Обзоры & сравнения

А. Lange & Sohne: когда время вернулось домой

Бывает так, что горный поток уходит под землю, а потом снова вырывается на поверхность. Такие места притягивают к себе. Наверное, потому, что все мы знаем, как тяжело бывает перенести время беды и как легко потом жить, каким радостным кажется мир

Часовщики в седьмом колене
1785 год от Рождества Христова. В Дрездене, городе, который по праву называют сокровищницей немецкой культуры, родился Иоганн Христиан Фридрих Гюткес. Что он делал в юном  возрасте, неизвестно. Неизвестно почему начал изучать математику и физику и выбрал себе стезю часового мастера. Известно другое - мастером он был от Бога, что, кстати,  подтверждает и его женитьба на дочери Иоганна Фридриха Шуманна, часовщика королевского двора Саксонии. А старый мастер был известен тем, что недоучек и горе-кулибиных на дух не переносил.

Когда тесть покинул бренный мир, настал черед Гюткеса заботиться о королевской часовой коллекции, пополнять ее новыми шедеврами. Самыми большими в этом собрании были часы, украшавшие башню дворца. Они требовали постоянного присмотра и ухода, и Гюткес попросту переселился в башню. О том, сладко ли спалось мастеру под бой огромных часов, история умалчивает...

К тому времени имя Гюткеса знали уже не только часовщики, но и знатоки театрального искусства - благодаря часам, которые мастер создал для дрезденской оперы Семпера. Эти цифровые часы, механический аналог современных электронных табло, и сегодня относят к самым значительным достижениям за всю историю часового дела.

Через некоторое время, словно повторяя судьбу тестя, Гюткес выдал свою дочь за молодого талантливого часовщика. Звали молодого человека Фердинанд Адольф Ланге. Он выбрал захудалое саксонское местечко Гласхютте, соединенное с внешним миром лишь непроезжей дорогой, устроил там фабрику, обучил работе крестьянских парней, расширил дело. Его выбрали мэром, и уже через 18 лет город было не узнать. Сотни надежных рабочих мест, и мастерские, мастерские, мастерские... Здесь создавали в основном карманные часы, бывшие в то время на пике популярности.

Фердинанд Адольф Ланге

Ланге первым в Германии наладил серийное производство высокоточных часов, применив метод разделения труда. Каждый из его работников изготавливал что-то одно: балансовые колеса, стрелки или заводные барабаны. Кроме того, фирма перестала зависеть от  иностранных поставщиков и надежно укрепилась на европейском рынке.

Сыновья Адольфа Ланге продолжили дело отца. Марка А. Lange & Sohne (Ланге и сыновья) появилась даже на специальных морских хронометрах, для производства которых в 1895 году была налажена телефонная связь с Берлинской обсерваторией - оттуда передавались сигналы точного времени. Фирма получала национальные и международные награды, а название А. Lange & Sohne стало синонимом высочайшего качества и аристократичности стиля.
После Первой мировой войны в Германии наступила "великая депрессия", которая не могла не отразиться и на часовом деле. В то время наручные часы доказали свое превосходство над карманными. Но прекрасная репутация карманных часов А. Lange & Sohne и специализация на точных механизмах не позволили фирме сойти с арены, которую уже покинули многие и многие...

В 1942 году глава компании Вальтер Ланге был призван на военную службу. А, вернувшись в начале мая сорок пятого, увидел лишь руины. Через сто лет после основания, фабрика А. Lange & Sohne в Гласхютте была разрушена бомбардировками. Вальтер Ланге наладил было производство во временных помещениях, но три года спустя фирма была национализирована правительством социалистической Германии. Спасаясь от преследований, потомственный часовщик вынужден был покинуть страну. И опять вернулся лишь в 1990 году...
                                                      
Второе дыхание            
Объединение Германии дало Вальтеру Ланге надежду возродить семейное предприятие. Он прибыл в Гласхютте 7 декабря 1990 года и учредил новую компанию - Lange Uhren GmbH. Новость распространилась со скоростью пожара: "Господин Ланге вернулся!". Посыпались просьбы о принятии на работу, энергичные молодые люди представлялись потомками работников фирмы, которых Вальтер Ланге знал лично, и вскоре ему удалось собрать команду из лучших часовых мастеров.

Здания для фабрики не находилось, а попытки выкупить старый семейный дом окончились неудачей. Поэтому выбор пал на бывшее здание производителя точных часов Strasser & Rohde, которое постепенно было преобразовано в одну из лучших часовых мастерских современности. Именно в нем в 1994 году были изготовлены первые часы, снова подписанные знаменитой маркой А. Lange & Sohne. Но прошло немного времени, и новообретенный дом оказался слишком тесным для быстро растущей фирмы. Второе помещение с новыми мастерскими и часовой школой открылось в 1998 году. А вскоре А. Lange & Sohne улыбнулась заслуженная удача -  старое семейное здание, бастион часовых традиций с 1873 года, вновь перешло в собственность семьи. Лучшего подтверждения преемственности стиля и качества работы А. Lange & Sohne трудно придумать.


Lange 1
В 1994 году увидели свет первые часы возрожденной марки - Lange 1. Они стоят того, чтобы рассказать о них подробнее.

Langel  Langel Time Zone

Корпус Lange 1 выполнен из драгоценных металлов - золота, платины. Часовое стекло - сапфир, тверже которого только алмаз. Циферблат сделан из массивного серебра. Большое окошко указателя даты - это и дань памяти Иоганну Христиану Фридриху Гюткесу, автору часов дрезденской оперы Семпера, и весьма практичное техническое новшество. Больше не надо пристально вглядываться, чтобы узнать число месяца - его видно сразу.

Все соединения корпуса снабжены уплотнителем, препятствующим попаданию влаги внутрь. Ударостойкое балансовое колесо работает на частоте 21600 полуколебаний в час. Не меньше, и не больше!

Кроме того, механизм Lange 1 усовершенствован для более простого обслуживания. Так, одна из самых сложных и требующих большой точности операций - настройка положения баланса по отношению к анкерной вилке - может быть произведена без разборки всего механизма. Поэтому ремонтировать часы Lange для мастера - одно удовольствие, но, увы, денег много не заработаешь. Ведь все проблемы с ремонтом разрешаются легко и просто.

Langematik
Фирма А. Lange & Sohne производит автоматические карманные часы с 1891 года. Выпускаемые небольшими сериями, они - желанная находка для коллекционера. В новую эру - с 1994 года - фабрика прославилась своими экстраординарными часами с ручным заводом. Переход к производству автоматических часов стал своего рода достижением. Следовало изучить технологии, чтобы не обмануть ожидания почитателей фирмы.

Команда экспертов во главе с Вальтером Ланге работала пять лет и создала новый механизм SAX-O-MAT, который обеспечивает завод даже, если владелец часов не совершает активных движений. И для того, чтобы часы не останавливались, больше не нужно  трясти рукой.

Новые часы назвали Langematik. Работу их автоматического механизма можно наблюдать через сапфировое окошко на оборотной стороне часов. Но это единственная "вольность" - в остальном часы Langematik верны аристократическому стилю часов Lange.

Циферблат часов изготовлен из массивного серебра, стрелки - из золота или вороненой стали. Часы предлагаются на ремешке, вручную сшитом из кожи крокодила, на золотом или платиновом браслете, опять же ручной сборки. В состоянии полного завода  Langematik могут работать 46 часов.

Lange Cabaret
Освежающее, откровенное, изобретательное кабаре - остроумное, фривольное искусство постановок на маленькой сцене -  фирма Lange отыграла "на бис". Большой указатель дат удачно преобразил циферблат - пропорциональный треугольник из золота или платины. Золотые накладные метки, часовая и секундная стрелки, словно вышедшие на тур танца... Вместо рампы - бриллианты, вместо ковровой дорожки между кресел - золотые звенья браслета. Кабаре... А во время антракта можно заглянуть за сцену. Там, за сапфировым стеклом на шести винтах - сердце часов, часовой механизм, благодаря которому великолепное представление никогда не прекращается...

Lange Cabaret

Lange Arkade
Эти изысканные часы для женщин выполнены в стиле, напоминающем о классической архитектуре Дрездена. Арочный свод ободка, окружающий циферблат, схож с одним из сокровищ старого города - арками королевского дворца во "Флоренции на Эльбе". Корпус выполнен из 18-каратного золота или платины. Заводная головка и кнопка для управления календарем также сделаны из золота или платины и защищены от влаги. Элегантные золотые стрелки гордо шествуют по серебряному циферблату.

В коллекции Arkade есть уникальные модели, соединившие в себе часовое искусство с непревзойденной работой ювелира. Романтический огонь алмазов бриллиантовой огранки или более сдержанный блеск камней, ограненных под багет, таинственно преображают благородные линии корпуса часов, создавая уникальный ювелирный шедевр.

Внутри часов Arkade - созданный специально для женских часов механизм Lange, который собирают вручную ограниченными партиями. Здесь прекрасным дамам повинуется все - даже секундная стрелка останавливается, когда изящные пальчики касаются заводной головки, чтобы перевести время. Ни одной секунды Её времени не пропадет!

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2001

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?