Шесть муз. Ulysse Nardin
Новых коллекций от Ulysse Nardin с замиранием сердца ждут и ценители часовых традиций, очарованные тем, как мануфактура переносит в новое столетие техники с вековой историей.
Новых коллекций от Ulysse Nardin с замиранием сердца ждут и ценители часовых традиций, очарованные тем, как мануфактура переносит в новое столетие техники с вековой историей, и те, кто восхищается достижениями передовой часовой инженерии. В 2013 году мануфактура превзошла ожидания и тех и других.
Трудно поверить, что еще 30 лет назад многие называли затеянный Рольфом Шнайдером проект возрождения Ulysse Nardin «рискованным предприятием», а механизмы, придуманные Людвигом окслином, — фантастикой. Сейчас «механизм» самой мануфактуры столь хорошо налажен и точно отрегулирован, что она может ежегодно удивлять яркими концептами часовой механики.
Не покидая региона, где бьется пульс часовой Швейцарии, мануфактура создала разветвленное производство, обосновавшись сразу в нескольких центрах часовой промышленности. Улисс Нардан основал свою мастерскую 166 лет назад на берегу Невшательского озера. Спустя полтора века фабрика, штаб-квартира и производство Ulysse Nardin переместились всего на десятки километров — в Ле-Локль, пока и этот небольшой город не стал слишком мал для компании, в результате чего появилась вторая фабрика — в Ла-Шо-де-Фоне. Сегодня Ulysse Nardin — полноценная мануфактура, способная производить все детали часов: от кремниевых волосков баланса до уникальных эмальерных циферблатов.
Но не стоит полагать, что ценности Ulysse Nardin ограничиваются производственными вопросами. То, что разглядел в марке Рольф Шнайдер тридцать лет назад — это поэзия, полет фантазии. Будто мифологическое имя основателя мануфактуры взывает к тому, чтобы даже сверхточные инженерные исследования были вдохновлены музами Олимпа.
КАЛЛИОПА — МУЗА НАУКИ
В современной Ulysse Nardin заложено много идей Людвига окслина, воспринимающего часовое искусство как поле для реализации инновационных технических принципов. Тридцать лет назад дух изобретательства окслина заставил Ulysse Nardin плыть «против течения»: пока все производители думали об упрощении и оптимизации калибров, мастер конструировал немыслимые усложнения, превращавшие обычные приборы измерения времени в настоящие произведения искусства. Оказалось, это был единственно верный подход: компания, обладающая наибольшим количеством патентов за разработку механизмов, получила 4300 призов за достижения в области часовой механики. Первые шаги стали триумфальными — астрономические шедевры окслина из Trilogy of Time стали «визитной карточкой» марки, без этих моделей не обходится сегодня ни одна серьезная часовая экспозиция.
Последующие изобретения Freak и Moonstruk, минутный репетир San Marco и возрожденное искусство размещения на циферблате движущихся фигурокжакемаров окончательно закрепили положение Ulysse Nardin в высшей лиге сложной механики. Но, пожалуй, наиболее важно, что все эти усложнения создавались не только для развлечения коллекционеров — они были последовательными шагами к созданию собственного мануфактурного базового калибра.
Представленный в 2011 году калибр UN-118 стал квинтэссенцией достижений мануфактуры в исследовании новых технологий. Кремний, в свое время позволивший Ulysse Nardin удивить поклонников часами Freak, подтолкнул инженеров компании к дальнейшим экспериментам со свойствами этого материала. Сегодня Ulysse Nardin является пионером в этой области, а новый спуск с кремниевой спиралью, разработанный совместно с исследовательской компанией Sigatec, демонстрирует высочайшую хронометрическую точность хода, кроме того, снижает влияние трения и не требует смазки.
Carnival of Venice Minute Repeater с калибром UN-71, минутный репетир с жакемарами
ПОЛИГИМНИЯ — МУЗА ЖИВОПИСИ
Калибр UN-118 дебютировал в часах Marine Chronometer Manufacture, с циферблатом, вручную покрытым эмалью Grand Feu. Эмальерное искусство — одно из важнейших направлений Ulysse Nardin, буквально открытых мануфактурой заново.
В 2012 году группа выкупила фабрику Donze Cadrans, известную своей уникальной технологией работы с эмалью циферблатов. Мастерами Donze Cadrans создан и покрытый вручную эмалью циферблат хронометра. Особое впечатление от часов формирует сочетание белоснежного циферблата с вытянутыми черными римскими цифрами и элементами вишнево-красного цвета. Классическое, но не шаблонное оформление циферблата, окаймленного корпусом из красного золота, контрастирует с актуальностью технологий, примененных при создании механического «сердца» модели.
Уже в 1980-е художники компании стали использовать для украшения циферблатов технику champleve (выемчатой эмали), а в 1993 году впервые восстановили забытую в часовом искусстве технику cloisonne (перегородчатой эмали). Сегодня эмальерные миниатюры украшают прекрасные лимитированные коллекции марки, посвященные различным событиям.
Marine Chronometer Manufacture с мануфактурным калибром UN-118, запатентованный спусковой механизм Diamonsil
МЕЛЬПОМЕНА — МУЗА ТЕАТРА
В 2012 году Ulysse Nardin отметила 200летие бородинской битвы, создав серию Classico с циферблатами, украшенными миниатюрами по мотивам картин русских художников. В 2013 году в уникальной модели Carnival of Venice соединились сразу три музы, три направления искусства Ulysse Nardin: эмальерная живопись, механический театр жакемаров и музыка.
Мастера Ulysse Nardin вдохновляются венецией с конца 1980-х, когда свет увидел первый минутный репетир San Marco. В новой модели создатели предлагают зрителю стать свидетелем венецианского карнавала, действие которого разворачивается на «сцене» модели. На фоне созданного из эмали моста риальто, соединяющего берега Гранд канала, застыли два загадочных силуэта в масках. Их движения синхронизированы с движением стрелок и звучанием гонга минутного репетира. Модель представлена в корпусе из платины и выпущена тиражом всего в 18 экземпляров.
Ulysse Nardin самостоятельно изготавливает эмальерные циферблаты в техниках Grand Feu, выемчатой и перегородчатой эмали, компания приобрела фабрику циферблатов Donze Cadra.
УРАНИЯ — МУЗА АСТРОНОМИИ
Главный принцип Ulysse Nardin заключается в том, что авангардные достижения, использованные в самых ярких моделях мануфактуры, затем переходят в часы регулярных коллекций. Так, традиции Moonstruck продолжает классическая модель Classico Luna. Скромный индикатор фаз Луны на циферблате — на самом деле астрономически точный модуль, показывающий движение Луны «в реальном времени», воплощенный в калибре UN-829. Меняется не только фаза спутника, но и само окошко совершает полный круг на циферблате в течение 12 часов, показывая его текущее положение относительно нашей планеты.
Classico Luna выполнена в актуальном парном тренде: в мужской версии (корпус 40 мм из стали или розового золота) и женской — с перламутровым циферблатом и бриллиантами.
ЕВТЕРПА — МУЗА МУЗЫКИ
Восприятие любого произведения искусства складывается из нескольких составляющих, потому и собственные калибры Ulysse Nardin не делают акцент на одном усложнении. Например, часы Sonata Streamline позволяют простым нажатием кнопок «плюс» или «минус» изменять время во втором часовом поясе, а также использовать будильник с «кафедральным» звоном. За работой будильника позволяют следить стрелка в положении «9 часов» и шкала на «2 часах». Кроме того, заводить будильник за сутки до нужного времени позволяет 24-часовой механизм счетчика обратного отсчета в положении «10 часов».
В создании управляющего Sonata Streamline калибра UN-67 тоже участвовали специалисты Sigatec, изготовившие из кремния анкерный спуск и волосковую пружину, получившую название «кремний 1.1.1.». Изысканность точному механизму придает инерционный сектор из 22-каратного золота. Другой звучащий подарок от Ulysse Nardin в этом году — необычная модель Stranger, позволяющая насладиться знакомой романтической мелодией Strangers in the Night. Еще одна «ниточка», связывающая новинку с миром музыки и объединяющая традиции музыкальных часов с миром современной музыки — подпись нового партнера мануфактуры Дитера Майера из группы Yello. Так, на премьере модели в Цюрихе ее представили два импозантных революционера — из сферы музыки и часового искусства: Дитер Майер, которого называют «крестным отцом электронной музыки», и Людвиг окслин, не однажды совершавший переворот в часовом мире.
Sonata Streamline, с калибром UN-67 с кремниевой спиралью: указатель GMT, будильник с «кафедральным» звоном, функция обратного отсчета
Необычное музыкальное звучание Stranger — не единственное новшество часов на базе калибра UN-690. Еще одна «изюминка» — возможность настройки часов при помощи заводной головки после нажатия, а не выдвигания. За запуск мелодии, в свою очередь, отвечает кнопка в положении «10 часов». Stranger в роскошном оформлении — в корпусе диаметром 45 мм из розового золота, выпущена ограниченной серией всего 99 экземпляров.
Театр жакемаров, современная музыка, астрономические наблюдения и исследования свойств земных материалов — куда Ulysse Nardin пойдет дальше, какая муза станет следующим источником вдохновения, угадать невозможно, да и не стоит. Ulysse Nardin — мануфактура, которая раздвигает границы часового мира, и для нее совершенно естественно, представлять каждый год модели, заставляющие затаить дыхание.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2013