Bovet: как Восток встретился с Западом
Эти часы любили и коллекционировали британские монархи и китайские императоры. Эмалевые миниатюры на перламутре – фирменный знак Bovet - признаны шедеврами мировой живописи
Эти часы любили и коллекционировали британские монархи и китайские императоры. Эмалевые миниатюры на перламутре – фирменный знак Bovet - признаны шедеврами мировой живописи.
Было бы величайшей несправедливостью, если бы часы Bovet так и остались антикварным раритетом. Но, к счастью, пять лет тому назад миллиардер и страстный поклонник часового искусства Паскаль Раффи приобрел права на полузабытый брэнд и возродил его.
Если бы была возможность принять участие в составлении нового словаря русского языка, то следовало бы изъять из него выражение «выбирать часы» – как вредное и неверное. На самом деле, мир часов настолько богат и разнообразен, что возможности «выбирать» в нем что-то практически не представляется: надо только прислушаться к своим желаниям, и твои часы выберут тебя сами.
Есть часы утилитарные: для работы, отдыха, занятия спортом и вечеринок. Есть декоративные и дизайнерские. Но если вы хотите встретить свои «собственные» часы, часы для души, советую обратить внимание на Bovet.
Многие клиенты седьмой старейшей швейцарской часовой фабрики Bovet, купив однажды эти часы, навсегда остаются ее преданными поклонниками. Владелец компании Паскаль Раффи, сам обладающей обширной коллекцией раритетных часов, объясняет это так: «В современном обществе массового потребления, соблюдение традиций, качественная работа и индивидуальное мастерство стали важны для людей, как никогда.
Часы Bovet – это не просто качественные эксклюзивные часы. Они соединяют в себе уникальные достижения часового искусства, историческую преемственность и художественную ценность. В этом повторить Bovet невозможно».
То, что г-н Раффи ничуть не преувеличивает, подтверждает эксперимент, который он провел несколько лет назад с одним из своих основных дистрибьюторов. Паскаль Раффи попросил выключить в комнате свет и выложить на стол все часы, представленные у дистрибьютора, а потом попросил коммерсанта на ощупь попробовать определить, какие именно часы перед ним. Тот сумел узнать лишь собственные часы и Bovet.
С тех пор человек стал ярым апологетом марки. Действительно, благодаря уникальному дизайну корпуса Fleurier и искусному оформлению часы Bovet не спутаешь ни с какими другими даже в темноте.
Карманные наручные часы
Компания Bovet была основана в 1822 году потомственным часовых дел мастером Эдуардом Бове и его братьями в знаменитом городе Флерье неподалеку от Женевы, давшем миру не меньше великих часовых имен, чем Ла Шо-де-Фон кантона Невшатель.
Bovet & Cie открыло отделение в Лондоне и, пользуясь британскими связями с Китаем, завязало обширную торговлю с Поднебесной, став любимой маркой императорского двора. Поэтому символом Bovet был выбран стилизованный 12-лепесковый лотос.
Часы Bovet столь высоко ценились знатными особами прежде всего из-за использования сложнейших техник эмалевого и перламутрового покрытия (соединивших в себе достижения европейского и китайского декоративного искусства), позволяющих наносить на часы удивительные по сложности, яркости и выразительности миниатюры.
Одна такая пара, изготовленная по заказу китайского императора, была удостоена золотой медали на знаменитой Парижской выставке в 1855 г. Уникальная коллекция Bovet, принадлежащая императорскому двору, была разворована во время гражданских войн в Китае, и ныне некоторая ее часть хранится в музее Запретного Города Пекина, три экземпляра выставлены в Женевском музее Patek Philippe, а те, что неожиданно всплывают на аукционах, мгновенно приобретаются коллекционерами за астрономические суммы.
В 1864 году потомки Эдуарда и его братьев продали свое часовое производство представителям фабричной инспекции Флерье, правда, оставив за собой право на марку. Но в 1901 году семья Бове окончательно оставила часовое дело. С тех пор Bovet сменил несколько владельцев, пока в 1997 году его не приобрел Паскаль Раффи, который решил возродить удивительную историческую марку.
Первая успешная идея Раффи: превратить классические карманные часы Bovet XIX века в наручные. Но не просто сделать стилизацию «под старину», а создать особую форму, гармонично соединяющую в себе достоинства того и другого.
Так появился знаменитый дизайн Fleurier, который невозможно спутать с другими часами даже на ощупь: совершенный круглый корпус, заводная головка, находящаяся над отметкой «12 часов», а крепление браслета над ним выполнено в виде цепного кольца карманных часов. Уже в год своего создания серия Fleurier была названа читателями журнала Montres Passion Часами Года, а итальянский журнал Polso присудил ей приз за лучший корпус.
Самое лучшее
Сама по себе стилизация наручных часов под классические карманные не могла принести успех. Его обеспечили фантазия дизайнеров, виртуозное мастерство художников и часовщиков. На фабрике Bovet предъявляют высочайшие требования ко всем деталям часов: начиная от механизма и заканчивая малейшими деталями оформления.
Оригинальное расположение заводной головки предполагает создание уникальных механизмов. Bovet заказывает специально разработанные для своих идей части механизмов на лучших швейцарских фабриках: F.Piguet, Lemania, Jaquet, а потом из них собирает уже собственные запатентованные калибры. Их создают мастера, чьи имена уже давно стали символами часового искусства.
Так калибры 12ВМ04 и 05 разработаны и произведены одним из лучших швейцарских специалистов Кристофом Кларе, сотрудничающим с многими известными мастерами сложных часов, например, с Пьером Кунцем. 12ВМ04 используется в моделях Fleurier 39 мм - скелетон с минутным репетиром и турбийоном из розового, белого золота и платины.
А 12ВМ05 работает в разновидности Fleurier 39 мм - скелетоне с турбийоном из белого золота или розового с платиной (турбийон расположен на отметке «3 часа», а мосты сделаны в виде крыльев бабочки). Поразив знатоков часового дела своими скелетонами с турбийоном, минутными репетиром и большой датой, Bovet сосредоточилась на выпуске модели с вечным календарем.
Не исключено, что скоро компания соединит все функции «под одной крышкой». При этом, можно не сомневаться, что заводная головка этих часов будет по-прежнему находиться сверху, ну и, конечно же, это будет скелетон.
Любовь к скелетонам не случайна: братья Бове были первыми, кто стал производить карманные часы с прозрачной задней крышкой, показывающей работу механизма.
Дело в том, что внешнему виду и гравировке механизма Bovet с самого начала уделял ничуть не меньше внимания, чем отделке корпуса. Сейчас компания старается максимально точно воссоздать роскошный стиль механизмов XIX века. Все детали обрабатываются и полируются вручную, мосты и платы украшаются гравировками Cote de Geneve и Fleurisanne, при сборке используются только синие винты вороненой стали, а, например, ротор калибров 8ВМ03 Prestige и 12ВА03 украшен кольцом из жемчужин в золотой оправе – так были отделаны карманные часы Bovet, изготовленные по заказу китайского императора.
Тем не менее, нельзя считать, что Bovet ориентируется только на традиции прошлого. Есть в ее коллекции и современные модели - столь же изысканные и надежные. Например, серия Sportster – часы с хронографом. Она была также сделана на основе корпуса Fleurier, то есть с заводной головкой над отметкой «12 часов». Необычно расположены и кнопки управления хронографом: по бокам от заводной головки.
Счетчик секунд находится в положение «6 часов». Интересно, что главными приверженцами этой модели стали… дамы, которых пленили строгий дизайн, необычность и актуальный сейчас крупный размер Sportster.
Среди циферблатов этой серии особо стоит выделить модель с китайской символикой, ставшей бестселлером не только на Востоке, но и в Европе. В этих часах установлен сертифицированный механизм 13ВА01 с фирменной гравировкой, лотосом и ротором из 22-каратного золота. Немаловажно, что все модели Bovet являются хронометрами, сертифицированными COSC.
Вернисаж миниатюр
Но главную ставку Паскаль Раффи сделал на индивидуальный вкус и пожелания своих клиентов. И в этом области часы Bovet практически вне конкуренции. Компании удалось сохранить секреты уникального производства римской, выемчатой, полупрозрачной и перегородчатой эмали, а также техники миниатюрной живописи по перламутру, которые прославили марку сто лет тому назад от Китая до Альбиона.
Но дело не только в технике – мастеров, способных создавать художественные шедевры из эмали, в Швейцарии и во всем мире можно пересчитать по пальцам. Раффи несколько лет потратил только на то, чтобы найти таких мастеров и уговорить их перейти на работу в Bovet.
Труд миниатюриста насколько уникален, настолько и сложен. Например, главному специалисту по перламутровой живописи Андрэ Мартинесу (он работает в компании с момента возрождения) требуется 250 часов, чтобы только создать эскиз на поверхности циферблата. При этом мастер не отрывается от микроскопа. Процесс создания миниатюры на эмали занимает восемь длительных и трудоемких этапов (и это не считая стадий эскизов и пробных работ).
Очень непросто работать с и перламутром – необычайно хрупким и сложным материалом. Любое неверное движение грозит погубить творение. Часы с перламутровой миниатюрой на циферблате выпускаются Bovet только на заказ и в единственном экземпляре. Мастера могут нанести на циферблат практически любой рисунок или фотографию, ведь девиз компании: «Нет ничего невозможного!».
Кстати, первые часы с портретом в перламутре Fleurier Alexandra (калибр 11ВА05, диаметр 39 мм), изображавшие молодую девушку, были изготовлены по заказу и идее «Да Винчи». Часы оказались настолько удачными, что появилось множество желающих приобрести модели с оригинальным рисунком, а компания «Да Винчи» получила приоритетное право на оформление таких заказов. Поэтому многие российские знаменитости сейчас заказывают целые коллекции часов Bovet с рисунком по собственному выбору.
Семейные традиции
Bovet удалось не только вернуть былую славу, но и занять особое место на часовом рынке. Три года компания участвовала в престижнейшем Женевском международном салоне часового искусства, а в этом году решила отделиться и организовала собственную презентацию новой коллекции. Ведь главное для Bovet – индивидуальный подход к каждому клиенту.
Объем годовой продукции компании за последние два года вырос с 300 до 1500 пар, а в планах – увеличить эту цифру до 2000. На этом Паскаль Раффи планирует остановиться: он создает не массовый товар, а часы, которые доставляют эстетическое и эмоциональное удовольствие обладателю.
- Часы Bovet эксклюзивны и в этом наша ниша, – говорит он.
– Люди ценят индивидуальный подход, а мы рады успеху нашей небольшой компании с традициями семейного управления. Наша главная цель - сохранить свою уникальность и по-прежнему заниматься тем, что нравится и нам, и нашим клиентам.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2003