Обзоры & сравнения

Chanel: Графика, движение и магия

На протяжении всего существования дома сохраняется стойкое ощущение, что все, что производится под этой маркой, создается не конкретными людьми, а материализуется само собой в результате секретного магического ритуала

Дом Chanel стоит особняком в мире моды, парфюмерии и даже часового искусства. На протяжении всего существования дома сохраняется стойкое ощущение, что все, что производится под этой маркой, создается не конкретными людьми, а материализуется само собой в результате секретного магического ритуала

Бессмертный стиль На самом деле, чем больше проходит времени, тем больше убеждаешься, что, скорее всего, так оно и есть. Потому что магию дома Chanel нельзя объяснить простым человеческим талантом и мастерством. Про историю жизни и творчества основательницы марки Коко Шанель известно практически все.

Ей посвящали книги, о ней снимали фильмы, ее революционные идеи подвергались тщательному анализу искусствоведами и историками моды. И не только такие культовые изобретения, как маленькое черное платье, аромат № 5 или жакет с семью карманами. Даже мелкие и на первый взгляд незначительные детали, придуманные Шанель, сразу же преображали костюм: пуговицы в виде скрещенных букв СС, большие накладные карманы, длина юбки на ладонь ниже колен.

Поразительная смесь элегантности и практичности, элитарности и простоты присутствовала в каждом творении Коко. Как в голове этой маленькой некрасивой женщины, которая терпеть не могла собственное имя, не доверяла мужчинам и презирала женщин, рождались столь совершенные замыслы, пожалуй, мы уже не узнаем.

Но еще больше удивляет, что после смерти основательницы дом не только не умер, а многократно вырос. Насколько же силен оказался созданный ею стиль! Его никто не может повторить, украсть или даже просто испортить. Как будто не люди продолжают создавать новые коллекции для дома, а сам дом Chanel выбирает тех, кто достоин воплощать в жизнь его философию.

Жак Элле

Именно так произошло с Жаком Элле — арт-директором дома Chanel и дизайнером часов, автором таких культовых моделей современного часового искусства, как Premier, Mademoiselle, Chocolate и, конечно же, J12. Принцип Гете Обычно, когда рассказывают о современной истории дома Chanel, то утверждают, что «после смерти Мадемуазель марке необыкновенно повезло».

Да, у руля встали сразу три гения, которые смогли развить и приумножить наследие Коко. Но назвать это просто везением категорически нельзя. Chanel не работает с приглашенными дизайнерами, не кидается из одного стиля в другой. Каждый, кто приходит в этот дом, связывает с ним свою жизнь навсегда.

Направлением моды успешно занимается Карл Лагерфельд, парфюмерную линию развивает Жак Польж, а дизайн всего остального (в том числе и часов) создает Жак Элле. О последнем известно меньше всего. Он редко дает интервью и выступает на публике, но именно он представил миру совершенно новый Chanel — часы, не уступающие по красоте, сложности и престижности творениям швейцарских грандов Haute Horlogerie.

При этом Жаку Элле было труднее всего. Поскольку развитие Chanel после ухода Коко строилось по принципу, сформулированному Гете: «Создавай будущее из лучших достижений прошлого», Лагерфельду и Польжу в общем- то было с чем работать. А вот Элле пришлось начинать с чистого листа, притом у дома, вообще не имевшего соприкосновения с часовой индустрией.

В общем, в 1989 году перед Элле была поставлена задача создать необычные, современные, роскошные, отвечающие стилю и образу дома часы Chanel. Разумеется, они должны были быть лучшими — такими, чтобы у каждой модели тут же появлялась бы толпа поклонников и, естественно, подражателей. То есть Элле предстояло фактически повторить весь путь самой Коко Шанель.

 Кстати, в том, что пути Жака Элле и Chanel пересеклись, с самого начала было очень много мистического. Начать хотя бы с того, что семьи Шанель и Элле были знакомы. Дед Жака Элле, известный портретист, в 20?х годах дружил с Коко Шанель и ее партнером Пьером Вертхаймером. Отец долгое время сотрудничал с домом Chanel, делая для него знаменитые флаконы для духов Chanel № 5.

Сам Жак никогда лично с Мадемуазель не встречался. В 15 лет юноша отправился в Швецию учиться живописи и дизайну, но вернувшись через три года, устроился на фабрику Chanel — причем на одну из низших должностей в отделе разработки упаковки. С 1965 года Жак Элле постоянно работал в доме Chanel, постепенно продвигаясь по служебной лестнице.

Этот очень непростой путь помог Элле понять философию этого дома до мелочей. Поэтому не удивительно, что именно Элле стал «мозговым центром» нового Chanel, отвечающим за все, кроме моды, еще при жизни самой Мадемуазель. В 1987 году состоялась премьера первых часов Chanel, так и названных — Premiere.

В них форма корпуса повторяла очертания крышки того самого флакона Chanel № 5, тем самым подтверждая верность принципу Гете: наследие — это не повод для повторения, а основа для развития. Между прочим, сама восьмигранная форма крышки изначально навеяна очертаниями Вандомской площади, столь любимой Шанель.

Именно здесь в 1997 году открылся самый известный ювелирно-часовой бутик марки: в доме 18 строго напротив отеля Ritz. Три страсти Сам Жак Элле говорит, что у него в жизни есть две страсти: это механика и графика. Он обожает рисовать, но еще больше любит, когда его рисунки оживают. Поэтому, например, Элле с детства так любил гоночные автомобили, ведь машину сначала рисуют, а потом она преобразовывается в летящий на огромной скорости по трассе болид.

Chanel J12 Superleggera

Восхищение спорткарами в 2005-м вылилось в первые мужские часы дома Chanel — J12 Superleggera. Корпус этого хронографа сделан из легкого сверхпрочного алюминия — любимого материала создателей гоночных машин. На этом примере можно увидеть и третий источник вдохновения Элле, о котором он обычно умалчивает: собственные эмоции и ощущения на грани мистики и даже суеверий.

Как известно, будучи в жизни практичной до цинизма реалисткой, Коко Шанель свято верила в многочисленные приметы, знаки и предзнаменования, обожала магию чисел и предметов. И это увлечение мистикой подарило ей множество удачных гениальных идей. Примерно так же рождаются идеи часовых коллекций и у Жака Элле.

Выбор материалов ему диктуют не конъюнктура, не требования моды и не структура модельного ряда, а интуиция. Именно она является третьим ингредиентом вдохновения Жака Элле. Интуиция, схожая с чутьем самой Коко Шанель, позволяет сегодня Элле оживлять любимые ею символы. При этом он не просто отдает дань уважения Мадемуазель, а реинкарнирует ее идеи на современном уровне.

Скажем, почему в прошлом году при очень высоком спросе было выпущено всего лишь 5 экземпляров великолепной модели J12 Haute Joaillerie? А потому что это любимое число Мадемуазель, счастливое число, символ пяти стихий и пяти чувств…

Бриллианты, которыми щедро покрываются часы, также были любимыми камнями Шанель. Потому что ее восхищали подобные парадоксы: огромная ценность в минимальном размере. Сам Элле нашел и собственный магический материал — керамику, ставшую основой коллекции J12. При этом он всегда оказывается на шаг впереди подражателей и конкурентов. Как только керамические и псевдокерамические часы стали массовым трендом, Элле создал абсолютный эксклюзив — J12 Tourbillon с турбийоном собственной конструкции на керамической платине.

А в этом году он решил объединить лучшее за последнее два года, представив супергибрид: J12 Tourbillon Haute Joaillerie. Эксклюзивный механизм турбийона 05. Т1 обрамляет корпус из белого золота, целиком покрытый 568 рубинами огранки багет общим весом 38 каратов!

Впрочем, у модели есть и совершенно новая деталь — циферблат, состоящий из двух чернокерамических пластин толщиной всего 3 мм и украшенных 9 круглыми бриллиантами в виде часовой разметки. Жак Элле не просто создает часы, он предлагает клиентам игру, старается всякий раз ошеломить их.

Особенно это относится к дамским коллекциям. Каждая его модель — это вызов стандартам, начиная с Premiere, ставшей первой моделью класса люкс, сделанной нетрадиционной часовой маркой. Chocolat 2003 года — это часы на грани фола.

Цифровой дисплей в корпусе из 18- МОИ ЧАСЫ 51 Два полюса часовой линии Chanel: модели Premiere и J12 Superleggera. В первой воплотился утонченный стиль Коко Шанель — нитка жемчуга и корпус в форме флакона Chanel №5, в то время как вторая — это мечта настоящего мужчины, хронограф в корпусе из керамики и сверхлегкого автомобильного алюминия каратного золота по форме напоминает плитку шоколада.

Другие производители, как часовые, так и модные дома, только разводили руками: «Мы до этого никогда бы не додумались, на такое способен только Chanel — потому что это Chanel». Элле действительно чувствует себя обладателем волшебной палочки неограниченного срока действия.

 В конце концов это ему принадлежит идея снять рекламный ролик Chanel № 5, бюджет которого был сравним с полноценным голливудским блокбастером, пригласив для этого Николь Кидман и режиссера База Лурмана («Мулен Руж»).

Зато никто больше не сомневается, что дом Chanel не имеет отношения к проходящей моде, это просто живая магия мира люкс. Магия, воплощенная в совершенной графике и движении часового механизма.


Шанель и Chanel

Габриэль Боннэр Шанель родилась в городе Сомюр в 1883 году. Она рано потеряла родителей и жила у тети в провинции Овернь. С 1895 по 1900 год девочка воспитывалась в приюте в Обазине, где и придумала себе псевдоним Коко, поскольку с детства ненавидела свое имя, считая его неженственным и слишком длинным и неблагозвучным.

В 1910 году Коко приехала в Париж, где на улице Камбон, в доме 21 открыла свой первый магазин Chanel Modes. За несколько лет ее магазин переезжал по той же улице из дома в дом, меняя адрес на Камбон, 23, 29 и 31. Затем она открыла магазин в Довиле, где создала первую революционную коллекцию, принесшую ей известность, — дамские костюмы, навеянные формой моряков.

Массовый успех к Шанель пришел во время Первой мировой войны, когда Коко стала предлагать простые, элегантные и практичные костюмы, ставшие приятным разнообразием после вычурных дизайнерских изысков предвоенной Belle Epoque. После войны стиль Chanel стал эталоном моды. В 1920 году друг Шанель парфюмер Эрнест Бо придумал для нее новый аромат.

Через год она запустила его в серийное производство. Дизайн — простой прямоугольный флакон и крайне незатейливое название «№ 5» (в честь своей любимой цифры) придумала сама Шанель. Бо придумал для нее и другие ароматы, но именно Chanel № 5 сделал ее хозяйку настолько богатой и знаменитой, что она переехала жить в отель Ritz на Вандомской площади, откуда не выезжала до своей смерти.

С началом Второй мировой войны в 1939?м Коко Шанель закрыла все свои парижские магазины и возобновила бизнес только в 1954-м, когда ей исполнился 61 год. До последнего дня Коко Шанель являлась президентом и главным дизайнером своего модного дома. Она умерла в Ritz 10 января 1971 года в возрасте 84 лет.

После ее смерти домом Chanel стали владеть братья Ален и Жерар Вертхаймеры — внуки первого партнера Коко. После десяти «бледных» лет в 1983 году креативным директором Chanel стал Карл Лагерфельд. В это время стало активно развиваться парфюмерно- косметическое направление дома, появились ароматы для мужчин Allure и Egoiste.

А в 1987 году появились часы Chanel Premiere, чье название содержало двойной смысл: первые часы марки и «первая швея ателье» — намек на Haute Couture. Это была первая модель класса de luxe, произведенная модным домом. Она произвела настоящий фурор на рынке, хотя первоначально продавалась только в одном бутике на авеню Монтень. В 1990 году второй часовой бутик марки был открыт на Вандомской площади, в 93-м был создан ювелирный дом Chanel.

Chanel Tourbillon Haute Joaillerie

Специально для создания часов Chanel в Ла Шо-де-Фоне были построены собственные мастерские, поэтому все часы марки — это 100% Swiss Made. Миллениум стал знаковым годом для Chanel: в 2000 году появилась культовая модель J12, автоматические часы в корпусе из высокопрочной керамики.

С тех пор каждый год появляется новая вариация J12: Chrono, Tourbillon, Superleggera, Haute Joaillerie и, наконец, премьера этого года — J12 Tourbillon Haute Joaillerie. Судя по тому, что в этом году Жак Элле объединил в одной модели все лучшие достижения серии, премьера 2008 года готовит нам что-то совсем новое и неожиданное.  

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2007

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?