Montblanc. Рождение сверхновой
Montblanc создает часы уже 15 лет. За это время компания превратилась из производителя замечательных пишущих принадлежностей в престижную часовую мануфактуру. Более того, компания создала свой неповторимый стиль, который стал реактивным двигателем всех направлений развития Montblanc.
Montblanc создает часы уже 15 лет. За это время компания превратилась из производителя замечательных пишущих принадлежностей в престижную часовую мануфактуру. Более того, компания создала свой неповторимый стиль, который стал реактивным двигателем всех направлений развития Montblanc. Вероятно, через несколько лет Montblanc войдет в число самых авторитетных швейцарских часовых брендов, на которые равняются остальные.
Institut Minerva de Recherche en Haute Horlogerie в Виллере
В начале XX века гамбургский банкир Альфред Нехемиас и берлинский инженер Август Эберштейн создали компанию Simplo Filter Pen Company. Она позиционировалась как мануфактура высококачественных перьевых и золотых ручек. Впрочем, уже тогда амбиции основателей компании нельзя было назвать скромными: в 1909 году качество ручек Montblanc решили подчеркнуть изображением шестиконечной звезды — символом горы Монблан. Бренд был зарегистрирован в 1910 году, и никто не мог предугадать, что через много лет компания завоюет сердца поклонников высокого часового искусства. Основой успеха Montblanc стало внимание к деталям и использование престижных материалов.
Глава отдела исследований института Minerva Деметрио
Но это было не единственное достоинство новой марки: во многом она обрела популярность благодаря практичности выпускаемой продукции. В начале XX века рекламные плакаты Montblanc призывали: забудьте о пятнах на белоснежной рубашке, ведь чернила в ручке Rouge et Noir надежно защищены особой предохранительной системой. Стремление к идеалу нашло отражение в модели Meisterstuck — название можно перевести как «шедевр» или «эталон». Этот письменный инструмент увидел свет в 1924 году, стал визитной карточкой бренда в 1920-е и выпускается до сих пор. Неудивительно: мастера компании создали образец качества, воплотивший характер марки. Он стал основой для триумфального возвращения Montblanc после войны. Компания сделала ставку на эксклюзивные письменные инструменты и стала признанным поставщиком ручек для сильных мира сего. Ручками Montblanc писали Джон Кеннеди, Рональд Рейган, Михаил Горбачев, испанский король Хуан Карлос II и английская королева Елизавета. Ручки Montblanc балансировали на грани: то ли прикладной инструмент, то ли произведение искусства. Казалось бы, настало время почивать на лаврах и восхищать общественность новыми письменными принадлежностями. Каково же было удивление любителей luxury, когда в 1997 году Montblanc объявил о том, что намерен стать и часовым брендом.
Серьги Montblanc White Nights Collection 2011
Часовой Meisterstuck
В 1997 году управляющий директор компании Вольф Хайнрихсдорф объявил: отныне Montblanc, известный производитель ручек и аксессуаров для письма, станет выпускать часы. «А куда вы будете заливать чернила?», — спросили журналисты, посмеиваясь. Общественность была удивлена. Впрочем, правильно выбранная стратегия гарантирует будущий успех. Управляющие директора Montblanc Лутц Бетге и Вольф Хайнрихсдорф смогли предсказать, что клиентам скоро перестанут быть интересны «швейцарские часы вообще» и они захотят швейцарские часы очень четко выраженного стиля, бренда и качества. Репутация и имидж марки Montblanc сыграли свою роль. Компания не стала притворяться историческим часовым производителем и откапывать мифическую мануфактуру XVII века. Она честно и открыто построила в Ле-Локле новую фабрику, оснащенную самым передовым оборудованием, и начала выпускать отличные часы. Уже через несколько лет объемы производства превысили 100 тысяч часов в год. Впрочем, компания Montblanc не успокоилась даже на этих впечатляющих показателях.
Коллекция Montblanc White Nights Collection 2011, часы часы Montblanc Collection Villeret 1858
В 2007 году, через 10 лет после запуска часовой программы, случилась сенсация: Montblanc приобрела мануфактуру Minerva. Это позволило марке представлять часы с собственными полноценными калибрами. Minerva, существующая с 1858 года, мануфактура известная, даже легендарная. Ее секундомеры, произведенные в начале ХХ века, до сих пор пользуются непререкаемым авторитетом у коллекционеров. При этом сама фабрика в Виллере ухитрилась законсервироваться во времени. Здесь рьяно чтут древние традиции, все механизмы собирают и декорируют только вручную, здесь каждый мастер лично осуществляет множество производственных операций. Даже волосок увеличенного в диаметре баланса навивается вручную. Вскоре фабрика Minerva превратилась в Institut Minerva de Recherche en Haute Horlogerie, то есть из простого производства — в исследовательский институт.
Коллекция Montblanc White Nights Collection 2011, ручка Caspar David Friedrich
Это позволило Montblanc приступить к разработке редких коллекционных часов, которые получили имя Villeret. Они сочетают традиции ручной работы с современными достижениями в области конструирования механизмов. Теперь компания производит собственные калибры и уверенно входит в круг избранных часовых брендов, воплощающих свои мечты на собственных мануфактурах. Вековой опыт мануфактуры Minerva был дополнен представлениями о современных тенденциях часового бизнеса. И результат не заставил себя ждать. Через год после приобретения Minerva S.A. на Женевском салоне появилась уникальная модель. В истории часового направления Montblanc она сыграла роль не меньшую, чем легендарная Meisterstuck в мире письменных инструментов.
Запонки Montblanc White Nights Collection 2011
Шедевры ручной работы
MB R100, первый калибр Minerva для Montblanc, стал «сердцем» часов Montblanc Nicolas Rieussec Monopusher Chronograph. Эта модель посвящена изобретению Николя Риуссека: в 1821 году он представил прибор с двумя вращающимися дисками для измерения и записи времени. Через 187 лет на циферблате однокнопочного хронографа Montblanc изящный изогнутый мост скрепил диски Риуссека на камнях красного цвета. В прошлом году идея вращающихся дисков получила новое воплощение: в Женеве были представлены юбилейные часы Nicolas Rieussec Chronograph Anniversary Edition.
Ручка Montblanc edition Hommage a Max Reinhardt 2011, посвященная основателю Зальцбургского фестиваля
В качестве шкатулки для их автоподзавода предлагалось использовать настольные Nicolas Rieussec Horological TimeWriter. Использованный в хронографе Nicolas Rieussec первый калибр с ручным заводом стал основой для целой семьи механизмов Montblanc. Например, калибр MB R110 сохранил главные особенности R100, но был дополнен индикатором даты в виде вращающегося скелетонизированного диска. Тот же диск можно увидеть и в калибре MB R120. Этот механизм с ручным заводом стал первым калибром мануфактуры, в котором анкерная вилка и спусковое колесо были сделаны из кремния. Часовые инженеры Montblanc стремятся и умеют работать с новыми материалами. В линейку механизмов MB R вошел и калибр с автоподзаводом. MB R200 с классическим колонным колесом сразу заявляет о своей принадлежности: эмблема марки стала частью скелетонизированного ротора, утяжеленного металлическим грузом. Вместе с двумя заводными барабанами ротор обеспечил 72-часовой запас хода.
Хронограф Rieussec Anniversary
Продемонстрировав уважительное отношение к классике часового дела, в 2011 году компания представила еще один механизм, ставший настоящим открытием для ценителей высокого часового искусства. Прошлогодний SIHH украсила модель Tourbillon Bi-Cylindrique с турбийоном, оснащенным двумя цилиндрическими пружинами баланса, вращающимися вокруг своей оси. Калибр MB M65.63, запускающий часы из коллекции Villeret 1858, разработал один из ведущих специалистов часового НИИ Minerva Деметрио Кабидду. Выпустив Tourbillon Bi-Cylindrique, компания Montblanc показала, что намерена диктовать тренды в развитии часового искусства. И что лучшие умы института, как и подобает истинным ученым, делают настоящие открытия. Эти амбиции бренда в области высокого часового искусства не остались незамеченными: Tourbillon Bi-Cylindrique боролись за победу в категории «Лучшие сложные часы» на Гранпри Женевы.
Часы с мировым временем Star World-Time Automatic
Между прочим, фирменный для Minerva увеличенный баланс и необычный, кажущийся вытянутым книзу корпус Tourbillon Bi-Cylindrique унаследовал от другой модели, сенсации 2010 года —первого опыта проекта Timewriter, призванного реализовывать самые смелые идеи часовой механики. Тогда молодые мастера —часовой инженер Джонни Жирарден и инженер-механик Франк Орни под руководством бессменного Кабидду —разработали уникальный экземпляр трансформера Villeret Metamorphosis. Одним нажатием кнопки циферблат этих удивительных часов превращался из классического трехстрелочника с календарем — в хронограф. Важно, что Metamorphosis не стал однодневной сенсацией, призванной привлечь внимание прессы и коллекционеров, а послужил основой для конструкционного развития сложных моделей.
Montblanc Villeret Metamorphosis
Классика на каждый день
Montblanc создает шедевры, лимитированные несколькими десятками экземпляров. Но достижения компании этим не исчерпываются. Так, именно марка Montblanc получила Женевский Гран-при 2011 в категории «часы стоимостью менее 5000 франков» за модель Montblanc Star Worldtime GMT Automatic. Как и коллекция Star, серия TimeWalker объединяет элегантную классику на каждый день. Это не значит, что часы TimeWalker излишне просты. Взять, к примеру, прошлогодний TimeWalker TwinFly с автоматическим калибром MB LL 100, двумя заводными барабанами и вертикальным дисковым сцеплением.
Хронограф TimeWalker TwinFly, победитель часового салона в Мексике 2011 г.
Эта модель получила множество наград и положительных отзывов по всему миру. Таким образом, компания Montblanc преуспевает во всех сферах часового дела. Компания предлагает коллекции не только для часовых эстетов, но и для тех, кто каждый день готов демонстрировать хороший вкус своим коллегам и партнерам по бизнесу. Чем объяснить успех марки? Возможно, бренду приносит удачу белоснежная шапка Монблана. Этот знак на колпачках ручек и заводной головке часов привлекает покупателей гарантией качества — высокого, как альпийская вершина. Но более вероятный рецепт успеха — талант часовщиков из Ле-Локля и Виллере в сочетании с возможностями группы Richemont. И кропотливая работа, результат которой — впечатляющие открытия.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2012