупречное качество в сочетании с необычным и элегантным дизайном. Он не экспериментировал с механикой, не пытался поставить технические рекорды сложности, однако фабрика Michel Herbelin была оснащена самым технологичным оборудованием для обработки и декорирования часов, сборки и тестирования моделей, а механизмы Эрбелен покупал у самых надежных швейцарских и французских поставщиков.

Кроме того, особое внимание Эрбелен уделял дизайну каждой модели. Несмотря на то что его часы были вполне доступными по стоимости, они выглядели так, что их было не стыдно надеть с дорогим костюмом или в качестве вечернего украшения. Неудивительно, что к 60?м годам марка стала одной из самых популярных у французского среднего класса и творческой богемы, тем более что эти часы были стопроцентно французскими по стилю — легкими, изящными и чуть ироничными.

 Michel-Herbelin-Escapade

Дизайн и стиль стали главным спасением для марки в конце 60?х годов, когда в Европу пришли первые кварцевые часы из Азии. Большинство компаний в Безансоне закрылось или также перешли на дешевую кварцевую продукцию (как, например, Lip), но Michel Herbelin удалось не сдать ни одной своей позиции, более того — добиться впечатляющего успеха.

В 1972 году сам Мишель Эрбелен отошел от дел, передав руководство компанией сыну Жану-Клоду, который к тому времени проработал на фабрике уже несколько лет и до тонкостей познал всю специфику часового дела. Именно он помог компании выжить во времена кварцевого кризиса. Жан-Клод Эрбелен начал проводить новую политику.

Он включил в ассортимент чрезвычайно актуальные кварцевые модели, однако по-прежнему сохранил и механические коллекции, продолжая покупать механизмы у оставшихся швейцарских производителей. Кроме того, в то время как все вокруг пытались привлечь покупателей дешевыми моделями, Жан-Клод… поднял цены.

— Наши художники по-прежнему вкладывают душу в эскиз каждой модели. Часов, похожих на наши, просто не существует, они очень индивидуальны. И мы отвечаем за качество так же, как и всегда. Я считаю, что часы Michel Herbelin должен носить только тот, кто это ценит. Люди всегда платили за хорошие и оригинальные часы. Почему же теперь все должно быть иначе? — сказал он и принялся подтверждать собственную теорию делом.

Прежде всего Эрбелен-младший лично объехал все французские провинции и департаменты, беседуя с владельцами часовых и ювелирных бутиков и представляя им свои часы. За пять лет он втрое расширил сеть дистрибуции Michel Herbelin по сравнению с тем, что было при его отце.

Практически, он действовал как его предки из часового региона Юра двести лет тому назад, которые отправлялись в коммерческие вояжи по всей Европе с полными саквояжами часов. Как иначе люди смогут оценить твои часы, если они о них не знают?

Поэтому нет ничего удивительного в том, что вскоре Michel Herbelin вышел за границы Франции и стал одним из первых французских часовых брэндов с мировой известностью. Сегодня эти часы представлены более чем в 60 странах.

В 1998 году, когда Зидан в финальном матче забил в ворота бразильцев на «Стад де Франс» победный гол и Франция стала чемпионом мира по футболу, Michel Herbelin отпраздновал собственную победу: сумма доходов от продажи часов превысила 10 % по сравнению с предыдущим годом.

Такого результата в то время не добивались даже соседние швейцарские марки. Michel Herbelin стал лидером французского рынка часов, а Жан-Клод Эрбелен выбран новым президентом Французской часовой палаты. Этот пост он занимает и сегодня, по-прежнему возглавляя компанию, основанную его отцом. Фабрика Michel Herbelin крупнейшая во Франции.

На ней работает более 100 человек, что внушительно даже по швей- царским меркам, и популярность марки во всем мире ежегодно растет. — Наш секрет успеха — наши часы, — говорит Жан-Клод Эрбелен, когда его спрашивают о том, как удалось безансонской марке сотворить чудо. — Мы раньше всех поняли, что люди ценят во французских часах, прежде всего, красоту и элегантность. Даже еще раньше, чем это поняли модные и ювелирные дома.

Легкое прикосновение роскоши

 Конечно, чтобы понять, о чем говорит президент Michel Herbelin, надо увидеть и даже примерить эти часы. Они не кричат о роскоши и богатстве своего владельца, но каждая модель обладает тем неуловимым обаянием, которое называется «шик». Французский стиль знаменит тем, что одним своим видом отвлекает от мыслей о трудовых буднях, наполненных тревогами и добыванием денег, а располагает к мечтам о беззаботном отдыхе и тому, как эти деньги со вкусом и удовольствием потратить.

И этим стилем в полной мере наделены коллекции Michel Herbelin. Настоящий антипод швейцарским кальвинистским часам честных тружеников. Так, самая знаменитая коллекция водонепроницаемых часов Newport (в ней представлены мужские и женские модели, как кварцевые, так и автоматические, в том числе и хронографы J-Class) ассоциируется с отдыхом на яхте.

Michel Herbelin J Class and J Class GMT

Причем не с суровым соперничеством регаты, а именно с отдыхом, белым костюмом и брызгами шампанского. Между прочим, для женщин в коллекции Newport Royal представлены не только ювелирные часы с бриллиантами, но и полный сет украшений, чтобы легко создать единый стиль. Вторая знаменитая линия — Antares.

Это вариант часов, которые можно носить и на работу, и вечером, но и они навевают мысли не о скучном деловом ужине, а о joie de vivre казино или показе мод. О последнем как раз напоминает специальная серия Antares Interchangeable, в которых можно одним нажатием на «ушки» поменять кожаный ремешок на такой же другого цвета или вообще на стальной браслет.

А вот модели классических серий Escapade и Classic обладают легкими чертами стиля ампир. Глядя на органичное сочетание желтого золота, натурального цвета кожи ремешка, обтекаемых линий корпуса и лаконичной разметки, хочется думать о бокале коньяка, коллекционных книгах и послеобеденной тиши личного кабинета.

Кстати, в коллекции Classic представлены и модели со сложными механизмами, например, стрелочной индикацией даты и лунным календарем. А самая ироничная и самая французская коллекция — это, пожалуй, Cable. Название говорит само за себя: золотое покрытие классического круглого корпуса этих часов сочетается с «хулиганским» веревочным канатом, интегрированным в ремешок.

 Достаточно надеть эти часы, чтобы тут же почувствовать себя персоной модной и очень оригинальной. И это далеко не все идеи, которые поставляет креативная команда дома Michel Herbelin. Сегодня все механизмы, даже кварцевые, компания приобретает в Швейцарии.

Однако собирает и тестирует часы на собственной фабрике в Шаркемоне, поэтому, конечно, на часах Michel Herbelin нельзя увидеть надпись Swiss Мade. Но марке это совершенно не нужно. «Сделано во Франции» — это стиль и традиции, присущие только Michel Herbelin, главной наследнице часового дела французской Юры. 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2007

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?