Jaeger-LeCoultre | Автостопом по галактике
Лиза Епифанова
Астрономия — самая романтичная область человеческого познания. Хоть раз в жизни каждый поднимал голову к небу, усеянному звездами, и думал: что же там творится? На мануфактуре Jaeger-LeCoultre уверяют — владельцу часов из тематической коллекции этого года больше не потребуется телескоп и даже темное время суток. Все небесная механика теперь разместилась прямо на запястье.
Все звезды
О том, что Jaeger-LeCoultre собирается посвятить этот год астрономической теме, было по традиции известно заранее. Еще перед Женевским салоном мануфактура представила две модели из новой коллекции: Master Calendar с циферблатом из метеорита и Duometre Spherotourbillon Moon, так что коллекционеры, умеющие распознавать намеки, могли приготовиться к тому, что марка обновит и свои сложнейшие астромодули, тем более что в ее истории их было изобретено немало.
Так и произошло — хотя непосредственно на SIHH мануфактура из Ле-Сентье показала только часть премьер. Настолько сложна в замысле и исполнении оказалась новая коллекция, что ее полную версию Jaeger-LeCoultre в итоге продемонстрировала только в апреле на мануфактуре. А заодно ит показала ряд своих уникальных музейных экземпляров с астрономическими указателями, начиная с карманных часов Savonette с годовым календарем, ретроградной индикацией даты и фазой Луны в овальном окошке, выпущенных в 1870 году.
Master Calendar с циферблатом из метеорита и Master Grande Tradition Tourbillon Orbital с парящим сидерическим турбийоном
Но современные модели, собранныевместе в одной экспозиции, произвели еще более захватывающее впечатление. Как известно, в прошлом году Jaeger-LeCoultre запустила проект Hybris Artistica, в котором наиболее сложные и необычные механизмы мануфактуры предстают в столь же изощренном художественном исполнении. Естественно, все знания и техники художников и ювелиров весьма пригодились и для новой темы, в результате астрономические и календарные модули приобрели совершенно «космический» вид.
Вечный календарь с минутным репетиром Grande Complication, ок. 1895 г. и Наручные часы-календарь Jacques-David LeCoultre, калибр Jaeger-LeCoultre 486, 1949 г.
Звездная орбита
Несомненный «белый гигант» новой коллекции — знаменитый орбитальный турбийон Master Grande Tradition Grande Complication.
В версии 2015 года он облачился в корпус из элегантного розового золота, при этом его внешний вид явно перекликается с карманной версией сложных часов XIX века, которые можно было увидеть на соседней витрине (Grande Complication 1895 года). Циферблат гипнотизирует картой звездного неба с изображением Большой и Малой Медведицы с Полярной звездой, Кассиопеи, а также 12 зодиакальными созвездиями, выполненными с филигранной точностью. Текущее время суток указывает солнечный диск, вращающийся по окружности циферблата, а так называемое звездное, или сидерическое время демонстрирует каретка турбийона, совершающая полный оборот за 23 часа, 56 минут и 4 секунды — будто капсула, плывущая в стратосфере.
Master Grande Tradition Grande Complication сидерческий турбийон с репетиром
Если посмотреть сквозь прозрачную заднюю крышку, можно увидеть знаменитые молоточки «требюше» Jaeger-LeCoultre — теперь ими дополнен также и минутный репетир калибра. Между прочим, в новой Grande Tradition Grande Complication задействован также и новый эффективный рычаг активации репетира, впервые представленный в прошлом году в Hybris Mechanica 11. Так что этот шедевр микромеханики стал не только намного более зрелищным, но и практичным.
Master Grande Tradition Tourbillon Cylindrique a Quantieme Perpetuel
Продолжает звездно-зодиакальную тему также модель Grande Tradition Tourbillon Cylindrique a Quantieme Perpetuel. Но первое, что притягивает внимание в этих часах, вовсе не лунный диск из лазурита, не счетчики сверхточного вечного календаря (не требуют корректировки до 1 марта 2100 года) и даже не турбийон с цилиндрической спиралью, а циферблат потрясающе чистого небесно-синего оттенка, выполненный филигранным зернением в технике mortillage и покрытый эмалью. На этом ярком фоне разместились все возможные индикаторы астрономических циклов: фазы Луны, определившие деление на месяцы и дни недели отсчет лет, соответствующих вращению Земли вокруг Солнца, и впервые в этом году в модели появился зодиакальный календарь, расположенный у отметки «12 часов». Что характерно для Jaeger-LeCoultre, управление всеми функциями осуществляется при помощи одного корректора.
Марс и Венера
О премьере этого года Master Calendar было уже много сказано, и неудивительно, что именно эти часы были выбраны «глашатаем» новой коллекции.
Настолько нетипично для сдержанной Master стал выглядеть циферблат часов, изготовленный из довольно редкого метеорита, прилетевшего к нам откуда-то из астероидного пояса между Марсом и Юпитером. Обработка метеорита для циферблата — само по себе занятие трудоемкое. Небесное тело аккуратно режут, чтобы получить тонкую пластинку, потомтдолго травят, дабы обнажить уникальный узор «видманштеттовых фигур», получающийся от сверхнизких температур космоса. Повторить его в искусственных условиях нельзя. Это почти невероятно: как будто простые часы с календарем превращаются в частичку Вселенной на запястье. Для тех же, кто не настолько готов оторваться от Земли, мастера Jaeger-LeCoultre приготовили и вполне практичный аксессуар: Master Ultra Thin Moon в стальном корпусе 39 мм.
Atmos Marqueterie Paille с точным лунным календарем в корпусе из соломенного маркетри, титана, лазурита и перламутра
Но, пожалуй, самое изысканное и щедрое подношение уже который год получает от Jaeger-LeCoultre прекрасная половина. Целый звездный дождь в коллекции Rendez-Vous, в том числе бутик-версию Night & Day с великолепным «солнечным» узором, стильную Rendez-Vous Moon с астральной картой и крупной фазой Луны.
А самой оригинальной премьерой стала Rendez-Vous Celestial с зодиакальными дисками из лазурита и авантюрина. Кстати, идея «красного неба» появилась не случайно: главный дизайнер Jaeger-LeCoultre янек Делешкевич, всегда находивший вдохновение в живописи, подсмотрел ее на картине Эдварда Мунка «Крик».
Rendez-Vous Moon с картой созвездий из лазурита и фазой Луны
Небесные диски украшены изображениями созвездий и знаков зодиака. На них отображается движение звезд в небе Северного полушария, а один оборот такой диск совершает за те же 23 часа, 56 минут и 4 секунды — сидерические сутки, в точности не уступающие Grande Complication или роскошному сидерическому турбийону Tourbillon Orbital, инкрустированному багетами. Кроме того, «небесные» Rendez-Vous дополнены вращающимся ободком с золотой звездочкой, которую можно использовать в качестве напоминания о какой-то важной временной отметке.
Rendez-Vous Celestial с зодиакальным диском из авантюрина
Вечные вопросы
Осмотрев все наручные астрономические модели, гости мануфактуры, как правило, надолго замирали перед последним экспонатом — новой версией Atmos Marqueterie Paille. Легендарный механизм в этом году, естественно, дополнился фазой Луны, которая будет точно отображать цикл на протяжении 3861 года. Но не это делает ее, наверное, самой «астрономической» из всех премьер Jaeger-LeCoultre 2015 года. А то, что глядя на эти часы, начинаешь размышлять о вечности, о Земле и о своем месте во Вселенной. Циферблат с лунным диском из королевского лазурита обрамляет синий корпус, будто состоящий из нескольких пирамид. Он сам напоминает кристалл или небесный объект, во всяком случае, что-то фундаментальное — а на самом деле изготовлен в технике маркетри из рисовой соломки.
Янек Делешкевич особенно гордится этой моделью, поскольку на ее примере ясно видно как из хрупкого эфемерного материала рождается вечное искусство. А где-то посередине этой метаморфозы находится человек.