Ulysse Nardin | Баланс мироздания
Ксения Воронина
Мануфактура из Ле-Локля Ulysse Nardin — одна из самых интеллектуальных часовых компаний в современной сфере высокой механики. Модели «великой триады» в ее исполнении: турбийон, минутный репетир и вечный календарь — предстают в новом облике, решая задачи, которые даже представить не могли мастера прошлых веков. Каждая из премьер Ulysse Nardin привносит собственный вклад в науку, искусство и понимание мироустройства и поэтому является беспроигрышной инвестицией.
Freak-волюция
Безусловно, флагманом часового конструирования, проложившим путь мануфактуры в новом тысячелетии, является легендарная модель Freak. Это фантастическое изобретение буквально потрясло часовой мир в 2001 году: через 16 лет после появления первого шедевра из «Трилогии времени» astrolabium Galileo Galilei людвиг охслин представил часы с кремниевым спуском, не нуждающимся в смазке, к тому же встроенным в механизм, целиком помещенный на вращающуюся платформу (по совместительству — минутную стрелку), что эффектно нивелировало воздействие гравитации. Помимо «карусельной» конструкции изохронность обеспечивал запатентованный спуск — дуплексный Dual Ulysse escapement, состоящий вместо традиционного анкерного колеса и вилки из двух спусковых колес, обеспечивающих стабильное распределение энергии. Уникальная и при этом элегантная конструкция в сочетании со здоровой самоиронией в названии сразу же сделали Freak эталоном современной классики. Но даже классика нуждается в совершенствовании. в последующие годы в коллекции появились результаты новых научных опытов с материалами и конструкцией: Freak Diamond Heart в 2005-м получил спуск, целиком изготовленный из культивированного алмаза и работающий на частоте 28 800 пк/час, в 2007-м ему на смену пришел еще более продвинутый Freak DIaMonSIL на основе синтетического нанокристаллического алмаза, во Freak Blue Phantom был опробован титановый сплав с голубым ионным напылением, а в провокационной Freak Diavolo обычный осциллятор был заменен парящим турбийоном. Наконец, принципиальные изменения представила модель Freak Cruiser в 2013 году, в которой вся система «карусельной платформы» стала абсолютно подвижной, а не закрепленной у основания.
Freak Blue Phantom в корпусе 45 мм из белого золота с калибром UN-202 с 7-дневным запасом хода
В новейшей версии Blue Phantom собраны все инновации классической конструкции Freak. Калибр UN-201 с ручным заводом обладает недельным запасом хода, завод пружины осуществляется вращением кольца на задней крышке, а перевод стрелок — еще одна фирменная запатентованная система — поворотом ребристого ранта, что позволяет обойтись совсем без привычной выпирающей заводной головки.
Imperial Blue в корпусе 46 мм из белого золота, калибр UN-970, лимит 20 экземпляров
Тяга к странствиям
Впрочем, еще до Freak славу Ulysse Nardin принесли знаменитые репетиры с подвижными фигурками-жакемарами. Мастера мануфактуры превратили часы в настоящую театральную арену, а сопровождающий ход времени музыкальный бой — в захватывающее шоу. в 2015 году коллекция пополнилась моделью Hannibal Minute repeater — очередным посвящением легендарным полководцам прошлого. После всадников и лучников александра македонского и восточных бойцов из войска Чингисхана на циферблат Ulysse Nardin на своем боевом слоне въехал карфагенский полководец ганнибал Барка. Фигура атаковавшего римлян военачальника, выполненная вручную из белого золота, непосредственно напоминающего о славных временах второй Пунической войны. Гранит добыт в той же горной части альп, которую ганнибал пересек со своим войском в третьем тысячелетии до нашей эры. Жакемары оживают под бой четырех гонгов калибра UN-79, каждый из которых отвечает за свою ноту: ми-до-ре-соль.
Hannibal Minute Repeater в корпусе 44 мм из платины, калибр UN-78 с турбийоном, Вестминстерским боем и жакемарами, лимит 30 экземпляров
Сочетание изысканной музыки с реализацией художественных навыков мастеров мануфактуры, пожалуй, можно назвать одной из особенностей Ulysse Nardin. Модели Hannibal Minute repeater и Jazz Minute repeater позволяют насладиться тонкостью гравировки на жакемарах, а прошлогодний Carnival of Venice Minute repeater напоминает о технике выемчатой эмали, мастерство владения которой художники регулярно демонстрируют в часах с уникальными картинами на циферблатах.
Hannibal Minute Repeater дополнен запонками из белого золота и альпийского гранита
Еще одна премьера 2015 года — часы Stranger Vivaldi — показывает свое видение рождения и передачи музыкального звука. Циферблат устроен таким образом, что владелец часов может наблюдать за процессом рождения мелодии. В прошлом году компания представила родившийся в результате пятилетних исследований механизм UN-690, позволивший создать миниатюрную музыкальную шкатулку с вращающимся на циферблате плоским диском со штырьками (вместо традиционного для шкатулки цилиндра), над которым скользят зубчики. В результате рождается музыка, ничем не отличающаяся от классической шкатулки, изобретенной женевцем антуаном Фавром в 1796 году. разница состоит в том, что круглый цилиндр и гребенка трансформировались в плоские элементы часового механизма. Звучание же осталось прежним. В модели прошлого года по желанию владельца круг вращался, проигрывая легендарную песню Фрэнка Синатры Strangers in the Night.
Stranger Vivaldi в корпусе 45 мм из розового золота, калибр UN-690 с устройством «музыкальная шкатулка», лимит 99 экземпляров
В 2015 году часы, сохранившие характерное для Ulysse Nardin провокационное имя, окунулись в мир классической музыки: Stranger Vivaldi воспроизводит концерт ми-мажор для скрипки «Пришла весна» из цикла «времена года» Антонио Вивальди. Дирижером, управляющим звучанием знакомой с детства мелодии, вновь становится калибр UN-690, спусковой механизм, анкерное колесо и балансовая пружина которого выполнены из кремния. Заключен механизм в корпус из розового золота диаметром 45 мм. В желанный раритет для коллекционеров модель превращает и ограничение тиража: выпуск часов лимитирован 99 экземплярами.
В компании решили, что циферблат в достаточной степени удовлетворяет желание прикоснуться к секретам музыкальной и часовой механики, и с обратной стороны механизм можно не открывать. В итоге задняя крышка превратилась в холст для посвященного гению Вивальди изображения с вихрем нот, фортепианных клавиш и надписью Vivaldi La Primavera.
Музыкальный барабан
Иоганну Себастьяну Баху приписывают следующую мысль: «В музыке нет ничего особенного. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное время — а инструмент играет сам». Созданием таких точных инструментов в Ulysse Nardin занимаются с первого дня основания. В мастерских фирмы, созданной часовщиком Улиссом Нарданом в 1846 году, разработка часов с боем стала одной из центральных задач. Недаром именно Нардан в 1893 году во время всемирной выставки в Чикаго получил золотую медаль за изготовление модели хронографа с минутным репетиром. В 2014 году минутный репетир был объединен в изысканной модели Imperial Blue с парящим турбийоном. Вновь инженеры компании не стали скрывать свои секреты, превратив циферблат в выставку достижений. Место на отметке «6 часов» занял турбийон, незаметно закрепленный на сапфировой платине и будто парящий в воздухе. Верхняя часть циферблата была отдана мостам из сапфирового стекла синего цвета, который можно считать одним из любимых оттенков мастеров мануфактуры.
Jazz Minute Repeater, корпус 42 мм из платины, калибр UN-74, лимит 18 экземпляров
Встроенные молоточки механизма UN-970 могут отбивать часы, четверти и минуты, используя сразу четыре музыкальные ноты. Кажущаяся простота работы механизма не должна обманывать. Без новаторских решений сложных физических задач здесь не обошлось. Так, инженерам Ulysse Nardin пришлось справляться с проблемой распределения энергии, чтобы ее хватило и на отсчет времени, и на бой. А ведь в механизм встроили еще и индикатор даты!
Запас энергии накапливается благодаря двум барабанам, разделившим зоны ответственности: один «подпитывает» механизм боя, а второй отвечает за работу калибра. Механизм с ручным заводом управляется заводной головкой, и если крутить ее против часовой стрелки — энергию получает именно «музыкальный барабан». Вращение в противоположном направлении добавляет сил часовому механизму. Еще один важный нюанс в отделении «музыкального механизма» от основного: во время настойки времени детали, связанные с боем, защищаются специальной системой, чтобы гарантировать их безопасность.
Одиссея бесконечности
Без внимания инженеров Ulysse Nardin не осталось ни одно из классических усложнений. С 1996 года из стен мануфактуры выходят разные версии часов с вечным календарем. Среди новейших воплощений этого усложнения — модель GMT +/- Perpetual Calendar. Загадочное сочетание плюса и минуса в названии часов сообщает, что часы используют одну из выдающихся разработок Охслина — систему удобной настройки вечного календаря как вперед, так и назад при помощи заводной головки. Прошлой весной в Базеле состоялась премьера Perpetual Calendar с полностью мануфактурным калибром UN-32 (в корпусе из розового золота с белым циферблатом), а в конце года появилась лимитированная версия «вечника» для продажи исключительно в бутиках марки. Часы со знаком бесконечности на синем циферблате, декорированном волнами, пожалуй, можно назвать одним из лучших воплощений концепции развития бренда. Пока Freak представляет экспериментальное, «радикальное» направление часовой механики, GMT +/- Perpetual Calendar для Ulysse Nardin является настоящим консерватором, даже несмотря на революционную систему управления.
Появившиеся на циферблате волны напоминают о морском наследии марки. Улисс Нардан — ученик Фридрика Вильема Дюбуа и Луиса ДжинРичарда Дит-Брессела из Невшателя — прекрасно освоил изучавшийся предмет и стал настоящим специалистом в создании часов, от точности которых в те годы зависела человеческая жизнь. В мастерских компании разрабатывались морские хронометры — обладатели 4324 сертификатов точности из 4504 когда-либо выдававшихся подобных документов. В новом веке традиции высочайшей точности и ее проверки продолжают сертификаты швейцарского института хронометрии COSC. Надо ли говорить, что контролирующий работу GMT +/- Perpetual Calendar калибр UN-32 все необходимые тесты прошел на «отлично»?
GMT +/- Perpetual Calendar Manufacture в корпусе 43 мм из розового золота, автоматический калибр UN-32, запас хода 48 часов, сертификат хронометра COSC
Несмотря на обилие информации, циферблат предельно лаконичен. Секундной стрелке выделили дополнительную шкалу, в то время как ее место в центре занял 24-часовой указатель GMT с зонами времени суток. логотип марки с фирменным якорем будто поддерживает окно большой даты в положении «1 час». Индикаторы дня недели и месяца выступают в паре, но при этом первый оригинально совмещен с боковой секундной стрелкой.
GMT+/- Perpetual Calendar Manufacture Boutique в корпусе 43 мм из платины с калибром UN-32, лимит 250 экземпляров только для бутиков Ulysse Nardin
Считается, что человек чувствует себя по-настоящему счастливым, если ему удается найти равновесие между извечным стремлением к стабильности и одновременным желанием перемен. Часовой мануфактуре Ulysse Nardin уже много лет удается сохранять этот хрупкий выверенный баланс применительно к часовому искусству, регулярно пополняя коллекцию качественных повседневных часов узнаваемого стиля и дизайна. Придумывая все более изощренные и эффектные варианты самых любимых традиционных усложнений: турбийона, вечного календаря и репетиров. и, наконец, создавая собственную уникальную механику, где даже сами названия моделей — Moonstruck, Freak, Stranger — указывают на то, что они не такие как все и предназначены для людей, у которых есть собственный независимый взгляд на мир и время.
Carnival of Venice Minute Repeater, корпус 42 мм, калибр UN-71, выемчатая эмаль, лимит 18 экземпляров