IWC: Знаки из Шафхаузена
В Швейцарии не редкость маленький городок, население которого почти целиком состоит из работников какой-нибудь одной фирмы. И, конечно, ее название у всех на слуху и произносится сотни раз в день
В Швейцарии не редкость маленький городок, население которого почти целиком состоит из работников какой-нибудь одной фирмы. И, конечно, ее название у всех на слуху и произносится сотни раз в день. Но в городе Шафхаузен (Schaffhausen), вотчине компании IWC, часовые мастера называют свою фирму просто - The Watch...
Высадка в Европе
Фирму IWC основал в 1868 году американский часовщик Флорентин Ариосто Джонс. Двадцатисемилетний предприниматель не был новичком в этом бизнесе: в Штатах он долгое время работал на часовой фабрике. Правда, в Америке организация производства часов резко отличалась от швейцарской: поток, конвейер, унифицированные модели, взаимозаменяемые детали механизмов.
Конечно, в чужой монастырь со своим уставом не лезут, но... Швейцария была для Джонса идеальным вариантом, позволяющим обойти таможенный запрет на ввоз в Европу американских часов. А замысел объединить традиции швейцарского часового искусства и деловую хватку Нового Света обещал дать весьма неплохие результаты.
Джонс не прогадал, хотя трудностей было немало. Сперва он пробовал обжиться в горах Юра, центре часового производства Швейцарии, где многие жители деревень никогда и не держали в руках плуга - лупа часовщика была им привычнее и нужнее. Однако в той местности нет рек с достаточно сильным течением, и работу фабричных машин, устроенных по принципу водяной мельницы - американское "ноу-хау" - наладить так и не удалось.
Тогда Джонс перебрался в Шафхаузен, городок на севере Швейцарии. Собственно, здесь и была создана IWC - International Watch Company (какое еще название мог придумать американец!?). Можно себе представить, как посмеивались степенные мастера, у которых и дед, и прадед, и дед прадеда были часовщиками: "IWC - это что, фамилия? Откуда явился этот выскочка?"
Но прошло немного времени, и от иронии не осталось и следа. Карманные часы, спроектированные Джонсом, ничем не отличались от "часов-аборигенов" - те же филигранное исполнение, точность хода, надежность. Его фабрика выпускала настоящие швейцарские часы, но в больших количествах и, что самое главное, - более дешевые.
Джонс с американской деловитостью раз и навсегда показал, что человеку, каким бы профессионалом он ни был, за машиной не угнаться. Новый подход к организации работы со временем заставил и других часовщиков обзаводиться станками, машинами, фабриками...
Итак, "европейский плацдарм" был создан, и вскоре в IWC работали многие из тех, кто еще недавно высокомерно отзывался о напористом американце, лезущем не в свое дело.
Метки на циферблате истории
Начатые в 1882 году, в компании IWC и по сей день ведутся архивы, где скрупулезно регистрируются все данные о производстве часов. Первая запись в этой летописи посвящена изобретению основателя компании - калибру Джонса. Он стал первым высокоточным механизмом, снабженным головкой взамен привычного в те годы заводного ключа. А к 1885 году IWC изготовила карманные часы с цифровой индикацией часов и минут.
В конце ХIХ века часовщики делали первые, робкие попытки поставить на поток производство наручных часов. И одной из проблем, с которыми они столкнулись, была потребность в механизмах меньших размеров. Обычные карманные часы с приделанными к ним ушками для продевания ремешка, конечно, были слишком громоздки, чтобы носить их на запястье.
Компания IWC нашла выход из положения, использовав для серии наручных часов тонкий механизм женских карманных моделей, и, не теряя времени, приступила к разработке принципиально новых конструкций. Первая наручная модель - 75 калибр - появилась в начале XX века. "Бурные" 20-е годы и стиль ар деко, ставший основным в европейском искусстве, открыли миру прелесть прямоугольных часов. Получилось так, что бочкообразные механизмы и корпуса IWC как нельзя лучше соответствовали "магистральному" направлению развития часового производства.
Однако компания умела выполнять и необычные запросы. Так, по заказу бизнесменов, один из которых был потомком знаменитых португальских мореплавателей, IWC наладила производство наручных часов, сравнимых по точности с морскими хронографами. Эти часы большого размера с "карманными" механизмами идеально совпали с новейшей тенденцией в мировом часовом дизайне и стали основой для продолжающейся и поныне коллекции IWC Portuguese.
В 30-е годы часовщики из Шаффхаузена начали выпуск совершенно новой линии часов, созданной специально для пилотов. Эта линия известна коллекционерам как Mark IX. Она стала "родоначальницей" нескольких серий, разработанных в соответствии с потребностями нового поколения покорителей воздушных, морских и земных пространств.
В частности, механизм модели, созданной в 1940 году (военная версия), впервые предусматривал защиту от воздействия магнитных полей благодаря дополнительному внутреннему корпусу из мягкого железа.
К концу 40-х годов, в гонке между швейцарскими часовыми компаниями, производящими первые механизмы автоподзавода с ротором, способным вращаться в обе стороны, IWC стала абсолютным лидером. Первыми часами, оснащенными таким механизмом, была модель 1955 года Ingeniuer. Это были самые совершенные часы своего времени: герметичные, автоматические, с магнитной защитой.
В 1978 появились часы, полностью сделанные из антимагнитных материалов, да еще и с компасом - первый результат кооперации с дизайнером F. A. Porsche, который разрабатывал новые линии IWC в течение последних 20 лет. Два года спустя IWC, создав титановый механический хронограф, встала в один ряд с лидерами часового мира. До этого ни одна компания не могла справиться с этим сложным в обработке материалом. А в 1982 году IWC разработала корпус и браслет для новой серии сверхмощных титановых дайверских часов с водозащитой до 2000 метров - модель Ocean 2000.
В 1997 году конструкторы и дизайнеры IWC представили новую спортивную линию GST Aquatimer. Подтверждением достоинств этого механического хронографа, предназначенного для водолазов, стало то, что немецкое военно-морское ведомство официально взяло его "на вооружение".
Имея тягу к изобретениям и решению сложнейших проблем, в 1999 году компания выпустила модель GST Deep One. Это первые механические часы для подводного плавания, которые, помимо текущего времени, указывают еще и глубину погружения.
В середине восьмидесятых, когда уже почти никто не верил в успех, IWC возродила лучшие традиции сложных механических часов: увидела свет модель Da Vinci с автоматическим хронографом и вечным календарем на 500 лет. Позже, в продолжение линии Da Vinci, были выпущены модели с турбийоном, сплит-хронографом, в корпусах обычного и уменьшенного размера, из стали, золота и платины, с бриллиантами и без них.
Семь лет, потраченные на разработку первых сверхсложных часов Grande Complication, всегда будут занимать особое место в летописи компании IWC. Эти часы имеют корпус из платины или золота и состоят из 659 деталей. Хронограф, минутный репетир, вечный календарь - три основных функции Grande Complication, которые никогда прежде не были в одних часах. Ежегодно, начиная с 1990 года, производится 50 экземпляров Grande Complication в год, что делает эти часы единственными в мире сложными часами, производство которых не прекращается.
Совершенство вплоть до самых мельчайших деталей и строгая уравновешенность всех элементов - вот основы идеальной красоты часовых шедевров и наглядная демонстрация искусства мастеров IWC из старинного Шафхаузена.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2002