Longines: Луч света в царстве спорта
В конце XIX века - в эпоху становления профессионального спорта - соревновавшиеся друг с другом люди хотели не только побеждать, но и знать, насколько они опередили соперников
В конце XIX века - в эпоху становления профессионального спорта - соревновавшиеся друг с другом люди хотели не только побеждать, но и знать, насколько они опередили соперников.
Но спорт в то время не считался достойным занятием, и потакать праздным забавам кучки "бездельников" не хотел ни один солидный производитель часов. И лишь руководство швейцарской компании Longines сумело разглядеть в пока еще непопулярном способе проведения досуга феномен будущего века.
Часы бездельников
Longines проявил гениальную прозорливость, выпустив в 1875 году на базе карманных часов первый спортивный хронограф-хронометр. Это был достаточно примитивный с современной точки зрения прибор на основе 20-линейного (45,1 мм) калибра 20Н. У него не было счетчиков, зато были две центральные секундные стрелки и одна кнопка - она же заводная головка.
Хронограф 20Н мог засечь только результаты двух спортсменов. Когда финишировал первый бегун, хронометрист нажатием кнопки останавливал ход секундной стрелки хронографа, вторым нажатием кнопки на некоторое время останавливалась основная секундная стрелка. Вот собственно и все, что умел первый спортивный хронограф-хронометр.
Однако через 14 лет Longines создал вполне профессиональный хронограф 19CН, который измерял отрезки времени с точностью до 1/5 секунды и имел 30-минутный счетчик. Ну и соревнование, на котором он дебютировал, имело вполне подходящий статус - I Олимпийские игры в Афинах (1896). С его помощью были зафиксированы первые олимпийские рекорды.
Успех затеи барона Пьера де Кубертена под названием Олимпийского движения вызвало повальное увлечение спортом во всех цивилизованных странах мира. Именно в это время основаны большинство легендарных и поныне английских, испанских, французских и немецких спортивных клубов. Им требовалось много секундомеров, и Longines старался во всю.
Вскоре на базе 19-го калибра были созданы механизмы 19,73, а также 19,73N, способный измерять результаты с точностью до 1/10 секунды. Последний секундомер вышел настолько удачным, что привлек внимание не только спортсменов.
Медики попросили создать на его основе пульсомер, физики хронометрировали опыты, а артиллеристы с помощью тахиметрической шкалы даже определяли расстояние до цели. Этот секундомер удостоился грамот обсерваторий Невшателя, Женевы, Кью и Вашингтона. В общей сложности до 1928 года он собрал 10 Гран-при и 28 золотых медалей на всевозможных конкурсах и выставках. За это время конструкторы Longines оснастили его функцией fly-back, а также сделали двустороннюю версию.
Ленточка моя финишная
19,73N устраивал всех, но не самих производителей. К тому времени в профессиональном спорте 1/10 секунды уже могла сделать человека знаменитым и сказочно богатым. Но при существовавшей системе хронометража получалось, что счастье, слава и богатство зависело от элементарной реакции хронометриста. Как установили экспериментальным путем специалисты Longines, порой разброс в результатах составлял +/- 0,3 секунды.
А если человек реагировал на стартовый выстрел идеально, то целых 0,2 мгновения к результату могло прибавить... колесо баланса секундомера. Это зависело от его положения: колесо могло двинуть стрелку одновременно с нажатием на кнопку или же лишь спустя 0,2 секунды, если оно находилось в самом начале полуколебания. Даже сверхточный 19,73N с частотой 36 000 пк/час давал в таком случае погрешность в 1/10.
Не желая ставить судьбу атлетов в зависимость от быстроты реакции хронометриста, Longines предложил в 1912 году революционную электромеханическую систему спортивного хронометрирования под названием «Порванная нить».
Как только один из стартующих атлетов разрывал грудью нить, электрический сигнал «давал отмашку» хронографу на финише. Останавливался отсчет времени забега, когда спортсмены разрывали грудью финишную ленточку (так что она была вовсе не символическим украшением, как думали многие, хотя победителю и вручали ее на память).
Таким образом для фиксации результатов восьми участников забега требовалось восемь хронографов и восемь нитей или ленточек. Судьям приходилось после каждого забега натягивать новые нити, но это был чуть ли не единственный недостаток этой системы. Ну а жалобы участников, обращавших внимание на то, что эластичность нити отнимает от их результата доли мгновения, оставались без внимания. Приходилось мириться до поры до времени и с «непостоянностью» колеса баланса.
Сколь простая, столь и надежная система просуществовала до наших дней. Пусть современные системы хронометрирования избавили от ленточек легкоатлетов, но в горных лыжах, велогонках и конном спорте (когда на старте спортсмен касается легкой стальной планки, после чего начинается отсчет) они в несколько видоизмененном виде сохранились до сих пор.
У инженеров Longines, загруженных заказами архиприоритетной и стремительно растущей авиации, просто физически не хватало времени на то, чтобы довести до ума разработанную ими еще в 1937 году новую систему, в которой роль стартовой и финишной ленточек выполнял световой луч между фотоэлементами. Передышку швейцарцам дала война, во время которой они и завершили работы над ней.
Луч света
Новая система спортивного хронометража дебютировала на первенстве швейцарских вооруженных сил в 1945 году в Кран-Монтане. Ее точность поразила и судей, и спортсменов. На Олимпиадах-52 и в Мельбурне-56 финишная ленточка использовалась, но уже как символ победы, поскольку в спорте началась эра электроники. Именно с тех пор люди получили возможность узнавать свои результаты с точностью до сотой доли секунды. Longines не утратил своего первенства и в новые времена, создав в 1949 году Chronocamera.
Прерывая на старте световой луч, спортсмен активизировал кварцевый цифровой секундомер с пятью дисками, которые отсчитывали часы, минуты, секунды, десятые доли секунды и наконец сотые. Прерывание светового луча телами спортсменов на финише не останавливало хронограф, но заставляло срабатывать вспышку и затвор фотоаппарата, который фиксировал показания дисков. После финиша судьям требовалось 10 секунд для проявки снимков и только затем объявлялся официальный победитель.
Хронокамеру тут же приняли на вооружение Международные федерации автоспорта и легкой атлетики. Все в ней было хорошо, вот только фотографировала она не сам финиш, а лишь часовые диски. Судьям порой было очень сложно определить, буквально микронную разницу между положениями дисков, скажем, часов №5 и хронометра с 7-й дорожки. А плотный финиш стайеров, которые в конце дистанции порой бегут толпой, а не каждый по своей дорожке, вообще требовал крайне тщательного, кропотливого и сверхоперативного при этом расследования с участием дюжины специалистов.
Фотокиноджин
Создав в 1951 первый в истории фотофинишный аппарат компания назвала его Photogines - "Фотоджин". Думаю первая часть в переводе не нуждается, равно как и вторая - половинка имени Longines. В основе Photogines была Chronocamera, к которой приделали стереофотоаппарат. Сама "Хронокамера" по-прежнему снимала диски хронографа, а синхронно с ней срабатывал затвор установленного на финишной черте фотоаппарат. И ничего лучшего вплоть до Мюнхенской Олимпиады 1972 года не было создано.
Почему именно до Мюнхена? А потому что до ХХ Игр в ряде спортивных дисциплин, где временные показатели не имеют судьбоносного значения (борьба, бокс, конкур и другие), время по-прежнему засекали механическими секундомерами. В Мюнхене решили хронометрировать электроникой все дисциплины и создать единую электронную базу.
Специалисты Longines начали создавать экстра-точный кварцевый хронограф. После многочисленных тестов в обсерватории Невшателя на Олимпийский стадион в Мюнхене отправились часы, суточная погрешность хода которых составляла 0,00 (!) секунды. Этот хронограф стал частью новой фотофинишной системы Chronocinegines. Другой ее частью была 16-миллиметровая кинокамера Bolex-Paillard, которая снимала финиширующих со скоростью 100 кадров с секунду. При этом на каждом кадре были еще и фотоизображения дисков хронографа.
Наш великий спринтер Валерий Борзов - последний белый в истории легкой атлетики, обогнавший чернокожих спортсменов, выиграл престижнейшую стометровку с большим запасом и в принципе для выяления победителя Chronocinegines не потребовался. Но в трудном случае оператор просто вынул бы кассету с пленкой, вставил ее в фотомашину, проявляющую, промывающую и закрепляющую пленку всего за минуту, и еще через несколько скунд назвал бы имя победителя.
Эта совершенная система (разумеется, в модернизированном виде) обслуживает Олимпийские игры и чемпионаты мира до сих пор. Например, сейчас вместо 16-миллиметровой камеры используется 35-миллиметровая, выдающая изображение потрясяющего качества, к тому же преобразующая все недвижимые объекты (поверхность беговой дорожки) в вертикальные линии. На основе Chronocinegines создана система Chronotypogines, для хронометрирования соревнующихся в скорости "солистов" из горнолыжного спорта. Как только спортсмен прерывает луч света, специально устройство проштамповывает на кадре его результат.
И система Tele-Longines - все тот же старый добрый "Хронокиноджин", равно как и современный интерактивный терминал MTS-600 – ум, честь и совесть крупнейших соревнований XXI века. Он не только реагирует на высьрел стартового пистолета и самостоятельно за доли мгновения фиксирует результат, выявляет победителя и призеров, но и составляет протокол соревнования с именами и странами участников, передает его в судейский комитет и на табло вместе с цифровым цветным изображением. Усовершенствованная версия интерактивного терминала MTS-600 вот-вот будет готова и вскоре установлена на олимпийских аренах Афин-2004.
125 лет Longines измеряет спортивное время с точностью до 1000-й доли секунды. Скромный юбилей компания отметила, выпустив 125 коллекционных наборов под названием Honour and Glory ("Почет и слава"). Набор состоит из секундомера-хронографа с 24-линейным механизмом на 21 камне, который был разработан в 1908 году. Он имеет две центральные секундные (fly-back) стрелки хронографа, дополнительный секундный циферблат и 30-минутный счетчик. Его частота 18 000 пк/час позволяет измерять время с точностью 0,2 секунды. Диаметр стального корпуса - 66,5 мм.
К нему прилагается наручный автоматический хронограф в корпусе из белого золота. Заслуженный 12,5-линейный механизм L651 имеет запас хода 42 часа. Обратите внимание, что логотип на его циферблате не характерен для наручных часов, прежде этот лейбл украшал только ручные и стационарные профессиональные секундомеры.
Но как же свежо и стильно он смотрится! На месте нынешнего президента компании Вальтера фон Кэнела я крепко призадумался бы, а не перенести ли спортивный лого на циферблаты и «гражданских» Longines (разумеется, о дамских коллекциях речь не идет). Тем более что ни один другой часовой брэнд не может похвастаться такими заслугами в одном из самых лучших миров – спортивном.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2003