Часы Porsche Design: Генная дизайнерия
Последний писк автомобильной моды – приборная панель, украшенная круглыми шкалами, которые напоминают хронометры
Генная… дизайнерия
Три поколения семейства Фердинандов Порше вписали собственное имя в историю автомобилестроения и не только. Дед, Фердинанд I, еще на заре XX века создавал электромобили и самые быстрые “мерседесы”, побеждая на международных (и даже неавтомобильных!) выставках.
Накануне Второй мировой разрабатывал двигатели для мотоциклов, автомобилей, самолетов и кораблей, танков, другой военной техники. Спроектировал всемирно известный “народный автомобиль” “Фольксваген-Жук” – за одно это конструктору, сполна ответившему за грехи времен Третьего Рейха напряженной работой над малолитражной “Рено-4CV” во французской “шарашке”, стоило поставить памятник при жизни. Его сын, известный под именем Ферри, вывел семейную марку спортивных авто “Порше” на мировой уровень. Внук, Фердинанд Александр Порше, стал отцом “культ-машины”, “машины-мечты”, “конструкторского чуда”, “короля спортивных машин” – легендарной “Порше-911”.
Но в автомобильных рамках талантливому дизайнеру и конструктору стало тесно. Всего лишь несколько лет спустя после рождения триумфальной 911-й, не успев вкусить всех плодов успеха, он вдруг… посмотрел на часы. Дизайнерским, разумеется, взглядом. Посмотрел и придумал первый в мире матово-черный хронограф. В 1978-м – подарил новую, часовую жизнь космическому металлу титану. В 2000-м – соединил титан с алюминием. Модели PAT (“Порше–Алюминий-Титан”) стали долгожданным неологизмом в изрядно поистершемся часовом лексиконе.
Отметим в скобках, что опыты с часами очень понравились мощному тогда еще не старику Фердинанду III. В 1972 году он предпочел легкому хлебу главы прославленной семейной фирмы нехоженую стезю свободного художника и вскоре основал собственное дизайн-бюро Porsche Design. Скромная пометка “Design by F. A. Porsche” украшает ныне самые разные предметы народного, так сказать, потребления: от ручек и солнцезащитных очков до курительных трубок и хьюмидоров.
“Когда дизайнерская философия столь успешна, как наша, почему ее нужно ограничивать только дорогой и спортивными автомобилями? Нашу страсть к совершенству мы перенесли во множество других областей жизни. Результат – широкий диапазон эксклюзивных предметов: одежда, аксессуары, спортивное оборудование и памятные сувениры, которые соединяют в себе настоящее качество “Порше”, революционный дизайн и классическую элегантность”. Эта довольно обширная цитата с официального сайта бюро Porsche Design содержит в себе все ключевые слова, которые вы с успехом можете отнести к своим часам, если это часы “Порше”.
Стоит привести здесь независимое мнение, которое принадлежит питерскому дизайнеру Андрею Дмитриеву. У Андрея нет ни часов, ни мобильного телефона, да и разъезжает он на суперскромной вазовской “шестерке”. Однако при слове “Порше” оживился и он:
– Да, ездил, когда жил в Голландии. Помню, часа за два доехал на “поршике” от Амстердама до Брюсселя… А “Порше Дизайн” делает хорошие, удобные, приятные вещи – сегодняшние и очень точные по стилю, по потребительским качествам. Особенно люблю у них кожаные аксессуары, портфели. Часы? Я их не ношу, но опыт участия в раллийных гонках подсказывает мне, что любой прибор должен быть не с мигающими цифрами, на которых, чтобы уловить их сигнал, нужно сосредоточить все сознание целиком, а со старой доброй стрелкой, за которой можно наблюдать краем глаза. Главные шкалы – это тахометр, показывающий число оборотов двигателя, и датчик давления масла. Будешь с ними дружить – никогда не “запорешь” мотор. Все циферблаты, и особенно эти, непременно должны быть информативными. Часы, конечно, тоже.
Часы по-другому
В дизайне Порше внешнее всегда отталкивается от назначения. В отличие от просто косметической стилизации, истинно функциональные решения появляются и развиваются изнутри наружу. Этот подход включает в себя четыре основных условия: доведение предмета до его основного назначения; создание стройного, упорядоченного дизайна; разумный выбор наиболее пригодных материалов; объединение традиций утонченного ремесла и наиболее оптимальных технологий в производственном процессе.
Черный цвет – безошибочный визуальный знак Porsche Design. По словам самого Ф. А. Порше, этот “нецвет” лучше всего выражает совершенное соответствие формы и назначения. Ну а позаимствованная у тахометра красная секундная стрелка, изящная дань славной истории “Порше-911” – это самая остроумная и привлекательная деталь циферблата хронографа РАТ, проливающая бальзам на душу истинного любителя скорости и ценителя точности.
Для получения матово-черного двойного покрытия из нитрида титана и нитрида кремния на двух нажимных кнопках и заводной головке хронографов РАТ пришлось прибегнуть к сложным физико-химическим процессам, благодаря чему детали обрели твердость по Виккерсу в диапазоне от 1500 до 2000 (для сравнения: твердость алмаза – 10 000).
Идея объединения алюминия и титана возникла из особого аспекта совместимости этих металлов. Поскольку любое взаимодействие со сталью приводит к быстрому окислению алюминия, было решено заменить каждую стальную деталь корпуса ее эквивалентом из титана, абсолютно коррозионно-стойкого металла. При этом часы стали легче и приятнее запястью.
Корпус представляет собой трехкомпонентную конструкцию, состоящую из матово-черного центрального корпуса из анодированного алюминия, в котором соединены на тугой посадке прочное титановое гнездо камня и плотно ввинченная титановая задняя сторона корпуса.
Часы водоустойчивы на глубине до 100 м (около 330 футов). Привинченная заводная головка является стандартной оснасткой часов Porsche Design. Пружинные стержни, крепящие резиновый ремешок к корпусу, также изготовлены из титана. Выгнутый, устойчивый к истиранию сапфировый кристалл имеет антибликовое покрытие по обеим сторонам.
Компания Eterna, выбравшая своим именем латинское слово ““вечность”, немало потрудилась над механизмом кварцевого хронографа, снабженного дополнительным циферблатом для постоянного показа секунд и календарем с датой. Вдобавок ко всему он способен измерять и фиксировать любой интервал между 1/10 секунды и 12 часами.
По техническим причинам менее массивная женская модель хронографа РАТ измеряет интервалы времени до 30 минут с точностью 1/10 секунды, при этом все другие ее функции аналогичны тем, которыми наделен мужской вариант. Ведь современная женщина предъявляет к часам те же требования, что и мужчина.
Каждые наручные часы Porsche Design поступают в продажу с их собственным сертификатом международной гарантии, а центры обслуживания находятся в более чем 50 странах мира.
Это совершенство родилось из желания Ф. А. Порше понять, сможет ли он “делать часы по-другому”. Функциональная стилизация под приборную панель и отделка из черного металла оказали влияние на поколения наручных часов. Да и истоки столь популярного ныне направления touch design, или “осязаемого дизайна”, “дизайна прикосновения”, цель которого – сделать любой предмет приятным, дружелюбным, беспроблемным для пользователя, лежат в штутгартском дизайн-бюро Porsche Design.
Тридцать лет там стремятся сделать очки дружественными переносице, научить ручку портфеля льнуть к пальцам, а часы – исправно выполнять свои функции, радуя глаз и не обременяя запястье.
…Вы никогда не задумывались над тем, почему у нас нет клуба владельцев автомобиля “Москвич” или, скажем “Хёндэ”, а вот клубов любителей “Порше” в Москве аж два на целую сотню счастливых обладателей культовой машины? Можно только порадоваться тому, что “Порше”, прячущимся от завистливых взглядов не в гараже, а под манжетой, обзавестись куда проще, чем 300-сильным “Бокстером” или “Каррерой” – наследниками легендарной 911-й. Магия великого имени осеняет своим крылом любое творение любого из трех Фердинандов.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2002